От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор

Захват японскими автомобильными фирмами рынка США американцы сравнивают с атакой на базу тихоокеанского флота Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Как это происходило, на примере самой крупной автомобильной фирмы, Toyota Motor Corporation.

Денис Орлов

Если бы 1 мая 1960 года наши зенитчики не сбили под Свердловском американский самолёт-разведчик U-2, «Москвичи-407» вполне могли повторить в США (об этом прочтёте здесь) судьбу машин Toyopet Crown. Два автомобиля этой марки были выгружены с корабля «Президент Кливленд» в калифорнийском порту Уилмингтон 14 сентября 1957 года.

Toyota Motor Company возлагала на Toyopet Crown большие надежды — ведь это её лучшая модель! Но оказалось, извилистые и узкие японские дороги — вовсе не то же самое, что протяжённые калифорнийские хайвеи, по которым машины «автохтонных» марок мчались со скоростью 80 миль в час. Тойотовская новинка с трудом давала 60 миль в час, её мотор не выдерживал длительной работы на повышенных оборотах. Почему этого не происходит с Volkswagen? — недоумевали в «Тойоте».

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Первый Toyopet Crown, получивший калифорнийские номера. У бампера присел Хироси Камия, сын первого президента Toyota Motor Sales USA, Inc. Сётаро Камия. Рядом с представителем дорожной полиции штата стоят менеджеры марки, слева направо: Сёдзи Хаттори, Сейзи Като, Цададзо Ямамото.

Ну и название, конечно. Pet по-английски ведь не только домашний питомец, а еще и обида. «Обидная игрушка», выходило. Об этом сразу вспоминалось, когда автомобиль закипал посреди хайвея.

Завоевать американский рынок «Тойоте» не удалось. За первый, 1958 год, Toyota Motor Sales USA реализовала 288 машин, затем, в 1959‑м, на волне интереса — 1028, в 1960‑м — 821, в 1961‑м — 576. Местные газеты запестрели частными объявлениями о продаже Toyopet Crown по бросовым ценам. Дилеры один за другим разрывали контракты. К слову, подобная участь постигла и первую эскортную модель Nissan — Datsun Bluebird.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Самые первые Toyopet Crown, сразу после выгрузки на американский берег, 14 сентября 1957 года. По пути к штаб-квартире Toyota Motor Sales их обгоняли даже микроавтобусы Volkswagen.

И вроде, в «Тойоте» всё делали правильно. Выбрали для экспансии Калифорнию — самый крупный автомобильный рынок США. Тамошние жители, известные своим космополитизмом, охотно покупали иномарки: «Воксхоллы», «Рено», «Симки», «Фиаты», «Хилманы». Не говоря о «Фольксвагенах». Опять же, в Калифорнии проживала крупная японская диаспора, на их солидарность тоже делался расчёт. Цену за Toyopet Crown запросили вменяемую — всего на 600 долларов дороже «Жука». Потому что сравните это лупоглазое чудо с мотором в заднице и наш практически «Кадиллак», пусть и маленький! Небольшой, но полноценный автомобиль с четырьмя дверьми и вместительным багажником, — эту мысль повсеместно проводили в рекламе Toyopet Crown.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Магазин Toyota Motor Sales USA, Inc. открылся в бывшем автосалоне Rambler по адресу 6032, Голливудский бульвар, Голливуд 31 октября 1957 года, в канун Хеллоуина.

Увы. Говоря языком мореплавателей, «Тойота» отработала назад, с потерей 1,42 миллионов долларов. Хотя совсем с рынка и не ушла. Выручил вездеход Toyota Land Cruiser — первая модель, представшая в США под маркой Toyota.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Ранняя реклама Toyopet Crown эксплуатировала фрейдовский мотив «маленький, но большой».

Это было время стремительного подъёма экономики Японии. В 1960 году правительство обнародовало программу развития с ежегодным ростом ВНП в среднем на 7,8 %, фактически же он прирастал на 11 процентов. Однако торговый баланс между Японией и США оставался, по выражению экономистов, «неблагоприятным»: американских товаров в Страну восходящего солнца ввозилось значительно больше, чем из неё — в Штаты. Экспорт автомобилей помог бы достичь положительного сальдо торгового баланса, и Министерство внешней торговли и промышленности, прежде призывавшее клан Тоёды сосредоточиться на насыщении внутреннего рынка, изменило курс.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
В магазине дилера Арта Фроста по адресу 801S, Брэнд бульвар, Глендейл (штат Калифорния), 1958 год. Пресса отмечала внушительного размера ремкомплект, прилагавшийся к Toyopet Crown.

С феодальных времён, с реставрации Мейдзи, японские деловые круги тесно взаимодействовали с государством. Сложилась особая форма олигархии — дзайбацу: нескольких мощных финансово-промышленных групп, каждая из которых охватывала сразу несколько сфер деятельности. На Западе (а, точнее, на Востоке), в США было иначе.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Toyota Land Cruiser (на фото — FJ25L) помогла марке удержаться в США. Эталонный образец 1961 года хранится в Toyota Automobile Museum в городе Нагакуте, вблизи Нагойи.

В 1946 году американские оккупанты законодательно ликвидировали дзайбацу, точнее — думали, что ликвидировали. Японские олигархи, понимающие, что против 7‑го флота США нет приёма, ушли в тень и сменили название дзайбацу («власть богачей») на кейрецу — «систему». Более того, к старым, самурайским финансово-промышленным кланам, таким как, Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, теперь прибавились новые. Среди них — клан Тоёда, поднявшийся на текстильном машиностроении и окрепший на военных заказах в 1930‑е годы.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Классический Land Cruiser FJ43 выпуска 1971 года на аукционе Bonhams в Калифорнии 18 августа 2023 года ушёл за $78 400.

Стоило убедить правительство в необходимости развивать собственное автомобилестроение (некоторое время после войны сохранялось иное мнение), как тотчас японцам запретили приобретать у оккупантов-американцев «сэконд-хенд», ввели кусающиеся пошлины на ввоз новых машин и запчастей, невероятно усложнили процедуру создания иностранных предприятий. Правила эти были введены в 1955 году, когда общий объём выпуска автомобилей в Японии составил… чуть более 20 000 машин.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Toyopet Tiara — так на рынке США переименовали модель Crown второго поколения после провала первого — в национальном парке Йосемити (Калифорния) проезжает сквозь ствол гигантской секвойи, 1964 год. Белая крыша — признак отсутствия кондиционера в списке опций.

Интересно, что в семье Тоёда на новый бизнес поначалу смотрели недоверчиво, но как время меняет людей! В 1963 году «Тойота дзидося кабусики-гайся», т. е. «Автомобильное акционерное общество Тоёды», более известное как Toyota Motor Company, впервые обошло по производству легковых машин бывшую дзайбацу Йошисуке Аикава Nihon Sangyo, телеграфно — Nissan (128 843 штуки против 118 558).

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Президент Toyota Motor Company Фукио Накагава получает премию за качество продукции из рук профессора Деминга, 1965 г.

Незаметно подготавливалась повторная экспансия в США. Она началась в 1964 года, когда планету накрыла настоящее цунами япономании. Женщины заговорили о кимоно, мужчины — о карате. Модный британский беллетрист Ян Флеминг пишет роман «Живешь только дважды», действие которого разворачивается в Японии и чуть позже поспособствует известности марки Toyota. В октябре 1964 года в Токио прошли XVIII Игры летней Олимпиады. Гости со всего света восхищались смелой архитектурой спортивных дворцов, скоростными поездами «синкансэн», широкими платными шоссе, молодёжью, охотно демонстрирующей приверженность западному стилю жизни. Напротив, для США 1960‑е начинались невесело: захромала экономика, СССР вырвался в космос, Куба стала независимым государством, убили президента Кеннеди, разгоралась война во Вьетнаме, дорожал бензин. Взглянув на жизнь трезвее, американцы перестали считать автомобили compact-sized уделом неудачников. Выбор импортных марок на автомобильном рынке США даже расширился, например за счёт SAAB и Volvo. Второй машиной в семье американцы всё чаще выбирали компактную экономичную иномарку.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
«Колотя Детройт по его же правилам, представляем сегодня модель следующего года…» — рекламируя Toyota Corona, японцы и не скрывали, против кого воюют.

За месяц до старта Токийской олимпиады была представлена Toyota Corona третьего поколения (за редким исключением легковые модели фирмы назывались на букву «C»: Crown, Corona, Corolla, Cressida, Celica, Carina, Camry, Celsior, Century…). Третья Corona, наконец, подросла до американских представлений об автомобиле компактного класса: мотор рабочего объёма 1,9 л развивал 90 л. с. (на целых 40 л. с. мощнее абсолютного лидера импорта, VW-1300). Из-за более тонкого стального листа и несущего кузова Corona длиной 4115 мм весила всего тонну, разгонялась до сотни за 16,7 с (а с появлением четырёхступенчатой коробки — и за 15 с) и легко держала темп 130 км/ч. Вскоре после дебюта в США Corona получила ещё и автоматическую трансмиссию Toyoglide (очень похожую на легендарную GM Powerglide). Также вскоре в продажу поступили модификации с двухдверным кузовом без центральной стойки (модная в США тема hardtop) и с кузовом универсал (Station wagon). Наличие кондиционера вселяло оптимизм в дилеров. Хотя прошлые просчёты всё ещё напоминали о себе, и марка Datsun значительно опережала по продажам Toyota.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Corolla 1100 («маленькая корона, венец») дебютировала на 13‑м Токийском автосалоне в октябре 1966 года. Это первая модель Toyota с верхним распределительным валом, рычагом переключения передач на центральном тоннеле, передней подвеской «Мак-Ферсон», бензобаком в безопасной зоне над задним мостом, гнутыми боковыми стёклами. Её покупали, можно сказать, «за красивые глазки». Автор дизайна — Касуо Морохоси.

Всё это отражено в книге Роберта Соубела «Автомобильные войны», вышедшей на русском языке в издательстве «Прогресс» в 1989 году:

«В 1965 г. американцы купили 6400 автомобилей ‘‘Тойота’’, что было чуть больше трети продаж моделей ‘‘Датсун’’». 

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Американские дилеры знакомятся с Toyota 2000GT, 1967 год. Третий слева — ведущий конструктор этой машины Дзиро Кавано. Toyota 2000GT cоздана в 1965 году совместно с фирмой Yamaha, которая параллельно делала спортивную модель для Nissan. За Toyota 2000GT в США просили $7230 — больше, чем за Porsche. Понятно, что машина «не пошла», хотя и произвела впечатление.

Бог с ним, со стилем изложения — в конце концов, не роман. Но поднимаешь статистику продаж в авторитетной американской газете Automotive News, и напротив позиции «легковые автомобили Datsun» за 1965 год видишь: 13 201 штука. Даже если приплюсовать к ним лёгкие коммерческие автомобили (5514 штуки), всё равно не сходится с данными Соубела! Вот вам и профессор истории, и один из самых известных в Штатах писателей на экономические темы…

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Второго января 1968 года «Тойота» подписала контракт с Shelby American, Inc. о подготовке трёх Toyota 2000GT (стартовые номера 3, 23 и 33) для гонок американского национального чемпионата Sport Car Club of America (SCCA) в классе C-Production. Пилоты Дэйв Джордан и Скутер Патрик заняли итоговое 4‑е место, пропустив вперёд только Porsche и Triumph. Это был один из лучших дебютов в автоспорте США.

Увы, позиция «легковые автомобили Toyota» в Automotive News до 1965 года включительно не заполнена. В 1966‑м продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей Toyota в США (20 311 штук) приблизились к результатам Datsun (29 928 штук). Но и те, и другие не шли ни в какое сравнение с продажами Volkswagen: 420 018 штук. И даже когда в конце 1960‑х «Тойота» всё же обошла по части экспорта своего основного японского соперника, к показателям Volkswagen она так и не смогла подобраться.

Зато в 1963 году «Тойота» усовершенствовала производственную систему, введя «канбан». Создатель новой системы, начальник цеха одного из заводов «Тойоты» Таити Оно, предложил снабжать сборочные конвейеры деталями без задела, «точно в срок». На каждом рабочем месте постарались по возможности исключить те действия, что не направлены непосредственно на увеличение добавочной стоимости изделия. Эффективность производства заметно повысилась. В 1965 году на одного рабочего заводов «Тойота» приходилось 8 автомобилей, тогда как у американской «большой тройки» этот показатель составлял в среднем 4,5. В дальнейшем разрыв только увеличивался. Но не это удивительно. У Toyota Motor Co. производительность росла, на заводах «большой тройки» — снижалась!

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Актриса Акико Вакабаяси позирует у одного из двух спайдеров Toyota 2000GT, построенных специально для съёмок фильма «Живёшь только дважды» (1966 г.). Автомобили не имели тента и боковых окон, и всё потому, что Шон Коннери, игравший Джеймса Бонда, со своими 189 см роста не помещался в купе 2000GT.

В том же 1963‑м Toyota Motor Co. первой среди японских автомобилестроителей ввела у себя на заводах так называемые «кружки контроля качества». Это уже не японец придумал. Профессор Йельского университета Уильям Эдвардс Деминг в конце 1940‑х прочел в Японии серию лекций на тему контроля качества. Американцам идеи Деминга были поперёк горла, а вот японцы даже учредили премию Деминга.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
В декабре 1969 года «Тойота» продала в США 100‑тысячный автомобиль. На снимке: счастливый обладатель Toyota Corona Mark II Hardtop Бенджамин Оганесян получает от дилера Thousand Oaks Toyota (штат Калифорния) Джерри Бродецки в подарок наручные часы Seiko. За этим наблюдает управляющий автосалона мистер Шерман.

Высокомерие помешало американским конкурентам по достоинству оценить преимущества японской производственной системы. После того как юрист-правдоруб Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости» (1965 г.), а Конгресс США принял первый в мире закон о безопасности на дорогах (National Traffic and Motor Vehicle Safety Act, 17 августа 1966 г.), американцы к своему удивлению обнаружили, что японские автомобили качественнее и безопаснее собранных дома! К тому же заводам США всё ещё не удавалось выставить достойных противников в компактном и субкомпактном классах, где выступали импортёры (вспомним афоризм Генри Форда-второго: «маленький автомобиль — малые прибыли»). Тогда в американские СМИ была вброшена вирусная тема о том, что японцы выпускают не автомобили, а «консервные банки».

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Кузовы для пикапов Hilux на заводе Atlas Fabricators из Лонг Бич, 1974 год. В 1980 году это предприятие превратится в Toyota Motor Manufacturing, U.S.A. Inc. (TMM).

Япония, наконец, достигла положительного сальдо торгового баланса с США. Причём, если в 1960 году автомобили занимали в стоимостном выражении 7‑ю строчку из 10‑ти основных статей японского экспорта, то к 1970 году они поднялись на вторую, после неизменно лидирующего сталепроката.

Главным покупателем японских товаров оставались Штаты. При этом Японию всякий раз выставляли виноватой в экономических проблемах США. Это они первыми начали, перекрыв американским товарам доступ на острова! Это они держат заниженный курс йены, что делает их товары более выгодными. Да они просто демпингуют! Под давлением США японцы вынуждены были идти на «добровольные экспортные ограничения» — то на текстиль, то на сталь, то на цветные телевизоры, то на автомобили.

Невзирая ни на что, американцы всё чаще и чаще отдавали предпочтение японским товарам из-за лучших потребительских качеств, а экономика США катилась в тартарары.

От провала до триумфа: как «Тойота» устроила американцам второй Перл-Харбор
Карикатура Питера Уэллса в американском еженедельнике Newsweek за 21 декабря 1981 года обыгрывает болезненную для янки тему Перл-Харбора. Клич «Квота! Квота! Квота!» из американского торпедоносца подражает сигналу «Тора! Тора! Тора!» к атаке японских эскадрилий 7 декабря 1941 года на главную базу Тихоокеанского флота США.

В 1968 году «Тойота» впервые обогнала «Датцун» по продажам на рынке США. Этому способствовала Corolla — элегантная субкомпактная модель размером с Volkswagen Beetle. Сбыт же самих «Фольксвагенов», абсолютных лидеров импорта, понемногу снижался. Причём терял германский концерн примерно столько же, сколько приобретала Toyota. То, что прежде было преимуществом — массовый выпуск единственной отлаженной модели — теперь обернулось против VW: не так-то просто перестроить гигантский механизм. Оказалось, что заднемоторная платформа невосприимчива к масштабированию: чуть больший чем «жук» и совершенно не похожий на него Volkswagen Type 3 провалился на рынке! Впрочем, до того, как Toyota окончательно обгонит VW, оставались долгие пять лет…

Что еще почитать:

Гудбай, Америка: как советские автомобили пытались продавать в США и что из этого вышло

Как Хрущев стал отцом украинского автопрома и причем здесь секретный проект ТПК

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Порше не помог немцам на Курской дуге

Редакция рекомендует:






Источник