«Лучший автомеханик РФ — 2020/21»: новая площадка, новый формат

Участники игры

Ни дресс-кода, ни фейс-контроля, ни статусных «фильтров» — требований по возрасту, стажу работы, должности, профессиональному образованию, гражданству.

Неограниченные возможности войти, бороться и победить! Добавим к этому нулевые вложения со стороны конкурсантов на всех онлайн-этапах: достаточно зарегистрироваться и выполнить в установленный срок задания, чтобы увидеть свое место в общем рейтинге профессионалов.

Именно так: сотрудник независимого или дилерского автотехцентра, руководитель собственной мастерской, автомеханик-одиночка, выпускник или преподаватель профильного учебного заведения, просто энтузиаст автосервиса – все имели «на входе» одинаковые возможности. Конечно, это позволило до максимума  расширить географический охват конкурса, вот уж действительно — от Калининграда до Владивостока, плюс Беларусь, ДНР (Украина), Армения, Казахстан, Киргизия. 

Предварительный отбор шел с начала марта по 13 апреля. Полтора месяца на шесть видеозаданий – комфортный график даже для профи, сильно загруженных на основной работе!

Задания не были чем-то из иной вселенной, не требовали выбросить из головы все привычное, скорее наоборот, сводились к наиболее частым автосервисным процедурам:

– обслуживанию систем – зажигания, тормозной, климатической;

– типовым ТО работам по замене тормозной жидкости, амортизаторов, свечей зажигания.

Опять же, процесс выполнения заданий не был новым, постоянные участники в прошлые годы уже познакомились с ним, и теперь особенно внимательно просматривали видео, чтобы оценить действия в нем как верные или неверные. За правильные ответы конкурсантам начислялись баллы, за неверные — вычитались. Итог отправлялся в единый и динамически обновляемый рейтинг, доступный для просмотра 24/7.

Онлайн-процедура подробно описана здесь, чтобы  отметить с благодарностью и уважением усилия организаторов и партнеров конкурса … а также удивиться числу участников. В самом деле, досадное число для такой солидной отрасли, как авторемонт.

Да, были активно задействованы интернет и соцсети. Да, партнеры конкурса информировали и приглашали своих клиентов. Да, профессиональные ассоциации и клубы оставляли ссылки на страницу конкурса.

И все вместе они смогли «вовлечь в игру» чуть более полутора тысяч практиков.

Мы давно не живем в избах, но, видимо, печь лентяя-Емели умудряемся протащить с собою в городскую ментальность 21 века как нечто дорогое душе, незаменимое. Зачем конкурировать, бороться и двигаться вперед каждый день? Хлопотно это. Лежать на родной печи куда уютнее.

И вот что еще не изменилось со сказочных времен. Роль женщин.

Давным-давно сказочного Емелю вынудила путешествовать одна грустная принцесса, современных конкурсантов активно убеждали участвовать и поддерживали – их жены! Не раз и не два финалисты со сцены признавались: мол, и меня жена убедила зарегистрироваться, а после болела за победу и вот… опомниться не успели, как вместе оказались в Москве, добрались до финала!

Так и хочется сказать: уважаемые организаторы, не пора ли перенести рекламу конкурса в иной сегмент соцсетей и сделать соревнованием жен?

Если чуть серьёзнее, то есть еще один мощный мотиватор участия для конкурсантов – это активный, неравнодушный работодатель. В нынешнем сезоне особенно заметны в финале рядом с одиночками – организованные команды. Их финалисты – в новенькой, специально для финала заказанной форменной одежде; со своими тренерами и группами поддержки; порой – со своими фотографами и видеографами! И это правильно. Настоящую корпоративную культуру создают действия, а не лозунги.

Приятно, что команды представляют как независимый сегмент рынка, так и автодилеров. Две самые многочисленные — от холдинга АВТОDОМ и франчайзинговой сети «ЕвроАвто».

Интересная особенность конкурса 20/21 – реальная поддержка и живой интерес техникумов, ВУЗов. Не просто так в финал вышли преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения, и не 1-2, их много: Автодорожный колледж  Санкт-Петербурга, колледж мехатроники и пищевой индустрии  Калининграда, Игримский и Сургутский политехнические колледжи.

Судьи, эксперты, «железо»

Седьмой конкурс отмечен обновлением правил судейства финала, которое выглядит удачным и даже создает преемственность, особую традицию.  Помимо экспертов ИЦ SMART и технических специалистов брендов-партнеров судят финал те, кто в прежние годы сами смогли блестяще миновать его – и стать чемпионами! Так, Дмитрий Лялин, который не раз выходил в финал и был победителем конкурса, теперь – судья. Как отметил Павел Клюкин, именно этот чемпион отозвался на приглашение первым и принял новый статус охотно и заинтересованно. Рядом с ним работает бывший его соперник из команды «ЕвроАвто», которая на позапрошлом конкурсе буквально вырвалась в лидеры и победила с впечатляющим отрывом – показала, что внутреннее обучение и постоянные тренинги – это реальная сила!

Нельзя обойти вниманием и сами стенды финала. Все же десять роскошных тормозных узлов Brembo, которые переливаются в свете софитов загадочным лиловым – это и украшение сцены, и гарантия того, что в первом туре десять участников смогут провести работу без сбоев и… с удовольствием. Можно сказать, всем повезло в год пандемии совершить невиртуальный тур в Италию — прикоснуться к мечте… и от души закрутить все гайки, загадывая желания!

Технический момент: нормы времени для конкурсных заданий выверяли заранее, с помощью механиков из групп обучения ИЦ SMART. Шесть минут, отведенные, например, в первом задании для замены диска и колодок с последующим замером биения – это не пустая цифра, а результат рабочей статистики и экспертных оценок.

Первое задание с честью выдержали все тормозные стенды. Они же «затормозили» полсотни финалистов, дав доступ к следующему тесту лишь лучшим.

Последующие этапы были разнообразными и даже несколько коварными, о чем еще утром предупредил участников Павел Клюкин, руководитель ИЦ SMART и «хозяин» дня. Затрагивались темы точности замеров различных параметров, оценки качества рабочих жидкостей и регламента их замены; были задания на знание не самой массовой, но элитарной темы дизеля.

Еще одна особенность дня – то, что весь зал постоянно держали в тонусе. «На сцену» участников вызывали в случайном порядке, доставая наугад номера. Эти номера утром выдали каждому финалисту при регистрации и позже постоянно использовали для идентификации и не только. Например, номера определяли очередность обеденных смен.

День большого финала

Сколько места надо, чтобы удобно и компактно разместить 170 человек: всех финалистов, команды брендов-партнеров, гостей, прессу? Оказывается, всего-то два поста-ямы в ремзоне… но — грузовой. Благо, цеха «Комдоравто» настолько хороши по качеству полов, свету и общей организации пространства, что годны и для конкурса, и для полноценного концерта. В последнем случае еще бы пневмогайковерты и прочие «ударные» убрать, чтобы не задавали слишком уж азартный ритм.  Хотя конкурсантам он вряд ли мешает, скорее создает привычную рабочую атмосферу.

Сцена, а вернее конкурсная зона, подготовлена заранее и состоит из десяти основных участков – верстак, тележка с инструментом, набор дополнительного оборудования, стенд «передняя стойка плюс тормозная система»; также подготовлены пять моторов. Все вместе они  позволяют участникам показать себя в финале как практиков, выполнить перед залом, под внимательным взглядом судей и экспертов, задания разного уровня сложности. Учитываются в оценке — скорость работы, соблюдение технологии и правил техники безопасности.

Пожалуй, бочка меда уже переполнена. Не хочется лить в нее деготь, но должно быть что-то, достойное улучшения в следующем году. И это, пожалуй, работа организаторов по переключению внимания с конкурсной зоны – в зону презентаций брендов-партнеров. Один небольшой экран, скромное место в углу и микрофон, который не помогает перекричать рабочие звуки ремзоны – это настоящий вызов для корпоративных тренеров и представителей брендов! Хорошо ли справились, можно понять сразу. Каждый в финале презентации бросает в зал вопросы, основанные на данных их этой самой презентации – и ловит ответы. Если они верные, значит,  зал оценил тему, расслышал все подробности, запомнил их.

Неплохо было бы организаторам чуть больше внимания уделить и медийным партнерам. Единый зал – это значит, нет места, где можно оставить вещи, зарядить камеры или телефон, поставить ноутбук и спокойно, а не «на коленках» написать текст и отредактировать изображения.

«Помните о технологии и технике безопасности. На столах для вас все подготовлено, в некоторых заданиях вас ждет даже избыток оборудования. Не спешите, обдумывайте свои шаги. Важно выполнить задание не только быстро, но и правильно, технологично. Не волнуйтесь и просто покажите, на что способны», — так напутствовал финалистов Павел Клюкин.

Немного о зале – там были сами участники, их близкие и друзья. А еще будущие соперники – те, кто уже твердо решил победить в сезоне 22 или позже, если не все удастся с первой попытки.

Например, самый молодой участник конкурса, который неплохо показал себя в онлайн-этапе. Ему всего 15 лет, но профессия уже выбрана, знания накапливаются, опыт тоже. Уже успешно пройдены несколько программ обучения в ИЦ SMART.

Один из самых упорных участников, который смог пробиться в финал,— Станислав Солонкин. Он приехал из Магадана и прежде участвовал в онлайн-отборе трижды. Серьёзный, замотивированный на победу. Дома представляет официально ремонт и установку оборудования бренда Eberspacher, и представители бренда – друзья и партнеры ИЦ SMART – активно поддержали «своего» финалиста. 

Были в конкурсе компании-вехи. Так, Владивосток представлял руководитель одного из техцентров  сети-лидера региона — «ГиперАвто». Кстати, это как раз случай домашней группы поддержки: жена посоветовала участвовать в онлайн-этапе, радовалась прохождению каждого этапа, и вот итог: пятидесятое место в общем зачете, поездка в Москву.

Чтобы зал не скучал, чтобы призы достались буквально каждому, было проведено много интересных мини-шоу в течение дня. Например, «узнай марку и модель по звуку мотора». Удивительно, но — узнавали с «первых нот», кричали наперебой! Начался звуковой марафон с классики – «жигулей» – и завершился классикой, но уже иного уровня, «Формула-1». Внутри были звуковые темы разных стран, времен и направлений автомоды. Буквально все узнавались с первой или второй попытки. Поставить в тупик всю сотню «слухачей» не смог ни зычно турбированный голос BMW,  ни бас КамАЗа. А вот редкий для авто ремзоны мотоцикл «Урал» долго оставался загадкой, даже заподозрив ответ, его не называли, предпочитая более экзотичный «Харлей». Ещё больше путаницы внес культовый, но неразгаданный дольше всех Lancer Evo…

«Банкиры» в игре

Инициатор и организатор Чемпионата — Инжиниринговый научно-образовательный центр «СМАРТ». Поддержали конкурс такие солидные бренды мирового рынка автокомпонентов, оборудования и услуг, как  Brembo, Dolz, Elring, Gates, KYB, MAHLE, Motul, NGK-NTK, NTN-SNR, VARTA. Вложили в дело силы и энергию технологические партнеры — «Механика», «РусТехника», «Союз Автосервисов», Diagnost Lab, JTC и др.

Максим Уражанов, заместитель директора, Clarios Россия

«Интересный комплексный формат. Мы впервые принимаем участие в качестве партнёров и спонсоров. Видим большой интерес зала, практиков авторемонта. Несмотря на то, что выступление совмещено с соревнованием, удалось удержать внимание аудитории, все следили за контентом и точно отвечали на вопросы в финале презентации. Еще хочу отметить: мы приятно удивлены активным и массовым участием в финале наших партнёров, «ЕвроАвто».

Единое пространство конкурса – это интересно, перспективно. Стенд бренда удачно расположен: постоянно в зоне внимания. Весь день подходят участники,  много вопросов, обсуждений продукции и технологий.

Хочу отметить, что скоро задать вопросы и узнать о бренде станет проще: с июня стартует наш проект VARTA Partner Portal, который позволит зарегистрированным пользователям получать полный объём информации по продукции – от поиска и замены АКБ и до экспертных статей и профессионального обучения».

Кирилл Мякишев, директор по развитию бизнеса компании Motul

«Отличное настроение, мы все в атмосфере дружеского, позитивного соперничества — и это прекрасно, это воодушевляет.  Кроме того, вижу высокий уровень конкурсантов. 

Я более 8 лет в команде Motul, участвовал в самых разных проектах по развитию бренда и вижу большой потенциал в конкурсах, подобных этому:  они повышают престиж профессии механика и помогают лучшим людям познакомиться с лучшими брендами, повысить свою осведомленность в технологиях».

Оксана Кошелева, специалист по маркетингу, Eberspacher

«В конкурсе участвуем впервые, поддерживаем нашего дилера, который вышел в финал и здесь выступает под номером 54.

Уже можно сказать: мероприятие получилось интересное, содержательное и ценное. В целом организация на уровне, да и сама идея – она полезна бизнесу и отрасли, и для развития престижа профессии, и для прямого обмена опытом и сбора мнений практиков, и для продвижения продукции».

Павел Клюкин, руководитель ИЦ SMART

«Когда мы осознали, что в 2020 г. из-за коронавируса не сможем собрать в очередной раз  наших любимых, наших постоянных участников, очень расстроились. И для нас, и для многих друзей, коллег, партнеров «СМАРТ» конкурс важен и дорог. Есть люди, которые действительно участвуют год за годом, регулярно. Для них это важное событие, добрая традиция. Отказ от проведения конкурса был бы ударом для них и нас самих, а равно и для наших брендов-партнеров, профессиональных СМИ, выпускников Smart.

Пандемия нанесла удар… но мы не отказались от своих планов. Мы ждали, надеялись на позитивные изменения в эпидемической ситуации и не теряли времени: продумывали  идеи для развития конкурса.

Нам представлялось важным обновить формат. Мы хотели создать массовое, динамичное шоу. Собрать большое количество участников в очном финале оффлайн.

Мы много сил вложили, чтобы вывести конкурс на новый уровень. Это — иное количество конкурсных постов; смена формата — переход из учебного класса в реальную профессиональную среду авторемонта.

Когда оффлайн стал возможен, мы были готовы! Центр энергетики, главная сила нового формата — наша нынешняя площадка, возможность встретиться непосредственно в ремонтных цехах «Комдоравто», крупнейшего грузового техцентра не только России, но и Восточной Европы.

Под новый формат мы продумали гораздо большее разнообразных заданий, которые мы смогли себе позволить! Мы обновили и судейство, захотели пригласить новых людей, оживить саму идею.

Были определённые сложности с привлечением брендов-партнеров. Пандемия! Для кого-то маркетинговая активность стала невозможной, а для кого-то участие в очных мероприятиях строго ограничено головным офисом. Мы тем более признательны всем, кто даже в этих условиях решился и оказал поддержку конкурсу, будь то оборудование, материалы, финансы или что-то еще.

Конечно, мы и сами серьёзно вложились в конкурс. По финансам, по идеологии и технологии. Так мы продолжаем свое развитие как сильной и прогрессивной учебной площадки, как поставщика знаний и опыта».

Сергей Курленя, технический директор компании «Легион-Автодата»

«Интересное мероприятие. Наблюдаю успешное пересечение интересов автосервисов и образовательных учреждений. Это два совершенно разных вектора в рынке.  Одни стараются организовать учебный процесс и видят в этом науку и регламент. Другие стремятся получить знания, трудоустроиться.

Ещё одна особенность площадки – активнейшее общение и множество знакомых лиц.  Я встретил целый ряд участников нашей Олимпиады диагностов и получил от них множество вопросов: когда уже ваш офлайн, пора!

Приятно встретить здесь техцентры образовательного учреждения, которые используют наши программы и базы.

Отмечу также широкую географию конкурса. Рад нашим партнерам из Питера, вижу интерес мастеров из Екатеринбурга, вообще — из самых разных регионов».

Виталий Никонюк, технический тренер MAHLE

«Прежде всего, хочу отметить интересную для нас возможность напрямую пообщаться с представителями автосервисов, оценить их потребности, их точку зрения на рынок.

Мы показали здесь сервисную установку Mahle и обнаружили, что интерес очень велик, хотя многие видят ее впервые. Участие в этом конкурсе поможет нам подготовить более интересное и эффективное предложение для нынешних и будущих партнеров, клиентов.

Высоко ценим также профессиональный подход к организации, достойный уровень формулирования заданий и их практической реализации».

Владислав Тен, руководитель Академии «EuroAuto»

«Это четвертое участие компании в конкурсе. В позапрошлый раз мы одержали блестящую победу, затем стали четвертыми, сейчас снова хотим вернуть лидерство.

У нас достаточно опыта участия, чтобы сказать: конкурс становится с каждым годом сложнее, комплекснее. Интересно смотрится объединение идей и подходов с форматом Worldskills. Отчётливо прослеживается влияние логики и правил той программы – здесь, в целом ряде заданий.

Поскольку «ЕвроАвто» — сеть с собственным учебным центром, конкурс нам интересен еще и как возможность почерпнуть идеи и технологии для обучения».

Победители

1-е место — Дмитрий Репетуев, поселок Власиха, Московская обл.

2-е место — Сергей Екименко, АвтоСпецЦентр, Москва

3-е место — Александр Конев, техцентр Garage.76, Ярославль

Трижды – закономерные победы, в них сочетается лучшее из подготовки и удачи! Нынешние чемпионы ранее неоднократно участвовали в конкурсе, выходили в финал, занимали места в лидирующей двадцатке. И продолжали прилагать усилия, чтобы поднять выше, еще выше. Благо, саморазвития в профессии неограниченно.