Кто изобрел первые стеклоочистители?

А зимой 1902 года, в морозный день Мэри Андерсон с интересом наблюдала за страданиями водителя нью-йоркского троллейбуса во время сильного снегопада. Водитель вынужден постоянно открывать лобовое стекло, чтобы счистить с него вручную снег. Это было неудобно, кроме того холодный ветер и снег врывались в салон.

Вернувшись домой, Мэри Андерсон, девелопер из города Бирмингем, штат Алабама, наняла инженера из местной технологической компании для создания устройства, позволяющего очищать ветровое стекло, не выходя из салона.

Патент на изобретение был получен в 1903 году. Устройство состояло из рычага, доступ к которому осуществлялся с водительского места, и продолговатого куска резины, прижатого другим рычагом к внешней поверхности лобового стекла. Перемещая рычаг из стороны в сторону, водитель мог очищать стекло от воды во время дождя. Для того, чтобы резиновая щетка плотно прилегала к стеклу, был использован противовес.

Так я восприняла этот факт. Так же он подаётся во многих источниках с припиской: автомобили, на которых мы ездим сегодня, были бы другими без Мэри Андерсон.

По работе мне приходится часто обращаться к англоязычным источникам. И вот однажды, просматривая материалы по истории автомобилестроения, я наткнулась на информацию о том, что в 1903 году, когда Мэри получила патент на свой стеклоочиститель, ещё как минимум два изобретателя запатентовали стеклоочистители с подобной конструкцией: канадец Роберт Дуглас и британец ирландского происхождения Джеймс Генри Эпджон, причём первый подал заявку на патент на три месяца раньше, чем Мэри Андерсон.

Мало того, совсем первый стеклоочиститель был запатентован ещё раньше – в 1898 году! Его изобретатель – американец Джордж Кейпвелл. Конечно, его конструкция отличалась от стеклоочистителей Мэри Андерсон, Роберта Дугласа и Джеймса Эпджона, которые более похожи на современные. Однако в описании к заявке на патент автор указывает, что его устройство предназначено для очистки стекол на морских судах, а также на «автомобилях, локомотивах и других наземных транспортных средствах».Стеклоочиститель Кейпвелла, 1898 год

Получается, сама идея механически очищать лобовое стекло не принадлежит исключительно Мэри Андерсон, и вообще она не первая. Кроме того, в источниках указано, что, вернувшись из Нью-Йорка домой в Алабаму, Мэри наняла конструктора, который и создал технический проект стеклоочистителя, управлявшегося рычагом, расположенном внутри автомобиля. Имя этого конструктора, конечно, неизвестно.

Мало того, ещё одна женщина – Шарлотта Бриджвуд – придумала первый электрический стеклоочиститель в 1917 году.

А Мэри Андерсон заслуживает признания за то, что с её правами на изобретение судьба обошлась не очень справедливо. Дело в том, что она заказала изготовление работающей модели своего стеклоочистителя и в 1905 году предложила выкупить у неё права на продукт одной канадской фирме, но те отказались, заявив, что приспособление не представляется им коммерчески выгодным. Срок действия патента Мэри Андерсон истёк в 1920 году. И именно в 20-е годы началось очень быстрое развитие автомобилестроения. Вот тогда стеклоочистители стали устанавливать как стандартное оборудование. Первым это сделал Cadillac. И эти стеклоочистители были очень похожи на модель Мэри.

Кстати, ещё одна женщина – Шарлотта Бриджвуд – придумала первый электрический стеклоочиститель в 1917 году, а её дочь, актриса немого кино и заядлая автомобилистка Флоренс Лоуренс, изобрела важнейший компонент автомобильной безопасности – поворотники.

Но это уже совсем другая история…

Автор публикации

0
главный редактор

Комментарии: 47Публикации: 783Регистрация: 15-10-2020