100 тысяч рублей в месяц, 15 тысяч за рейс: как за год выросли зарплаты дальнобойщиков и стоимость перевозок

100 тысяч рублей в месяц, 15 тысяч за рейс: как за год выросли зарплаты дальнобойщиков и стоимость перевозок

Стоимость автомобильных грузоперевозок в 2021 году, по экспертным данным, выросла примерно на 20 %. Участники рынка объяснили, почему пришлось поднять цены.

Ирина Зверева

Информацию о росте фрахта привели в компании VEB Ventures, которая основывала расчеты на анализе данных от 50 тыс. перевозчиков. Аналитики выяснили, что в среднем цена перевозки на 1 км по ключевым маршрутам при грузоподъемности 20 тонн достигла для тентовых грузовиков 40 руб., для изотермических фургонов — 50 руб. и для рефрижераторов — 55 руб. без НДС.

Особо отличились ряд направлений. Так, на маршруте Москва — Санкт-Петербург средняя цена рейса в первом и втором кварталах 2021 года выросла в два раза по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. При этом в третьем квартале тенденция сохранилась. Перевозки на направлении Москва — Краснодарский край подорожали в среднем на 46 %.

Согласно выводу компании, в количественном выражении перевозки восстановились до уровня 2019 года, то есть до пандемии, а их стоимость в 2021 году выросла в среднем на 20 %.

100 тысяч рублей в месяц, 15 тысяч за рейс: как за год выросли зарплаты дальнобойщиков и стоимость перевозок

СТАВКИ ПОКАЗАЛИ ДИНАМИКУ

Опыт опрошенных участников рынка в целом подтверждает эти данные.

Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде заявил о подорожании за последние 12 месяцев на 19,4 %, причем практически весь рост пришелся именно на этот календарный год. На это указывает «Индекс ATI.SU», который аккумулирует данные по крупнотоннажным перевозкам по ста самым популярным направлениям.

По данным компании, перевозки из Москвы в Петербург прибавили 26,8 %. «Наиболее существенное подорожание за 12 месяцев этого года мы зафиксировали на маршруте Новосибирск — Тюмень (+52,8 %). Второе место поделили перевозки из Костромы, Ярославля и Липецка в Москву — по 45 %», — сообщил Святослав Вильде.

«Ставки на автомобильные грузоперевозки действительно повысились за этот год в среднем на 20 %, и это первое значительное подорожание с 2015 года, — подтвердил директор по логистике ОТК «ЮниТранс» Артем Королев. — Мы можем подтвердить рост фрахта по направлениям Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург, Москва – Краснодар».

Согласно наблюдениям FM Logistic, с начала 2021‑го тарифы увеличились на 15 %, сообщила директор по транспортным операциям компании Маргарита Табунова. До конца текущего года этот показатель, по ее словам, может достичь 20 %. Она также выделила северо-западное и южное направления.

Директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов согласился с показателем в 20 % за год. У компании — своя специфика. «Наибольшее подорожание наблюдаем в Сибири и на Дальнем Востоке», — отметил он.

Основатель международного сервиса грузоперевозок GetTransport.com Александр Сапов считает, что 20 % — далеко не предел. «На некоторых направлениях рост цен составил 50 и даже 100 %. Речь идет в первую очередь о грузоперевозках между Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, а также Краснодарским краем», — уточнил он. Средняя цена перевозки на 1 км по обозначенным топовым маршрутам, по приведенным им в конце сентября данным, действительно составляла 40 руб. для тентовых грузовиков, 50 руб. для изотермических фургонов и 55 рублей для рефрижераторов.

Директор по развитию бизнеса Gebrueder Weiss Николай Гладун заявил о росте цен на 15–20 % в зависимости от направлений. Наибольший рост ставок на перевозки внутри РФ, по его словам, отмечается в Московском регионе, а также в направлении Краснодарского края.

В группе компаний AsstrA назвали более серьезную цифру подорожания — на 20–30 % в этом году. «Наибольший рост наблюдается на ряде ключевых направлений Сибири, Урала, а также Краснодарского края, который традиционно является самым нестабильным с точки зрения ценообразования», — сообщила руководитель отдела внутрироссийских автомобильных перевозок Наталья Арефьева. В пример она привела маршрут Москва – Санкт-Петербург, где тариф увеличился почти вдвое, а также Москва – Екатеринбург — на 25 %, Москва – Краснодар — на 35–40 %.

В ПЭК, напротив, отмечают менее существенное подорожание — с начала года тарифы выросли в среднем на 10–15 %, сообщил замдиректора компании Вадим Филатов.

А по данным Delko, на протяжении текущего года на рынке перевозок наблюдается динамика роста ставок более чем на 10 % по отношению к началу года. В пресс-службе компании уточнили, что было принято решение сдержать резкий рост цен, рост ставки для ее клиентов в 2021 году составил даже менее 10 %.

По наблюдениям компании, наибольший рост ставок наблюдается в Сибирском федеральном округе. Так, например, ставки из Новосибирска в Пермь выросли на 30 %, из Новосибирска в Барнаул, Томск, Кемерово и Черногорск — на 25 %. На таком же уровне выросли цены на южных направлениях, а между Москвой и Санкт Петербургом — на 20 %.

Сооснователь сервиса Биржагрузоперевозок.рф Евгений Остряков сообщил параметры роста ставок на FTL (перевозку целыми машинами). Так, ставка на перевозку по маршруту Москва — Самара выросла с 55 000 рублей до 95 000, минимальная стоимость рейса 20‑тонной машины по Москве выросла с 9000 до 15 000. Рост, по его словам, отмечен на всех направлениях.

ПАНДЕМИЯ СДАЛА ПОЗИЦИИ

Какие основные факторы привели к подорожанию? В исследовании VEB Ventures говорится, что рост цен вызван дефицитом доступного транспорта. Он, в свою очередь, возник из-за существенных изменений на рынке: обеления, подорожания запчастей, а также нехватки водителей, ухода с рынка мелких игроков.

Участники рынка подтвердили и дополнили эту информацию. Все эксперты говорят, что в основе тенденции подорожания — рост спроса и образовавшаяся нехватка провозных мощностей.

«Это связано, прежде всего, с восстановлением рынка после пандемии, — пояснил, в частности, Александр Сапов (GetTransport.com). — За это стоит благодарить интернет-торговлю с услугой доставки, которая пользовалась повышенным спросом в период самоизоляции, но и после него не потеряла популярность».

Святослав Вильде (ATI.SU) отмечает, что пока спрос стабильно превышает предложение. «В частности, по нашей статистике, в первом полугодии 2021 года количество заявок на автоперевозки по России выросло по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 64,6 %», — уточнил он. Эксперт подтвердил, что на рынок влияет бурный рост онлайн-торговли и сервисов доставки.

Артем Королев («ЮниТранс») заявил о действии накопительного эффекта: ранее ставки были фактически заморожены и росли незначительно даже в первую волну пандемии. А ведь тогда транспортировка была осложнена из-за ограничений на передвижение, введения пропусков и QR-кодов. Сейчас же дальнейшее сдерживание ставок стало невозможным, полагает он. В первую очередь, роль играет общая нестабильная ситуация на транспортном рынке, связанная с превышением спроса над предложением, а также ростом ставок на перевозки другими видами транспорта (морским, авиационным, железнодорожным), считает эксперт.

Евгений Остряков согласен с тезисом о накопительном эффекте. Он напомнил, что последние 5 лет ставки на перевозки практически не росли, а расходы на содержание парка повышались регулярно. При этом снижение спроса на перевозки в пандемию вынудило уйти с рынка многих игроков. В результате, когда рынок «ожил», образовался дефицит подвижного состава.

Масла в огонь подлили сбои в работе морских портов и дефицит контейнеров. Как отметил Николай Гладун (Gebrueder Weiss), это привело к повышению ставок на морской фрахт, который достиг к лету 2021 года своего исторического максимума. В связи с этим многие компании стали выбирать для перевозок альтернативные виды транспорта (авиа, авто или ж/д). Как результат — рост тарифов в несколько раз и по этим видам транспорта, отметил эксперт.

ГРУЗОВИКИ НЫНЧЕ ДОРОГИ

Сами по себе всплески спроса, в том числе сезонные, не являются для рынка чем-то неожиданным, напомнил Вадим Филатов (ПЭК). Например, традиционно спрос и тарифы на перевозку растут перед новогодними праздниками, заметил он. Однако в этом году нехватка провозных мощностей на рынке, согласен с коллегами эксперт, зависит не только от сезонных всплесков.

Ситуация осложнилась тем, что часть игроков, в основном это ИП и малый бизнес, покинули отрасль. «Это связано с повышением финансовой нагрузки на перевозчиков: выросла стоимость грузовиков, цена дизельного топлива», — уточнил Вадим Филатов. Так, топливо с начала 2021 года подорожало на 4,1 %.

Коронавирус привел к уходу с рынка многих мелких игроков, подтвердил Александр Сапов. «Транспорт постепенно устаревает, а на покупку нового у части компаний не хватает средств, — констатировал эксперт. — Водители, оставшиеся без работы, были вынуждены переквалифицироваться и пока не спешат возвращаться в прежнюю сферу, несмотря на то, что отрасль уже вернулась к показателям 2019 года».

Тезис о нехватке средств на обновления парка стал особенно актуален из-за подорожания новых грузовиков и полуприцепов, что, конечно, тоже сказалось на себестоимости перевозки у тех компаний, кто может себе это позволить. По оценкам аналитиков Russian Automotive Market Research, средняя цена на новые грузовые автомобили в августе увеличились на 31,2 % по сравнению с августом 2020‑го, — до 7,2 млн рублей, но цена некоторых моделей грузовых ТС доходит уже до 10 млн руб. При этом максимальную ценовую динамику продемонстрировали грузовые автомобили китайских брендов: они прибавили в цене 45,8 %.

В ПЭК, кроме того, отметили, что российские грузовики выросли в цене на 32 % год к году. Подержанный грузовой транспорт также дорожает. По итогам августа средняя цена на него выросла на 30,5 % — до 2,3 млн рублей.

Евгений Остряков (Биржагрузоперевозок.рф) привел в пример стоимость отечественного тягача, которая по сравнению с 2020 годом выросла на 20–25 %. «Импортного еще больше, — добавил он. — А вместе с этим выросла стоимость запасных частей и компонентов».

По наблюдениям Delkо, рост цен на подвижной состав и запчасти в среднем составил 35 %.

«Стоит учесть, что в мировом масштабе подорожало сырье, в частности, железная руда, что и повлекло рост цен на транспорт, запчасти, техобслуживание», — отметил, со своей стороны, Виталий Скуратов («Байкал-Сервис ТК»). И, конечно, влияет колебание курсов валют, говорят эксперты.

В качестве фактора, вложившегося в рост себестоимости перевозок, участники рынка также называют рост тарифов в системе «Платон» и обновление норм режима труда. Вадим Филатов напомнил, что до начала 2021 года водитель мог находиться за рулем не более 4 часов, а затем сделать перерыв на 15 минут и повторять его каждые 2 часа. А сейчас время беспрерывного вождения выросло до 4,5 часа, но перерыв в пути — 45 минут. Также продолжительность еженедельного отдыха увеличилась с 42 до 45 часов.

Число перевозчиков, в числе прочего, сократилось в результате отмены Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), из-за чего в целом выросли налоги для малого бизнеса. Наряду с этим повысилась прозрачность отрасли, и благодаря усилиям регулятора в этом направлении «серые» игроки массово уходят из отрасли, добавил представитель ПЭК.

О том, что на рынке транспортной логистики отрицательно сказалась отмена единого налога на вмененный доход, говорит и Наталья Арефьева (AsstrA). По ее словам, многие ИП вместо перехода на другую систему налогообложения попросту прекратили свою деятельность. «Рынок покидают мелкие и средние игроки, и я полагаю, что эта тенденция сохранится, — считает эксперт. — Выжить смогут те, кто сумеет выполнить взятые на себя обязательства перед заказчиками и у кого хватит ресурсов на обновление автопарка». 

ВОДИТЕЛИ УХОДЯТ В КУРЬЕРЫ

Общее «обеление» рынка, увеличение контроля за собираемостью зарплатных налогов увеличивает себестоимость перевозок, подтвердил Евгений Остряков. По его данным, средняя зарплата водителя 20‑тонной машины составила 100 000 – 120 000 рублей на руки (хотя уже ходят разговоры, что достойная заработная плата водителя 150 000). Это приблизительно 15–20 % в стоимости выручки одной машины в месяц.

«Доход водителей уже вырос на 27 %, что напрямую влияет на тариф транспортировки. По нашей оценке, перевозка дорожает на 8–10 %», — комментирует эту тему Маргарита Табунова (FM Logistic).

В «ЮниТранс» привели данные о том, что повышение заработной платы водителя на каждые 10 % может привести к увеличению себестоимости перевозки на 3 % и более в зависимости от километража, тоннажа транспортного средства и других факторов, влияющих на расчет тарифа. По его оценкам, многие компании просто не в состоянии обеспечить индексацию зарплат работников.

По данным HH.ru, средняя зарплата водителей все же ниже упомянутой, но в целом находится на достаточно высоком уровне, составляя 80 тыс. рублей. Самые большие средние заработки в сфере транспорта и логистики предлагают водителям в Москве и Санкт-Петербурге — около 92 тыс. рублей. Об этом говорится в совместном исследовании сервисов «Работа.ру» и «Сберлизинг».

Несмотря на сравнительно хорошие доходы водителей, их все равно не хватает — участники рынка говорят о серьезном дефиците. Это также стало одним из основных факторов, повлиявших на рост фрахта. По словам Табуновой, отток наблюдается с начала 2021‑го. «Дефицит связан с выездом мигрантов в период коронавирусных ограничений. Многие иностранные работники до сих пор не вернулись на рынок в требуемом объеме», — объяснила она.

Наряду с этим происходит миграция из сегмента грузоперевозок в курьерскую доставку, поэтому и возникает нехватка водителей большегрузов. «Стоит учесть и возрастной фактор: средний возраст таких работников растет, — добавила представитель FM Logistic. — Молодые люди все меньше выбирают для себя данный труд, поскольку эта профессия не считается престижной».

Тезис про отток в смежные сферы поддерживает и представитель Gebrueder Weiss Николай Гладун — кадры уходят туда, где спрос на персонал еще выше, например становятся курьерами или работниками складов.

Многие парки испытывают сложности с наймом водителей, особенно квалифицированных, подтверждает Евгений Остряков (Биржагрузоперевозок.рф). Эксперт напомнил, что в настоящий момент требования к водителям значительно возросли как по части документооборота, так и по части использования различных цифровых сервисов (самостоятельная регистрация на погрузке/выгрузке, отметка в мобильных приложениях по маршруту движения и т. д.). «Сама по себе работа достаточно сложна физически, приходится жить в фуре по несколько дней, — отметил он. — После закрытия границ много водителей ушло работать в сферу ЖКХ, где работа проще, без вахты и рядом с домом, что «вымыло» значительную часть персонала». Работодатели же понимают, что неквалифицированный водитель может не только нанести ущерб имуществу, но и принести массу проблем со сроками доставки и оформлением документов. Так что дефицит кадров понятен.

В Delko среди главных причин назвали старение рабочей силы, что, кстати, усугубится еще больше — по прогнозам, самая производительная группа населения в возрасте от 20 до 39 лет к 2030 году сократится на 25 % по соотношению к ее численности в 2020 году. «Во-вторых, транспортные компании острее других ощущают демографический кризис в России, а именно сокращение численности мужского населения, — добавили в пресс-службе компании. — Учитывая, что профессия водителя-экспедитора традиционно считалась мужской, правильнее будет отметить, что не хватает мужчин, а не водителей».

В «Байкал-Сервис ТК» тоже это заметили: по словам представителя компании Виталия Скуратова, перевозчики сталкиваются с тем, что машин у них порой бывает больше, чем самих водителей. И рост заработной платы водителей эту проблему не решает, считает он. Молодежь не очень-то идет в эту профессию, она считается непрестижной. 

Как правило, автомобили из-за дефицита кадров простаивают у небольших перевозчиков, которым трудно конкурировать с крупными по уровню заработной платы, уточняет Вадим Филатов из ПЭК.

Перевозчики называют и другие факторы, которые сказались на росте фрахта. Так, в «ЮниТранс» упомянули рост тарифов за проезд по платным дорогам и самой протяженности платных участков, введение ограничений по въезду грузовиков тяжелее 3,5 т в пределы МКАД, ужесточение мер весового контроля.

Игроки рынка пытаются сгладить эти факторы: компании стараются оптимизировать себестоимость, предлагать клиентам выгодные условия работы. Говоря о путях решения проблем на рынке, участники отрасли называют создание стимулов для развития внутренней автомобильной логистики в целом (пока ей не удается ответить на рост спроса). А также — развитие образовательных проектов для водителей большегрузов. Необходимо, конечно, работать и над повышением престижа профессии. «В полной мере решить эту задачу можно только совместными усилиями государства и делового сообщества», — уверены, в частности, в ПЭК.

Редакция рекомендует:






Источник

ruslan2202

Обсуждение закрыто.

Copyright © 2018 Все права защищены