Заряжаться негде заправляться

В начале прошлого века электромобили были довольно популярны в США благодаря простоте управления и пользования, и успешно конкурировали как с автомобилями с ДВС, так и с паровыми. Крест на популярности электротранспорта поставило расширение инфраструктуры – заправок и дорог. В американских крупных городах почти все дома в то время были подключены к электросети, а вот на загородных дорогах электричества могло и не быть. Автомобили с ДВС могли взять на борт запас топлива, электромобилям были нужны тяжёлые аккумуляторы.

Общедоступное, но не совсем то

Сегодня в любом городе мира вряд ли удастся найти жилье, офис или производственную площадку, где нет электричества, и это значительно упрощает использование электромобилей, считает журнал Auto3N. Однако для зарядки электромобиля от бытовой сети необходимо много часов – она не рассчитана на большую мощность. Даже в новых домах максимальная сила тока 16 ампер, значит, максимальная мощность 3 520 ватт, а если ток 6А, то мощность 1320 Вт. С такой мощностью зарядка аккумулятора даже сравнительно небольшой ёмкости потребует немало времени – например, BMW i3 с самым скромным аккумулятором будет заряжаться 8,5 часов, а с самым емким – 15.

Хотя некоторые автомобилисты заряжают электромобили и от бытовых сетей. Но учитывая распространение в России многоэтажных домов, возникает другая проблема: большинство из нас живут на втором этаже и выше, и для зарядки нужен довольно длинный кабель. А такие самодельные «зарядные станции» очень не любят представители пожарной инспекции, да и не все соседи лояльно относятся к такой организации зарядки у дома.

В привилегированном положении собственники предприятий – там электросеть достаточно мощная, и можно организовать достаточно быструю зарядку.

Стоимость зарядной станции варьируется в широких пределах в зависимости от мощности и оснащения. Домашнюю до 22 кВт можно купить даже дешевле 50 тысяч рублей, а рассчитанные на быструю зарядку и несколько разъёмов стоит до 4,5 миллионов рублей. Предназначенный для общественного пользования станции имеют компьютерную систему управления для учёта расхода энергии, оплаты и самодиагностики.

Разнобой

Сети уличных зарядок развиваются, но и при их использовании возникают проблемы. Существуют несколько видов разъёмов для зарядки, и не все станции оборудованы теми, которые нужны именно вам.

Развитием инфраструктуры в России занимаются несколько организаций – с этим отчасти и связан разнобой в информации. В соответствии с Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации, в нашей стране в 2024 году должно быть 9,4 тысячи зарядных станций. Цель вполне реалистичная: установка и подключение зарядной станции стоит во много раз меньше, чем АЗС, и во много раз проще. Точно оценить количество зарядок даже в Москве непросто из-за их принадлежности разным организациям – собственные зарядные станции есть даже у МГТС! Кроме того, доступа к некоторым из них ограничен.

В рамках проекта «Энергия Москвы» сейчас работают около 200 зарядных станций в рамках проекта «Энергия Москвы», около 20 станций работают под брендом МОЭСК-EV («Россети») – если учитывать станции и за пределами МКАД, в частности, в аэропорту Внуково (у терминала бизнес-авиации «Внуково-3», и на подъезде к аэропорту Шереметьево, три станции ФОРА – российского производителя.

Поскольку зарядную инфраструктуру содержат разные компании, и будучи клиентом одной, можно не иметь доступа к сети другой. Кроме того на разных картах можно встретить разные наборы зарядных станций. В отличие от АЗС их довольно просто поставить, но так же просто и убрать. Поэтому карты общего назначения («Яндекс», 2GIS и т. п.)  могут показывать уже несуществующие, и не показывать действующие. Это странно в 2021 году, когда в интернете есть данные почти по любому объекту, и осложняет жизнь владельцам электромобилей. Это отчасти компенсируется льготами – отсутствием транспортного налога и бесплатными парковками, что в Москве обеспечивает значительную экономию. Часть зарядных станций бесплатные, так что с экономической точки зрения ездить на электромобиле очень выгодно. Но не всегда удобно. И пока еще довольно рискованно уезжать далеко – разве что тщательно проложив маршрут и проверив наличие по пути станций для зарядки.

Типы разъёмов

На электромобилях применяются различные типы разъёмов для подключения к зарядным станциям, при этом на одной модели для разных регионов и разных лет выпуска могут быть разные разъёмы. Для некоторых моделей предусмотрены переходники.

Унификация была бы удобной для потребителя, но пока до неё далеко!

Валерий Чусов, специально для Auto3N