«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России

На Чусовском металлургическом заводе выпустили юбилейную, 100-миллионную рессору. Она предназначена для передней подвески нового магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5. Как производят автомобильные рессоры, что такое Springer и для чего заводу TikTok?

Максим Приходько

Пермский край — один из немногих российских регионов, который является краеугольным для страны: здесь сосредоточена большая химия, производят авиадвигатели, газотурбинные установки, горно-шахтное оборудование. Автомобилистам эти места знакомы благодаря продукции Чусовского металлургического завода, который входит в Объединенную металлургическую компанию, ОМК. Предприятие выпускает и поставляет на конвейеры российских автозаводов, а также вторичный рынок, ежегодно до 4000 типов рессор общим весом более 60 тысяч тонн. Конечные адресаты — КАМАЗ, «Группа ГАЗ», АЗ «УРАЛ», УАЗ, «Ивеко-АМТ», включая российские сборочные заводы компаний «Соллерс Форд» в Елабуге и Volvo Group в Калуге. В грузовиках всех перечисленных марок стоят рессоры производства ЧМЗ. Есть они и в подвеске гоночных грузовиков команды «КАМАЗ-мастер». В качестве ближайшей перспективы завод рассматривает сотрудничество с «Автотором» из Калининграда. Там заинтересовались рессорами для грузовика Hyundai Mighty. Доля отгрузки рессорной продукции на автоконвейеры, по статистике предприятия, варьируется от 40 до 60 %, остальное идет на рынок запасных частей. Есть и экспортные поставки. Пока доля их невелика, она составляет около 5 %. Для нашего рынка продукция выпускается под маркой «Чусовская рессора». Линейка для импортной техники и название свое имеет, зарубежное — Springer (от английского springe, пружина). К слову: чтобы выпустить 100‑миллионную рессору, заводу потребовалось 48 лет. За эти годы в Чусовском отказались от старого доменного производства, а в начале XXI века на ЧМЗ прошла первая мощная волна модернизации производства. Вполне возможно, что выпуск следующей «юбилярши» ждать почти 50 лет не придется.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Линейка рессор для импортной техники имеет свое название, Springer.

ЗАКАЛЯЙСЯ КАК СТАЛЬ

Квадратная заготовка поступает сюда от крупнейших меткомбинатов страны — НЛМК, «Евраз» и «Северсталь». Полосы длиной от 4 до 6 метров в цехе металлообработки рубят и пилят по размеру. Толщина листа варьируется от 4 до 70 мм. В штамповочном цехе работают как женщины, так и мужчины, но женщины трудятся только над легкими рессорами. Этому есть логическое объяснение — самая маленькая рессора весит килограмм, она задействована в подвеске кабины КАМАЗа. Самая тяжелая весит 350 кг, такие используются в прицепной технике и в задней балансирной подвеске тяжелых грузовиков. Тягать такие тяжести магнитными захватами не самое увлекательное занятие. После всех доделочных операций рессорный лист ждет термоучасток. Именно после него железная пластина становится почти готовым изделием. Подготовленную заготовку отправляют на термическую линию, где рессорный лист нагревают до температуры 950 °С. Температура может меняться в зависимости от толщины и марки стали. После листу придают нужную форму и окунают в закалочное масло. Происходит быстрая закалка с последующим охлаждением.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
У главной проходной завода развернута небольшая выставка освоенной продукции.

Таких линий, которые работают еще с советских времен, на заводе восемь. Они служат верой и правдой предприятию с 1973 года, когда было открыто рессорное производство. Правда, без их модернизации не обошлось. В начале 2000‑х годов усовершенствовали технологию нагрева, установили новые горелки. Но все равно от главного здесь не ушли — рабочий-термист находится в полутора метрах от печи и барабанов, на которых «катаются» рессоры в процессе закалки в масляной ванне. Трудновато в таких условиях всю смену работать с одинаковой эффективностью. Напротив отечественной линии работает аналогичная импортного производства. Ее приобрели в ходе последней модернизации предприятия в 2010 году. Хотя выполняют они одну и ту же операцию — закалку, но процесс ее построен так, что термисту нет необходимости сидеть рядом с печкой, он находится за операторским пультом. Опять же у немецкой линии более эффективная система дымоудаления и вытяжной вентиляции. Как следствие — условия труда лучше.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
На ЧМЗ сейчас работает более 2600 сотрудников. Коллектив очень молодой.
«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Рабочий-термист находится в полутора метрах от печи на линии закалки. Она советского производства.

«ВОТ ТАКАЯ ЗАГОГУЛИНА ПОЛУЧАЕТСЯ»

Фраза принадлежит первому президенту РФ Борису Ельцину. Сказана она была по другому поводу, но ею можно кратко описать, как выглядит главный продукт завода — хрестоматийная параболическая рессора для грузовика. О первом президенте вспомнил не просто так — завод активно сотрудничает с Уральским федеральным университетом, который носит его имя. ЧМЗ вместе с универом готовит инженеров по специальности металлургия, металловедение и металлообработка. Возможно, от этого среди инженерного состава и других технических специалистов мужчин в возрасте 45+ почти нет. Для справки: управляющему директору ЧМЗ Владимиру Кирзнеру 33 года. Под стать главному и окружение.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Пока роботы трудятся на одном участке. Один из них заготовку будущей рессоры отправляет в печь на обжиг.

Интересен побочный результат такой молодости — ролики о заводе в сервисе коротких видео TikTok набирают до 6,5 млн просмотров. Молодые рассказывают о металлургическом предприятии своим ровесникам на одном языке — это ли не лучший способ привлечь в свои ряды новые кадры? Молодежь и мыслит по-другому. На недавно реконструированном складе готовой продукции, куда первым делом водят всех экскурсантов, задействованы компактные погрузчики, но даже они порой оказываются громоздкими. Молодые рационализаторы предложили использовать для решения вопроса… экзоскелеты! Военных разработок в этой области много, а для мирного труда такие пришлось еще поискать. Но нашли. Сейчас грузчики с тяжелыми деталями на складе работают только в «спецодежде». Вооруженные по меркам вчерашнего дня почти фантастической механикой, рабочие выполняют с применением экзоскелетов большинство операций. Как следствие — значительно сократились риски травм и перегрузок. Нововведение это попутно забило корпоративную почту заявками на приобретение чудо-экзоскелета. Часть аудитории TikTok посчитала, что на Чусовском заводе производят не рессоры, а экзоскелеты, настолько зажигательно о них рассказали.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
У немецкой линии термист находится за операторским пультом. Машина приобретена в 2010 году.

ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ

Есть и более прагматичные примеры. Еще пять лет назад на заводе не знали — нужны ли роботы на предприятии? Теперь уверены: нужны. Пока роботы трудятся на одном участке. Вот как выглядят будни роботизированного комплекса: заготовку будущей рессоры робот отправляет в печь для последующих доделочных операций, где листу придают параболическую форму. После листы передают на термолинию для закалки и придания необходимой формы. Перед сборкой рессор листы проходят дробеструйную обработку для сбива окалины и упрочнения поверхности. В финале рессору ждет окраска электрокатодным нанесением. Перед складом готовой продукции рессоры проходят жесткий контроль своего ОТК. В качестве примера приведу одно из испытаний — рессору в лаборатории помещают в камеру, где она в условиях соляного тумана выдерживается 500 часов.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Заготовка поступает на ЧМЗ от крупнейших меткомбинатов страны — НЛМК, «Евраз» и «Северсталь».

Хотя комплекс, где вкалывают роботы, автономный, за ними все равно присматривает оператор. На заводе подчеркивают, что грядущая роботизация не грозит увеличением безработицы. Роботы, какими бы совершенными они ни были, все равно будут нуждаться в людях: наладчиках, механиках, КИПовцах, программистах. По сути, поменяется направленность некоторых профессий, зато персонал станет более высокообразованным. На ЧМЗ сейчас работает более 2600 сотрудников. До 2016 года на заводе были сокращения, сейчас, с увеличением объемов производства благодаря усилению доли локализации сборочных производств грузовиков-иномарок, наблюдается даже рост набора новых кадров. Только в 2020 году на завод было принято более 200 человек. Для города Чусовой с населением около 40 тысяч человек это солидная цифра. Солидно выглядит и средняя зарплата по заводу, 42 тысячи рублей. Может, это и не так много со столичных позиций, но и за гроши здесь никто не работает.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Рессорный лист нагревают до температуры в 950 0С. Ее меняют в зависимости от толщины и марки стали.

ИСПЫТАНО У СЕБЯ

Теорию и практику чусовские мастера, одна из главных специальностей так и называется — рессорщик, на предприятии стараются разбавлять с учетом специфики работы автозаводов и предприятий, производящих прицепную технику. Минус здесь один, и он не касается недавнего разгула пандемии. По наблюдениям управляющего директора ЧМЗ Владимира Кирзнера, не все автозаводы поддерживают и приветствуют такой обмен опытом. Чтобы устранить возможные недопонимания между автомобилестроителями и рессорщиками, здесь решили пойти путем расширения собственной испытательной базы. От заказа рессоры автозаводом до ее выпуска обычно требуется полтора-два года. Но ни один автозавод не хочет сегодня ждать так долго, поэтому новая продукция осваивается за месяц или чуть больше. Владимир Кирзнер вспомнил случай: когда УАЗ переходил на новую подвеску, на освоение новой рессоры для нее чусовским инженерам и рабочим потребовался ровно один месяц: «Потели-пыхтели, но справились».

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Владимир Кирзнер: «Уровень зрелости производственной системы ЧМЗ соответствует бронзовой медали Toyota Engineering Corporation».
«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
В штамповочном цехе работают и женщины. Трудятся только над изготовлением легких рессор.
«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Агрегат, рядом с которым рабочий с рессорой, называется ухозавивочной машиной.

Рессоры на заводе испытывают согласно ГОСТу, при помощи динамических нагрузок. Цикл испытаний зависит от конструкторской документации изделия. В среднем, он длится от 100 тысяч циклов, что соответствует пробегу в один год, до 1 млн циклов, это эквивалент 10 годам эксплуатации рессоры. За последнее время грузовые автомобили значительно эволюционировали — классические рессоры прямого сечения постепенно уходят с рынка вместе со старыми моделями техники. Для всесторонних испытаний новых моделей рессор завод приобрел стенд с уникальным программным обеспечением американской компании MTS Systems. Говорят, что даже в НАМИ ничего похожего пока нет. Он позволит заметно сократить сроки освоения перспективных видов продукции. Машина будет проводить усталостные, а также динамические испытания рессор и позволит имитировать дорожные условия с частотой в 1 Гц в самых разных вариантах: движение по трассе, бездорожью, комбинированные условия, а также нагрузки в поворотах, разгонах и при торможении. Есть и первые заказы, они поступили от Volvo Trucks. Автомобилестроители из Калуги проявили интерес к Чусовскому заводу в плане 3–4‑листовых параболических рессор переменного сечения, которые будут устанавливать в переднюю подвеску шведских грузовиков. При прочих равных значениях такие рессоры легче классических на 20–30 %. Пока на конвейер в Калугу поставляют пакеты многолистовых рессор только для задней подвески.

«Вот такая загогулина получается»: как ЧМЗ стал крупнейшим производителем рессор в России
Заводская «Газель Next»: и в подвеске чусовские рессоры, и на бортах.

САЙЛЕНТБЛОК И ДРУГИЕ

Рессора интересна потребителю только в комплекте с сайлентблоком. На ЧМЗ запустили проект по производству и этих элементов. Уже закуплено оборудование, идет его монтаж. Если для рессор, предназначенных для импортной техники, найти поставщика было просто, для аналогичной российской линейки с сайлентблоками завод попадал не всегда, уж слишком плавало качество резино-металлических шарниров. Чтобы уйти от рекламаций, было принято решение комплектовать продукцию сайлентблоками собственного производства. На сегодня ЧМЗ освоил 4000 видов рессор, что покрывает до 95 % рынка. Оставшиеся 5 % заводская молодежь оставила про запас для освоения новой продукции — парк отечественных грузовиков все-таки постепенно меняется, да и поставки за рубеж никто не отменял. Под брендом Springer завод освоил выпуск тормозных дисков и барабанов для европейских грузовиков и прицепов. В экспортном плане продукция ЧМЗ не зависит от валютных колебаний — ее конкурентоспособность относительно аналогичной иностранной выше, а стоит она меньше в 3–4 раза.

Источник