Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов

Отечественный автопром имеет солидный багаж в производстве техники для выездной розничной торговли. После нескольких десятилетий затишья наработки былых времен снова оказались востребованы.

Валентин Ожго

Вспомнились не только наработки, но и опыт организации выездной торговли. Правда, машины нынче другие, а возможности – шире. Когда-то в селах выглядывали ГАЗ-51 с «будкой» или ПАЗ-659 в магазинном исполнении автобусного салона, а чуть позже ГАЗ-52.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Автолавка ПАЗ-659 в свое время считалась писком моды, постоянно совершенствовалась, но комфорта в торговом салоне вагонной компоновки так и не появилось.

Сейчас на регулярных маршрутах начинают работать более шустрые легкие коммерческие автомобили с надстройками кузова или вагонного исполнения на шасси ГАЗ-3302, «Газель Next», УАЗ-330365-901, УАЗ «Профи». Есть и среднетоннажные «Газон Next». Автолавки на шасси российской сборки Ford Transit и техника с маркировкой зарубежных производителей на дорогах РФ тоже встречаются.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Автолавки обычной конструкции имеют один существенный недостаток: продавцу при  отпуске товара приходится постоянно нагибаться, а покупателю – тянуться к прилавку.

Лидерство, как и 50 лет назад, удерживают машины Горьковского автозавода, которые дешевле техники других производителей. Они в основном и тянут на себе всю выездную розничную торговлю. Таким трудягам в будущем даже памятник не грешно поставить. Впрочем, почетное место на пьедестале вполне обоснованно вскоре могут занять и другие отечественные производители, в том числе работающие с клеймом «Сделано в России» иностранные бренды, чьи автолавки в хорошем спросе. К слову, скрупулезное изучение «Автопарком» темы мобильной торговли показало, что на всем постсоветском пространстве есть всего один памятник автолавке. Он установлен в белорусском городке Столин у въезда в автопарк местного райпо.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Единственный памятник автолавке на всем постсоветском пространстве стоит в городе Столин Брестской области.

Автолавка на шасси ГАЗ-51А стала символом выездной торговли всей советской потребкооперации. Столинский памятник ухожен, шасси и надстройка находятся в прекрасном состоянии. По тем временам кузов типа КУНГ нареканий не вызывал, но с позиций сегодняшнего дня такое исполнение даже врагу не пожелаешь: зимой как в холодильнике, а летом словно в духовке. В грузопассажирском автобусе-автолавке ПАЗ-659 Павловского завода была аналогичная картина.

Правда, сельчанам нравились «автобусные» магазины, в которых ниже четырех стандартных окон от пассажирских версий ПАЗ появились маленькие витринные окошки с выложенным товаром и ценниками, что позволяло рассмотреть предлагаемую продукцию и прицениться. Мода на витрины в автолавке дошла до нынешних дней. При этом площадь остекления становится все больше и больше.

БЕЗ ТОПТАНИЯ НА МЕСТЕ

Несомненными лидерами дизайна современной конструкторской школы можно назвать ПКФ «Луидор» и альянс компаний «Форвард» и «Фабрика композитов» из Нижнего Новгорода, чьи магазины на шасси «Газель Next» и других производителей прекрасно вписались в нишу мобильной торговли. Большие витринные окна по правому борту каркасного кузова автолавки дают прекрасное естественное освещение в салон и великолепный обзор покупателям: весь товар прекрасно просматривается на витринных раскладках, полках и в открываемых холодильных шкафах.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
По продажам в сегменте выездной розничной торговли «Группа ГАЗ» лидирует за счет цены самой автолавки и стоимости ее владения.

В настоящее время автолавки нижегородских производителей, как и машины такого предназначения других брендов, соответствуют самым современным стандартам выездной розницы. Помимо холодильных шкафов и витрин, магазины на колесах получили автономные системы энергообеспечения, что делает их независимыми в местах торговли. Комфорт продавца обеспечивают инновационные системы отопления, вентиляции, собственного водоснабжения и даже имеющийся на борту санузел.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Красивый эстетический вид автолавке завода «Форвард» на шасси «Газель Next Citiline» придает витринное остекление по правому борту.

Главное, нынешняя техника проектируется под российские условия эксплуатации с учетом региона, его климатической карты и состояния дорог. Производители создают не столько магазин на колесах, сколько инструмент для зарабатывания денег с полным комплектом торговых, почтовых и даже финансовых услуг. Уже появились автолавки с отсеками для размещения банкоматов, окошки выдачи и приема денежных переводов. Налицо полный комплекс выездных торгово-финансовых услуг. Пора уже и автопарикмахерские салоны на села пускать.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Интерьер мобильного магазина “Газель City”.

Есть еще один привлекательный постулат: практически все российские изготовители машин такого предназначения облюбовали универсальный стиль обустройства своих надстроек с множеством вариантов комплектации под классическую и специализированную торговлю, фудтраки (передвижные пиццерии, кофейни, кондитерские) и даже мобильные универсамы.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
В частной пивоварне «Молеон» из Подмосковья не согласны с мнением, что автолавка создана для обслуживания села. Целый автопарк выездной торговли каждый день едет из села к горожанам.

К примеру, в начале года «Группа ГАЗ» передала в АНО «Центр 800» первый экземпляр мобильного магазина, созданного на базе низкопольного автобуса «Газель City». Производителем надстройки является компания «Форвард». В числе главных отличий этого магазина на колесах – компактные размеры (длина всего 6,6 м), низкий уровень пола и большой объем внутреннего пространства. В отличие от традиционных автолавок, в которых торговля ведется через открытую витрину, а покупатель находится снаружи, в «Газель City» есть просторная торговая зона, где покупатели могут не только рассматривать продукцию, но и примерять одежду перед зеркалом, находясь в хорошо освещенном теплом и кондиционированном помещении.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
В числе главных отличий этого магазина на колесах – низкий уровень пола и большой объем внутреннего пространства.

Чуть ранее к заказчику ушли пять специализированных автомобилей для доставки комплектов питания дорожникам, работающим «в поле» на строительстве автомагистралей. Были даже маникюрные салоны. И хотя для села и особенно глубинки это торгово-кулинарное направление вряд ли подойдет, разветвленная специализация уже налицо.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Автолавка на базе “УАЗ Профи”.

Важным условием удачного гешефта работники прилавка считают бережную доставку всей товарной номенклатуры к месту реализации: расфасованные в пакеты, стеклотару, коробки и ящики продукты не должны терять товарный вид, свежесть и качество. Потому в первую очередь заказчики обращают внимание на надежность торгового оборудования, наличие вместительной зоны хранения и, понятное дело, не стесняющее движение пространство торгового салона с удобной эргономикой рабочего места продавца.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Налицо «два в одном» – и автолавка, и отделение финансовой организации с баноматом.

Наши производители впервые начали получать заказы на автолавки целевой продуктовой группы. Свежий пример редакция «Автопарка» нашла в Елабуге, где новизной похвалился «Соллерс Форд». В нынешнем году это предприятие не раз давало значимые информационные поводы. К примеру, в феврале автолавка на базе Ford Transit получила диплом престижной премии «100 лучших товаров России». Это совместная разработка «Соллерс Форд» и кузовостроительной компании СТ «Алабуга».

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Белорусская «Купава» позаботилась даже о мелких деталях сервиса: у окошка выдачи и расчета такой фартук под козырьком магазина в межсезонье лишним не будет.

И вот к осени премьера, о которой наша редакция удостоилась чести сообщить первой: появилась автолавка для выездной торговли рыбной продукцией. Создана она на шасси Ford Transit. Если точнее, то «Рыбная автолавка» является автопоездом, к которому на сцепке подключен изотермический прицеп с холодильной установкой. Оба салона получили всю необходимую атрибутику для удобной транспортировки, хранения рыбной продукции в мобильных условиях.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
“Рыбная лавка” в составе автопоезда.

Конкретно под отпуск товара приспособлен Transit – рабочее место продавца там. Внутри поместились холодильный стол, холодильная витрина с подсветкой для демонстрации товара и вертикальный холодильный трехдверный отсек. Также в головном салоне установлены тумба-умывальник с автоматической подачей воды, водонагреватель, туалетный отсек, имеются системы кондиционирования, отопления, пожаротушения и принудительной вентиляции генераторного отсека.

Привлекательности автопоезду добавляет прицеп, что позволяет за один рейс удлинить маршрут и реализовать больше продукции, не возвращаясь на базу за добавкой. При максимальной массе 2-осного прицепа 2,8 тонны его грузоподъемность сравнима с «полуторкой» – берет 1,5 тонны. Стеллажей для фасованного груза там нет – обычная изотермичка с установкой Thermo King V-100 MAX50. Впрочем, полки можно заказать. Питание оборудования идет от бортовой сети или от автономного генератора на стоянке. Перенастройка температуры возможна в диапазоне от –10 до +10 оС. К слову, такой температурный режим позволяет работать не только с рыбной продукцией, но и с любым другим скоропортом, у которого аналогичные условия хранения.

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

Нынешние маршруты автолавок проложены туда, где отсутствует стационарная торговля, а численность населения составляет сотню, а то и меньше людей. Единственным доступным вариантом торгового обслуживания населения в глубинке является организация выездной торговли.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов

Большинство регионов запустили программы «Автолавка в село». Возрождением автолавок занялся Нижний Новгород, далее инициативу подхватили республика Татарстан, Кировская, Тульская, Ульяновская и ряд других областей. Практически везде вопросы организации мобильной торговли лоббирует и продвигает потребкооперация, если точнее, то Центральный союз потребительских обществ России и союзы потребительских обществ в регионах.

Эта некоммерческая организация запустила собственную программу развития мобильной торговли «КООП автолавка» совместно с крупнейшими российскими автопроизводителями. Проект поддержали «Группа ГАЗ», Ульяновский автозавод, «Соллерс Форд», а также Минпромторг РФ и руководители ряда регионов. Автогиганты предложили кооператорам льготные условия приобретения автотранспорта. Преференции для потребкооперации с учетом ее социальной роли на селе прописало в специальных условиях кредитования АО «Сбербанк-лизинг».

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов
Автолавка – это не только продукты.

Через дилерские сети автопроизводителей ГАЗ и УАЗ в 2020 году уже закуплено 175 автомобилей. По специальной программе потребительские общества Татарстана в прошлом году получили на льготных условиях 25 автомагазинов. А в первых числах нынешнего июля республиканский автопарк потребкооперации снова прирос: к 121 автолавке прибавилось еще 18 машин «Газель Бизнес», которые по стоимости более доступны техники других производителей. Сегодня там самая высокая популяция автолавок в стране с наилучшим результатом работы: за семь месяцев республиканский сектор мобильный торговли реализовал продукции на 178 млн рублей. В среднем за дневной выезд автолавка реализует сельчанам товаров на сумму от 10 до 40 тыс. руб.

Нижегородские кооператоры в рамках региональной программы «Автолавки в село» в прошлом году приобрели 21 автомагазин, а их башкирские коллеги заменили семь старых машин новыми, с усовершенствованным холодильным оборудованием и увеличенной торговой площадью. В 2021-м покупки продолжились.

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов

Ольга Курапова, руководитель авторозничной сети «Молеон»

Нынче каждая автолавка потребкооперации обслуживает в среднем 20 удаленных населенных пунктов, заезжая туда 2–3 раза в неделю с товарами повседневного спроса. Это в основном хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты. В номенклатуре также есть хозтовары и сельхозинвентарь: кооператоры начали принимать заявки от покупателей на любые товары, в т. ч. непродовольственной группы.Ольга Курапова, руководитель авторозничной сети «Молеон»

Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов

Василий Шабалдин, руководитель проекта Центросоюза России «КООП автолавка»

Порадовало, что автолавки стали покупать кооператоры Сибири и Дальнего Востока. В силу ряда причин они давно не обновляли свой автопарк. И вот процесс пошел. Программа способствует обеспечению продовольственной безопасности и созданию комфортных условий жизни на селе. В ряде регионов автолавки работают и на заготовку: принимают у жителей сел и деревень мясо, яйца, лекарственные травы, сельхозпродукцию. Радует сотрудничество с автозаводом «Группы ГАЗ», у которой предприятия потребительской кооперации по программе лояльности приобрели в 2019 году 124, а в 2020 году 183 автомашины. В прошлом году наша программа «КООП автолавка» получила международный статус: первую партию автолавок купили болгарские кооператоры. Проектом заинтересовались и белорусские коллеги.

Редакция рекомендует:




Источник