Производство автомобильных шин в России постепенно возвращается на докризисный уровень, чему во многом способствуют рост российского автомобильного рынка и активный перезапуск простаивавших ранее шинных заводов. Эксперты подводят итоги 2024 года и делятся прогнозами на 2025 год: выпуск шин для легковых автомобилей, реализация «покрышек» и средние цены на автомобильную резину. Собрали самое главное – в новом материале.
Роман Прокопенко
Согласно данным ЦРПТ, оператора системы маркировки «Честный знак», в России по итогам 2024 года выпуск шин для легковых автомобилей вырос на 13% относительно показателей 2023 года и достиг 34,6 млн шт. Соответствующую статистику приводит газета «Коммерсантъ».
Сколько легковых шин выпустили в России: по сегментам
Значительнее всего вырос выпуск летних и всесезонных шин. Производство по сегментам распределилось следующим образом:
— летние: 14,67 млн шт. (+21,4% к 2023 г.)
— зимние шипованные: 12,83 млн шт. (+8,0%)
— зимние нешипованные: 5,02 млн шт. (+2,3%)
— всесезонные: 1,37 млн шт. (+11,4%)
Таким образом, производство автомобильных шин в России стало лучшим с 2022 года, хотя до «докризисных» показателей 2021 года все еще не дотягивает. Увеличению объемов выпуска во многом способствуют рост мощностей внутри РФ (после ухода иностранных собственников большинство заводов перезапущены) и стабильный спрос ввиду лучших показателей реализации самих новых автомобилей.
Реализация автомобильных шин в России в 2024 году
Продажи же автомобильных шин в 2024 году также показывают положительную годовую динамику. В натуральном выражении ЦРПТ данные не приводит, однако финансовая емкость рынка по итогам 2024 года оказывается следующей (по сегментам):
— летние шины: 74,6 млрд руб. (+32,3% к 2023 году)
— зимние шипованные: 61 млрд руб. (+27,7%)
— зимние нешипованные: 31,3 млрд руб. (+20,2%)
— всесезонные: 5,3 млрд руб. (+10,5%)
При этом основная доля рынка новых автомобильных шин в прошлом году пришлась именно на летнюю резину (48,69%). На втором месте по занимаемой доле в 2024 году были зимние шипованные шины (30,89%). Доли двух других сегментов — зимней нешипованной и всесезонной резины — составляют, соответственно, 17,19% и 2,54%.
Сколько стоят новые легковые шины в России? Итоги 2024 года
Средневзвешенная цена на новые автомобильные шины по итогам прошлого года также выросла, причем довольно существенно. Согласно ЦРПТ, рост составил +12% к 2023 году, до 6,6 тыс. рублей за «покрышку».
Сильнее всего подорожали зимние нешипованные шины — до 6,85 тыс. руб. (+12,6%). Зимняя «шиповка» выросла в цене на 12,2%, до 7,57 тыс. рублей за шину. Летняя резина стала недоступнее на 12,3%, при средневзвешенной цене в 5,8 тыс. рублей за шину. Наконец, выросла в цене и всесезонная резина — на 8,4%, до 7,83 тыс. руб. за шину.
Импорт автомобильных шин. Что ждет шинный рынок в 2025 году
Между прочим, импорт автомобильных шин для «легковушек» в Россию в 2024 году также возрос: динамика относительно 2023 года составила +18%, а всего в прошлом году в нашу страну ввезли порядка 25,83 млн шт. новых шин.
Эксперты указывают, что в 2025 году стоит ожидать «проседания» рынка новых шин. Это, в первую очередь, связано с прогнозами аналитиков относительно результатов российского автомобильного рынка: агентством «Автостат» прогнозируется снижение продаж новых автомобилей в текущем году, в базовом сценарии, на 10%, что скажется и на реализации автомобильных шин.
