Количество дорожно-транспортных происшествий в России с участием пользователей электросамокатов – как арендованных, так и личных, – продолжает расти. Насколько все страшно, в чем причины роста, и что можно сделать в текущих условиях для снижения аварийности с СИМ, – рассказываем в специальном материале.
Роман Прокопенко
За период с января по сентябрь 2024 года число ДТП с участием пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло практически в 1,5 раза и достигло 3,89 тыс. случае, что больше показателя прошлого года за аналогичный период на 47,2 %. Такие данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Научного центра безопасности дорожного движения МВД.
Как отмечается в отчете, больше всего аварий традиционно происходит с участием прокатных самокатов (кикшеринг); доля ДТП с кикшеринговыми самокатами за год выросла с 51,8% до 66%, — и это при том, что, по оценкам Ассоциации операторов микромобильности (АОМ), количество средств индивидуальной мобильности, находящихся в собственности физических лиц (частников), в России сейчас примерно в два раза превышает число СИМ из парков кикшеринговых сервисов (их парк в настоящее время — более 300 тыс. шт.).
Также заметим, что, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за период с января по сентябрь 2024 года больше всего аварий с участием СИМ, как и следовало ожидать, происходит в Москве, где за год было зафиксировано более 1 тыс. ДТП, в которых погибло 11 человек. Следом за российской столицей в антирейтинге городов по числу ДТП с самокатами, моноколесами и прочими средствами индивидуальной мобильности идут Тюменская область, Санкт-Петербург и Красноярский край.
Несмотря на такие показатели, эксперты говорят о наметившейся позитивной тенденции: если в этом году за 9 месяцев кол-во ДТП с СИМ выросло примерно в 1,5 раза, то в 2023-м году (относительно того же периода 2022 года) их число возросло втрое (!), в 2022-м — в 2 раза относительно предыдущего года.
По словам главы Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксении Эрдман, ежегодная публикуемая статистика ДТП с участием средств индивидуальной мобильности показывает, что в РФ в настоящее время критически не хватает инфраструктуры для таких транспортных средств. Вдобавок, сейчас повсеместно фиксируется рост числа пользователей СИМ, и это означает, что на двухколесный транспорт встает большое количество новичков: более половины клиентов кикшеринговых сервисов — новички, впервые пользующиеся таким мобильным транспортом.
Вопрос снижения аварийности с СИМ и главным образом с электросамокатами муссируется уже давно, и в настоящее время Минтранс прорабатывает комплекс мер в рамках проекта федерального закона и поправок к ПДД, а увеличенные штрафы для пользователей СИМ уже приняты. Об этом мы рассказывали ранее.