Страховщики бьют тревогу: кризис автозапчастей в России негативно влияет на рынок ОСАГО

Эксперты отметили, что решить ситуацию могло бы принятие ряда временных мер. Необходимо смягчать предусмотренные законодательством сроки на ремонт по ОСАГО, а также в ожидании, пока наладится параллельный импорт и частичное импортозамещение силами российских производителей, законодательно временно разрешить страховым компаниям и автосервисам ремонтировать автомобили тем, что есть на рынке прямо сейчас — б/у запчастями.

Так, Алексей Артамонов, вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование», подчеркнул, что в текущей ситуации ни страховщики, ни пострадавшие не могут купить новые оригинальные запчасти и произвести ремонт быстро. «Наши надежды на то, что параллельный импорт или импортозамещение в короткие сроки решат эту проблему, пока не оправдываются. Все, что происходит в этом направлении, пока совершается явно не в тех масштабах, которые необходимы для конвейерной работы по урегулированию убытков и по ремонту автомобилей. Мы уже давно начали обсуждать тему использования б/у запчастей в ОСАГО. Этот опыт распространен на разных рынках, в том числе, и в Западной Европе», – прокомментировал спикер.

Марина Щукина, заместитель начальника управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», отметила также, что кризис автозапчастей в России ставит страховые компании в такую ситуацию, когда они не могут отремонтировать машины по ОСАГО в положенный по закону срок — 30 календарных дней. «Мы получаем и отправляем машины на ремонт по ОСАГО и, в итоге, сервисная станция сообщает, что не может отремонтировать машину в срок и гарантировать качество. Часть автовладельцев понимает ситуацию. Но есть и те, кто пытается на этом нажиться, от них страховые компании получают судебные иски о том, что нарушены сроки выдачи направления на ремонт, не обеспечено выполнение требования закона, не отремонтирован автомобиль. В связи с этим страховые компании платят штрафы, так как суды исходят из того, что написано в законе и трактуют его буквально. Однако вины страховщиков в том, что в стране сложно достать подходящие автозапчасти, нет», – описала ситуацию Марина Щукина.

Как уже сообщал журнал AUTO3N, справочник стоимости запасных частей обновляется каждый квартал.

С 11 сентября при расчете стоимости ремонта в справочниках разрешено учитывать лишь стоимость аналогов оригинальных деталей, если последние отсутствуют на российском рынке. Планируется, что первые такие справочники вступят в силу уже 19 октября. При этом Екатерина Гринева, начальник управления методологии урегулирования убытков РСА, добавила, что в действующих с 19 июня справочниках средней стоимости запчастей, которые были обновлены с учетом кризисных цен на запчасти, был зафиксирован достаточно высокий рост средних цен на ремонт. «Так, по справочникам рост цен запчастей составил 28%. Сейчас мы пытаемся сделать новые справочники – согласно новой норме Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт, утвержденной ЦБ РФ. Это позволит включить в справочники большее количество запасных частей, чем есть сейчас, и сделать их более полными и соответствующими текущим реалиям, в которых находятся страховые компании, станции технического обслуживания и автопроизводители, которые продолжают вести свой бизнес на территории России», – отметила Екатерина Гринева.

При этом профессор и резидент АНО «Институт исследования социального и экономико-технологического развития общества» Андрей Быстров подчеркнул важность поддержки отечественных производителей запчастей. «Если говорить о насыщении рынка, то мы можем идти тремя путями: организовать производство у себя, организовать и увеличить масштабы и бесперебойные поставки в рамках параллельного импорта, либо уже разбирать то, что есть сейчас на нашей территории и использовать б/у запчасти. Других путей быть не может. Очевидно, что наших производителей необходимо поддержать. Но игнорировать современную ситуацию на рынке нельзя. Поэтому и два других направления развивать нужно, и именно на законодательном уровне в первую очередь», – заключил эксперт.

«Система ОСАГО — это великая социальная система, которая защищает российских автомобилистов, помогая компенсировать убытки пострадавшим в ДТП. Необходимо предпринимать срочные меры, чтобы ее сохранить. Среди предложений, которые я услышал в рамках круглого стола, многие были связаны с увеличением срока возможного ремонта по ОСАГО. Действительно, можно поддержать их и установить некие градации: когда этот срок может быть увеличен, при каких случаях, какие случаи будут исключениями, кто и какую будет нести ответственность. Что касается использования б/у запчастей, можно посмотреть на вопрос со стороны установления требований к таким запчастям», – заявил Андрей Моисеев – к.ю.н., руководитель департамента по правовой работе ООО «Ресурс Лекс», член Экспертного совета ФАС по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Итоги обсуждения и предложения экспертов, принявших участие в обсуждении темы, будут направлены в Правительство РФ и Федеральное собрание РФ.

Автор публикации

0
главный редактор

Комментарии: 74Публикации: 1365Регистрация: 15-10-2020