C 1 октября в России ожидается резкий рост утилизационного сбора. Какое подорожание на авторынке последует и стоит ли ждать сокращения ассортимента?
Ирина Зверева
На момент написания этой статьи взрывной рост утильсбора существовал в виде предложения Минпромторга. Подготовленный профильным министерством проект постановления пока не утвердил кабмин, и участники рынка предпринимали попытки отсрочить его принятие. Ведь если повышение ставок будет утверждено в предложенном виде, то последствия могут быть существенные.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ
Итак, проект повышения утильсбора был размещен на официальном портале в середине июля. Документ обратил на себя внимание, ведь речь не просто об индексации. Предлагается существенно перекроить рынок.
Министерство считает целесообразным повышать ставки в несколько этапов — до 2030 года включительно. Самый заметный рост предложен на первом этапе — в нынешнем году. Для легковушек, LCV, грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов утильсбор может вырасти на 70-85%. Затем должна последовать более плавная индексация — ежегодно на 10-20%. Для дорожно-строительной техники — на 15% ежегодно с 2025 до 2030 год.
Так, на новую коммерческую технику массой 2,5-3,5 тонн сбор в нынешнем году, согласно предложению, вырастет на 70% — до 819 тыс. руб. В итоге последующих индексаций он дойдет до 1,45 млн руб.
Для грузовиков массой 20-50 тонн повышение также составит 70% в 2024 году – ставка достигнет 3,9 млн рублей. Плановый сбор в 2030-м – 6,9 млн руб.
Прицепы и полуприцепы ждет более существенное повышение сбора — на 85% (до 1,11 млн руб.). А через шесть лет — 2,34 млн руб.
Что касается строительно-дорожной техники, то рост ставок планируется более мягкий — на 15% ежегодно. А в отношении экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков вообще собираются отложить увеличение сбора, повысив его не ранее 2026 года и 2028 года, соответственно. Как объяснял Минпромторг в своем сообщении, производство этой техники в России пока что находится на начальном этапе.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Государство планирует поднимать утильсбор, чтобы стимулировать развитие локального производства. По оценке Минпромторга, в целом эти меры должна поддержать отечественный автопром на фоне экспансии китайских автоконцернов.
Меры актуальны в связи с засильем импорта. В первой половине прошлого года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам куратора торгово-промышленной сферы, первого вице-премьера Дениса Мантурова, перекупщики не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков для покупателей такой ввозимой техники.
OЖИДАНИЯ ОТРАСЛИ
Каковы последствия этого решения для авторынка? Некоторые автодилеры ожидают печальный сценарий – падение авторынка из-за увеличения цен на импортные китайские автомобили. Ассоциация «Российские автодилеры» направила письмо в Минпромторг с просьбой к министру промышленности и торговли Антону Алиханову перенести повышение утилизационного сбора на автомобили на 2025 год.
Очевидное следствие: повышение утильсбора должно сделать импорт более дорогим, в то время как российским производителям помогут пережить утилизационную реформу компенсационные меры. В результате реформы покупать ввезенный из-за рубежа в Россию автомобиль станет невыгодно. Для некоторых моделей размер утильсбора превысит стоимость самого автомобиля.
Подорожание новых автомобилей, по логике, приведет к смещению спроса в более бюджетные сегменты – на российскую технику и вторичный рынок. Так что в результате роста спроса и такие автомобили, очевидно, могут подорожать. А зарубежные автопроизводители будут вынуждены перенести производство на территорию России.
Что касается целей властей, то высоким утильсбором государство хочет простимулировать китайские и ряд других брендов на строительство заводов. А это, в свою очередь, означает увеличение рабочих мест для россиян и увеличение дохода в бюджет страны.
СПРОС И ЦЕНЫ
Опрошенные нами эксперты все же сдержаны в оценках, хотя о негативных следствиях тоже говорят.
В частности, директор по дистрибуции Sinoway Group (официальный дилер Shacman) Вадим Зейферт прогнозирует отложенные покупки автомобилей, по крайней мере на период адаптации потребителей. «Те компании, которые будут откладывать обновление автопарка, станут причиной снижения объёма продаж в сегменте», — заявил он.
Эксперт считает, что ввоз новых автомобилей все же будет продолжаться, однако стоимость техники повысится. «В итоге, издержки компаний-продавцов лягут на конечных потребителей техники», — констатировал он. Кроме того, на цены на авторынке также влияют курсы валют и другие факторы, в том числе повышение ключевой ставки.
После периода адаптации к повышенному утильсбору, по оценке Зейферта, возможно увеличение ввоза новых автомобилей, как было в 2023 году. «Однако тогда это привело к затовариванию рынка грузовиков, что стало причиной тренда на снижение автомобильного рынка в сегменте HCV уже в 2024»,- напомнил эксперт.
В настоящий момент, 80% грузовых автомобилей в России приобретаются в лизинг, напомнил представитель Shacman. «После повышения сбора цены вырастут и на новые автомобили, и на те, которые были завезены в Россию до его повышения, — прогнозирует эксперт. — Отечественные производители также не отстанут от рынка и будут предлагать свои продукты дороже».
ДЕЛО НЕ РЕШЕННОЕ
Как обратил внимание коммерческий директор ODIN Group Олег Родионов, на сегодняшний день нет стопроцентной уверенности, что утилизационный сбор повысят в указанные сроки. «А рынок разделился на два лагеря, — рассказал он. — Компании, у которых на складах хранится большой запас техники, утверждают, что сбор обязательно поднимут и нужно спешить с закупками по нынешним ценам. Те же, у кого поставки техники только запланированы и кто может не успеть получить ее до 1 октября, напротив, говорят, что повышение сдвинут на 2025 год».
В любом случае, констатировал эксперт, повышение цен на технику практически всегда негативно влияет на спрос. «Об этом свидетельствует и статистика регистраций, начиная с августа 2023 года, когда было предыдущее увеличение утилизационного сбора. Вплоть до декабря число регистрация падала», — пояснил Родионов.
Он привел пример из проекта постановления о росте утильсбора. Так, в документе фигурирует его повышение УС на тягач 4х2 — более чем на миллион рублей. «При нынешних ценах на грузовую технику этого типа это удорожание на 12- 16%, — пояснил эксперт. — Добавьте сюда 18% ставку рефинансирования, которая в свою очередь формирует рыночную ставку лизинга на уровне 23-28%, и получите колоссальное увеличение нагрузки на транспортные предприятия».
Если утилизационный сбор все-таки поднимут, первое время цены не изменятся, считает комментатор. «Пока склады уже ввезенной техники не опустеют, — уточнил он. — Учитывая сегодняшнюю ситуацию с лизинговыми ставками, распродажа может затянуться вплоть до конца 2024 года». По его прогнозу, оживление на рынке продлится до конца года, пока на рынке будут условно дешевые, ввезенные до повышения утильсбора, грузовики.
Что касается влияния на ввоз новых автомобилей (в том числе для перепродажи) и подержанных, то на границе, по прогнозу представителя ODIN Group, образуются очереди из тысяч единиц техники, которую дистрибьюторы постараются дополнительно завезти до 1 октября.
Говоря о дефиците техники, он отметил, что тот существует только в узкоспециализированных направлениях. «Тягачей на рынке достаточно. Наблюдается только дефицит покупательского спроса», — сообщил Родионов.
СРАБОТАЮТ ЛИ ПЛАНЫ КАБМИНА
Поможет ли решение повысить инвестиционную привлекательность локализации производства автомобилей на территории России для партнеров из дружественных стран, как рассчитывают в правительстве?
«Скорее всего, локализовать в России в ближайшие годы производство крупного китайского грузового бренда не удастся, — считает Вадим Зейферт из Sinoway Group. — Дело в том, что у китайской стороны наблюдается эффект, связанный с недостатком спроса».
Согласно его разъяснению, это актуально и в сфере грузовых автомобилей. «Рынок тяжёлых грузовиков после пандемии COVID-19 не вернулся с 300 тысяч единиц на привычные 900 тысяч—1 миллион единиц в год, а остановился на 650 тысячах, — отметил эксперт. — Производственные мощности недозагружены, поэтому им не интересно выносить производство в Россию, а выгодно наращивать экспорт готовых грузовиков».
Руководитель отдела обучения бренда AVTOPRIBOR Артем Березин в свою очередь прогнозирует увеличение числа предприятий китайских брендов, собираемых в России, так как высокие пошлины делают стоимость иномарок нерыночной. Он напомнил, что расчёт как раз на то, что китайские производители будут развивать проекты по локализации производства в России. «Если так, то в течение 2024-2025 годов все производственные площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей, — продолжил он. — В будущем можно говорить не просто о переходе от крупноузловой к мелкоузловой сборке, а о глубокой локализации компонентов, включая производство по технологии полного цикла».
В среднесрочной перспективе, считает представитель AVTOPRIBOR, это позволит обеспечить автопроизводителей компонентами на уровне оснащения 2021 года, а на длинном треке — сформировать производства высокой технической и технологической сложности для обеспечения научного суверенитета страны.
«Здесь на первый план как раз выходит синергия государства и бизнеса, когда целевое использование средств от утилизационного сбора направляется на проекты приоритетных технологий, что позволяет расширить отечественное производство конвейерных запчастей. Без повышения утилизационного сбора и господдержки бизнес не получил бы мощный импульс, ограничиваясь органическим ростом», — заявил Артем Березин.
А по оценке Олега Родионова, для повышения инвестиционной привлекательности производства в России все же нужны иные инструменты, нежели повышение утилизационного сбора. «И главный из них — плотное взаимодействие государства и инвесторов, которое поможет создать видимую экономическую эффективность инвестиций, — считает представитель ODIN Group. — Это может быть господдержка, субсидии со стороны государства, а также дорожная карта, где будут прописаны плюсы и для государства, и для инвестора».
Он назвал еще один нюанс, необходимый для локализации, — чтобы в Росси было открыто производство абсолютно всех комплектующих. «В противном случае зависимость от курса валюты все равно останется», — пояснил участник рынка.
Что еще почитать:
«Готовиться нужно к худшему»: как изменяться цены на автомобили после повышения утильсбора
Подписка на рассылку материалов Автопарка