Почему бы ВАЗу или ГАЗу не возродить производство проверенных десятилетиями моделей типа ВАЗ-2101 или ГАЗ-24? Запчасти есть, конструкция простейшая – может получится новый-старый народный автомобиль? Увы, подобные рассуждения – это утопия. Рассказываем, почему

Редакция
Очень часто то здесь, то там всплывает один и тот же вопрос. Дескать, ну почему бы ВАЗу или ГАЗу не возродить производство проверенных десятилетиями моделей типа ВАЗ-2101 или ГАЗ-24? Наплевать нам на все эти современные требования типа Евро-10, да и микропроцессоры нормальному человеку только во вред. Пусть это будут простенькие и недорогие машинки, на которых можно спокойно ездить, позабыв про санкции, импортные программы и восточное нашествие, которое может так же внезапно прекратиться, как и началось. Дайте нам простой автомобиль, а не игрушку с сенсорными панелями и бесключевыми доступами – народ скажет спасибо!
Основная мысль понятна. Во все времена цены на автомобили представлялись нам сильно завышенными. Кстати, жигули никогда не были дешевыми: в 70-е годы первый же ценник в 5500 рублей поверг всех в ступор. Про Волгу за 9150 и говорить нечего. Но сегодня все видится иначе. Мол, если мы успешно клепаем машины с нейтрализаторами, контроллерами, кондиционерами, подушками безопасности и всяческими абээсами, то нужно все это повыбрасывать: вот машинка станет и дешевой, и доступной. А жигули прекрасно для этого подходят: изобретать ничего не нужно.
Остается прикинуть главное: сколько бы сегодня стоили такие машинки?
Сразу скажем, что тупой пересчет старых ценников в нынешние никого не обрадует. Публикаций на эту тему множество – надо взять прожиточный минимум ушедшей эпохи, сравнить с нынешним, пересчитать все это применительно к одному рублю и получить ответ. Примерные цифры будут такими: ВАЗ-2101 стоил бы около 1,5 млн рублей, а ГАЗ-24 – около 3 млн. рублей. С этими цифрами можно не соглашаться, но это и не столь важно, ибо они вообще ни о чем не говорят. Куда важнее другое: а смогут ли сегодня ВАЗ или ГАЗ выпускать старые модели? И какова была их честная цена при постановке на производство? И, наконец, а вы точно купили бы такую машину? Не за 5-10 тысяч сегодняшних рублей, а за многие сотни тысяч?
Начнем с первого пункта. Если кто-то полагает, что достаточно прийти в заброшенный заводской цех, пройтись там с пылесосом и включить рубильник, запуская конвейер, то он сильно ошибается.
Такого цеха нет.
И складов с комплектующими тоже нет.
И поставщиков этих комплектующих тоже нет. Вы давно держали в руках, к примеру, карбюратор? «Вебер», «Озон» или «Солекс»? Не знаете, где бы их взять в нужном количестве? Вот-вот…
Когда модель снимают с производства, демонтируется оборудование, в частности – штампы. Штампы под волгу или жигули давно ушли в утиль. Раздобудем новые? За бесплатно?
Поставить сегодня на конвейер «копейку» ничуть не проще, чем какую-нибудь «Ауру». Даже сложнее. Это экономически невыгодно: на восстановление производства необходимы колоссальные вложения. При этом шансы на их окупаемость равны нулю. Полная переорганизация производства, поиск комплектующих, которые никто в мире не производит – каким чудом произведенная таким образом машина может стать сказочно дешевой?
А она должна быть именно сказочно дешевой – иначе кто ее купит? Безнадежно устаревшая по всем показателям модель может привлечь массового покупателя только невероятно низким ценником. Как ее сертифицировать на соответствие хоть чему-нибудь – непонятно. Разгон до сотни – черепаший, тормоза – смешные, подушек нет и быть не может, экономичность (особенно у Волги) – лучше об этом не думать. К тому же никакой завод не станет продавать подобное старье по ценам, создающим внутреннюю конкуренцию своим же свежим моделям. Убыток предприятию не нужен. Поэтому никакие, даже самые оптимистичные расчеты не позволяют надеяться на то, что возрожденные таким образом древние машинки могут стоить дешевле современных моделей. Они однозначно будут дороже – и очень сильно.
Тем, кто убежден, что готов приобрести себе, скажем, новенький ВАЗ-2103, чтобы то ли вспомнить детство, то ли просто для коллекции, гораздо проще поискать нечто подобное в мастерских реставраторов или где-то в сараях у дедушек, не пожелавших расстаться с техникой своей молодости. Такие машинки еще встречаются. Тем, кому такая машинка нужна для отжигания покрышек на сходках себе подобных, рынок до сих пор предлагает ассортимент чего-то подобного в разной степени убитости.
А всерьез говорить о целесообразности возрождения такого производства не стоит. Не смешно и не выгодно.
