Какие изменения произошли на российском рынке автокредитования в начале 2025 года? Подробная статистика, включая данные по отдельно взятым субъектам РФ, – в специальном материале «5 Колесо», на основе подсчетов экспертов ОКБ.
Роман Прокопенко

Как сообщают эксперты Объединенного кредитного бюро (ОКБ), российский рынок автокредитования в феврале 2025 года опустился до самого низкого уровня с весны 2023 года.
Рынок автокредитования в феврале 2025 г.

Так, за последний зимний месяц покупателям автомобилей в РФ было выдано кредитов на общую сумму в 76,73 млрд рублей. В количественном выражении это 62,31 тыс. выданных автокредитов. Эксперты отмечают, что в годовом выражении фиксируется снижение количества выдач на 37%, а по объему — на 47%: в феврале прошлого года россияне взяли более 98,64 тыс. ссуд на приобретение автомобиля, на общую сумму в 145,82 млрд рублей.
Кроме того, в феврале 2025 г. отмечено снижение и среднего размера автокредита: размер ссуды на покупку машины упал на 17% относительно показателя февраля 2024 г., до 1,23 млн рублей (против 1,48 млн руб. в 2024-м году). Одновременно сократились и сроки кредитования: в среднем россияне берут автокредит на период 64 месяца (5 лет и 4 месяца), что говорит о сокращении на 3 месяца за год (в феврале 2024 года было 67 месяцев, или 5 лет и 7 мес.).

Если проследить динамику февраль-январь, то здесь можно увидеть, что количество выдач упало к предыдущему месяцу на 6%, а по объему автокредитование снизилось на 7%: в январе 2025 года было оформлено в общей сложности 66,14 тыс. автокредитов на сумму в 82,64 млрд рублей; средний размер ссуды на приобретение автомобиля в январе был на уровне 1,25 млн рублей, а средний срок составлял 64 месяца, т. е. 5 лет и 4 месяца.
Больше всего кредитов — на новые автомобили
В ОКБ подсчитали, что за февраль нынешнего года 70% всего количества выданных автокредитов (и 69% от всего объема выдач) пришлось именно на новые автомобили. Заметим, что в предыдущий месяц эти цифры были скромнее: на новые автомобили выдавалось 67% всех кредитов, а по объему — 68%.
Кстати, если подробнее рассмотреть структуру автокредитования в срезе по новым машинам, то окажется, что в феврале, чтобы приобрести новый автомобиль, российский покупатель предпочитал брать кредит на сумму в среднем в 1,26 млн рублей, а срок кредитования составлял 57 месяцев (т. е. 4 года и 9 месяцев).
Для сравнения: в январе 2025-го средний размер ссуды на покупку новой машины составлял 1,33 млн рублей, средний срок тоже был на уровне 4 лет и 9 месяцев.
Берут кредиты на подержанные машины
А вот на покупку подержанной машины россияне в феврале 2025 года брали (в среднем) кредиты на сумму 1,28 млн рублей, и на более длительный срок — на целых 77 месяцев, т. е. на 6 лет и 5 месяцев. В январе эти цифры были несколько иными: 1,27 млн руб. и 76 месяцев соответственно.
Регионы России
Далее, в ОКБ приводят подробную статистику автокредитования в феврале 2025 года в срезе по регионам РФ. Здесь эксперты отмечают. что в большинстве российских субъектов темпы автокредитования в сравнении с предыдущим месяцем (январь 2025 года) упали.

В качестве исключений, где в последний зимний месяц рынок автокредитования, напротив, показал рост, упоминаются следующие субъекты:
— Забайкальский край: кол-во выданных автокредитов выросло на 3%, а объем увеличился на 21% (в феврале 2025 г. выдан 201 кредит на общую сумму в 271,25 млн руб.)
— Карелия: +7% и +10% соответственно (за февраль выдано 229 кредитов на 258,30 млн руб.)
— Новгородская область: +7% и +4% (225 кредитов на 263,43 млн руб.)
— Калмыкия: +8% и +4% (149 кредитов на 167,52 млн руб.)
— Томская область: +5% и +4% (298 кредитов на 350,57 млн руб.)
— Владимирская область: +1% и +2% (519 кредитов на 605,62 млн руб.)
— Ханты-Мансийский АО: +3% и +1% (797 кредитов на 1,07 млрд руб.).
Больше всего в денежном выражении (по объему рынка) в России в феврале 2025 года было выдано кредитов на покупку транспортных средств в следующих регионах РФ, согласно отчету ОКБ:
— Москва: 3,94 тыс. автокредитов на сумму в 6,43 млрд руб. (по сравнению с январем количество выданных ссуд упало на (-17%), объем снизился на (-18%))
— Московская область: 3,82 тыс. кредитов на 5,75 млрд руб. (кол-во и объем снизились на (-12%))
— Санкт-Петербург: 2,87 тыс. кредитов на 4,21 млрд рублей (-8% по количеству, и -7% по объему)
— Татарстан: 3,09 тыс. кредитов на общую сумму 3,69 млрд рублей (кол-во снизилось на (-1%), объем сократился на (-2%))
— Краснодарский край: 2,72 тыс. кредитов на 3,65 млрд рублей (количество и объем упали на (-17%)).

Вместе с тем в ОКБ сообщают об увеличении среднего «чека» кредита на приобретение автомобиля в целом по субъектам РФ. Причем самые большие по размеру ссуды выдавались покупателям в Москве (в среднем 1,63 млн рублей, что на 1% ниже показателя января 2025 года), в Ямало-Ненецком АО (1,52 млн рублей, +1% к январю 2025 г.), в Московской области (1,51 млн руб., +0,0%) и в Санкт-Петербурге (1,47 млн рублей, динамика +1% к январю 2025 г.).
Аналитики рассказали, что на самый длительный срок автокредиты выдавались в феврале 2025 года в Тыве (86 месяцев или 7 лет и 2 мес.); на самый короткий (в среднем 58 месяцев или 4 года и 10 мес.) — в Москве, Санкт-Петербурге, Мордовии, а также Ивановской области.
Как объясняют, и чего ждать?
Комментирует результаты рынка автокредитования в последний зимний месяц, акцентируя внимание на основных факторах, сказавшихся на отрицательной динамике выдачи, директор риск-менеджмент методологии и дата аналитики Объединенного Кредитного Бюро, Николай Филиппов:
— Во-первых, февраль – самый короткий месяц, который своим календарем обречен на небольшое, но снижение объемов продаж. И это зимний месяц, в которые спрос на автомобили в принципе далек от сезонных пиков. Во-вторых, сохраняется действие мер Банка России по охлаждению розничного кредитования, в частности в сегменте автокредитов.
Кроме того, Николай Филиппов прогнозирует дальнейшее снижение рынка автокредитования и в марте текущего года, несмотря на сезонное оживление на авторынке. Вот как объясняет негативную тенденцию эксперт прямо сейчас:
— В марте, даже несмотря на раннюю весну и, соответственно, сезонное оживление рынка автомобилей, скорее всего, мы увидим его дальнейшее снижение. И дело тут в первую очередь в ожиданиях людей. Так, например, в марте 2024 г. объем автокредитов пошел вверх, поскольку потребители понимали, что «надо покупать сейчас, потом будет дороже».
— Этот тренд в течение 2024 г. подпитывался увеличением утильсбора, снижением курса рубля и ростом ключевой ставки. Сейчас ожидания потребителей кардинально поменялись. Во-первых, автолюбители заинтересовались информацией о возвращении ушедших брендов и откладывают покупку. Во-вторых, Банк России несколько заседаний подряд не повышает ключевую ставку, и многие уповают на ее снижение. В отношении курса рубля также формируются осторожные позитивные ожидания. Потребители предполагают, что, повременив с покупкой, они смогут сэкономить на стоимости как автомобиля, так и кредита.
— В случае реализации вышеописанных сценариев тренд на откладывание покупки авто в целях экономии может оказаться ключевым для 2025 года.
