Автокран считается самой сложной конструкцией среди спецтехники. Однако довольно часто такие машины находятся в ведении менеджеров-строителей либо вовсе отданы на попечение водителей-операторов. Это не могло не отразиться на частоте отказов техники в работе. В сегодняшнем материале поговорим об обслуживании и ремонте автокранов
Михаил Ожерельев
В 2023 году российскими предприятиями было выпущено 3319 автокранов, что на 1,9 % лучше результатов 2022 года, такие данные приводит ассоциация «Росспецмаш». В свою очередь импорт по итогам 2023 года составил чуть больше 1000 машин, причем основной поставщик — Китай. Растет и число предприятий — собственников грузоподъемной техники: краны на колесных шасси пополняют парки арендных компаний, активно закупаются строителями. Однако дилерских предприятий, оказывающих полный спектр услуг по ремонту автокранов даже в Центральном федеральном округе — там, где сегодня идет активное строительство — не так уж много.

«Без запчастей автокран не отремонтируешь. Однако чаще всего дилеры не заинтересованы в наполнении собственных складов», — считает генеральный директор СЦ «Крандиагностика» Александр Николаев. По его словам, модель реагирования на отказ в гарантийный период сводится к заказу необходимой детали на заводе, пусть это и занимает длительный срок. А клиент хочет, чтобы его технику отремонтировали максимально быстро без потери качества.

Являясь официальным дилером четырех российских автокрановых заводов, молодая компания развивает новый формат послепродажного обслуживания, делая ставку на цифровизацию.
«Идея в том, чтобы предоставить клиенту полный спектр услуг: продажу машины, ее обслуживание, широкий ассортимент запчастей и трейд-ин автокранов. При этом заказчик по всем вопросам обращается к одному менеджеру. Плюс обслуживание автомобильного шасси (кроме агрегатного ремонта) и приборов безопасности. Для этого уже имеется все необходимое оборудование и обученные специалисты», — говорит Александр Николаев.
У СЦ «Крандиагностика» две локации: на северо-востоке Москвы и в подмосковной Балашихе. Общая численность персонала — 30 сотрудников. Спектр обслуживаемой техники — автокраны грузоподъемностью до 55 тонн и кран-манипуляторные установки. Ежемесячно обслуживается и ремонтируется порядка 60 машин. Технические специалисты затрудняются выделить наиболее уязвимые при эксплуатации автокрана узлы и агрегаты. Эксперты, которым ежедневно приходится анализировать самые различные неисправности спецтехники и их причины, уверяют, что со временем изнашивается все: и гидравлика, и электрика, и механическая часть. Однако чаще всего в ремонт поступают машины, чей срок эксплуатации еще не подошел к критической отметке. «Кран приезжает на ремонт только в том случае, если он уже перестает работать, и после этого уезжает до следующей поломки. Проблема заключается в том, что управление парком подъемных машин сегодня находится в руках менеджеров, имеющих в лучшем случае строительное образование», — излагает свое мнение Николаев.

Заполняемость ремзоны практически стопроцентная, но очереди нет — на текущий ремонт технику могут принять даже в день обращения. Высокие потолки и передвижная кран-балка позволяют демонтировать узлы и механизмы автокрана, включая стрелу и опорно-поворотное устройство, в строгом соответствии с технологией завода-изготовителя.

А смотровая канава удобна для обслуживания шасси. Сильная сторона сервисного центра — ремонт гидроаппаратуры. Для этого имеется собственная техническая база. Например, гидравлический стенд для тестирования насосов, распределителей и клапанов, причем как отечественных, так и импортных. Кстати, этот стенд придумали и изготовили мастера предприятия. Решение оказалось настолько востребованным, что поставщики крановых заводов присылают сюда свои комплектующие на тест.

Также в ремзоне есть стенд для разборки/сборки гидроцилиндров, токарный, сверлильный и фрезерный станки, пила по металлу. Такой широкий арсенал оборудования, несомненно, способствует сокращению сроков нахождения техники в ремзоне.
Новые комплектующие на краны-иномарки со сроком эксплуатации 10–15 лет достать непросто, и их стоимость неоправданно высока, поэтому некоторые детали приходится изготавливать самостоятельно. Александр Николаев приводит в пример палец шарнира КМУ Palfinger, его токарь вытачивает из специальной термообработанной заготовки. Работа выполняется на должном уровне без потери качества. И сроки ремонта при этом не затягиваются.
Кстати, манипуляторы в «Крандиагностке» — частые гости. Дело в том, что парк таких машин растет не по дням, а по часам. «Малотоннажные решения востребованы, поскольку 25-тонные краны редко используются на максимальную грузоподъемность. Заказчикам, как правило, 3–5 тонн достаточно», — объясняет Александр Николаев.

В манипуляторе мало что ломается на самом деле. Цилиндры телескопирования, канаты, гидромотор и гидрораспределители — это можно отремонтировать в условиях мастерской или подобрать аналоги. Выход из положения можно найти всегда, утверждают в СЦ «Крандиагностика».
Современный стандарт техобслуживания предусматривает наличие бригады техпомощи. В качестве технички используется фургон Ford Transit. Механики выезжают непосредственно на объект, когда машине сложно его покинуть или возник отказ, требующий быстрого реагирования. Взять, к примеру, компоненты гидравлического привода — их вполне можно заменить на месте. Главное, чтобы под рукой было все необходимое.

Цель компании — обеспечение стабильно высокого уровня доступности запчастей на складе. На базе филиала в Балашихе организован крупный склад. Запчасти идут не только в ремзону, но и на продажу. Более того, в планах сервисного центра — выход на крупнейшие маркетплейсы. «10 лет назад средний возраст крановщика был 55 лет. Сейчас профессия молодеет, в ней работают люди со средним возрастом 35–40 лет. И все эти ребята сидят в телефонах и общаются в соцсетях. Для них такой подход будет серьезным аргументом для повышения эффективности бизнеса», — заключает руководитель сервисного центра.
Подписка на рассылку материалов Автопарка