Горьковский автозавод приступил к выпуску нового полноприводного грузовика «Садко 9». Знакомимся с автомобилем, который сочетает в себе лучшие стороны двух удачных в прошлом моделей ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-33086 «Земляк»
Максим Приходько
Среднетоннажник «Садко 9», он же ГАЗ-С41А13, как и его тезка, былинный купец Садко, не мог появиться вдруг. Так сказать, ниоткуда. Родословная нового девятитонника тянется с 1964 года, когда на Горьковском автозаводе выпустили приметный ГАЗ-66 по прозвищу «шишига». Наверное, нет такого человека в стране, кто бы не видел хоть раз это грузовик живьем. Бензиновый бескапотник стал легендой отечественного автопрома не только в силу своего долгожительства, но также благодаря выдающимся способностям на бездорожье и узнаваемости, чему способствовала кабина характерного дизайна.

Позднее тему грузовиков повышенной проходимости продолжил капотный ГАЗ-3308 полной массой 6,3 тонны. Тот грузовик, кстати, впервые получил собственное имя, «Садко». Затем новый виток эволюции — восьмитонный ГАЗ-33086 «Земляк». Капотная компоновка и полный привод сохранились, добавилась двускатная ошиновка, благодаря которой грузоподъемность машины увеличили до 4 тонн. По этому показателю грузовик превосходил даже появившийся позднее «Садко Next», у того полезная нагрузка меньше 3 тонн. Проектируя будущий «Садко 9», перед конструкторами стояла задача — сделать современный комфортный внедорожник, который вез бы не меньше «Земляка», а лучше столько, сколько везет «Газон Next 8,7» с колесной формулой 4х2, то есть пять тонн.

ЛАДНО СКРОЕН, КРЕПКО СШИТ
Образно «Садко 9» является практически полным автомобильным воплощением героя русской былины. Похождения Садко, новгородского купца, на земле и под водой из советского фильма-сказки смотрят до сих пор.

Во-первых, он сильный: новинка оборудована рядным 4,4-литровым дизелем мощностью 169 л. с., крутящим моментом 662 Нм и пятиступенчатой механической КП с раздаточной коробкой.

Во-вторых, он выносливый: рама грузовика взята от десятитонного «Газон Next», запас прочности достаточный. В-третьих, он заботливый: водительское кресло подрессоренное, имеет подлокотник, задняя подвеска пневматическая, есть стабилизатор поперечной устойчивости, а новый интегральный рулевой механизм оснащен гидроусилителем. В-четвертых, ему по плечу любой путь, о чем свидетельствуют характеристики проходимости: дорожный просвет — 315 мм, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 м. Наконец, в-пятых, внешне грузовик с массивными блок-фарами и пластиковыми колесными арками хорош собой, почти как русский актер Сергей Столяров, сыгравший Садко в кино.

Автомобиль имеет три варианта колесной базы: 3815, 4175 и 4475 мм, что вкупе с универсальной рамой монтажной длиной до 4,0 м позволяет устанавливать на шасси самые различные надстройки, в том числе специальные, включая бурильные установки и автобусные кузова. Существенно, что длиннобазное шасси оснащается двухрядной кабиной.
Благодаря регулируемой пневмоподвеске погрузочная высота варьируется от 1150 до 1450 мм. Решение дает возможность адаптировать автомобиль к различным типам грузов и условиям дороги.

Задний мост новинки усилен: корпус изготовлен из высокопрочной стали толщиной 10 мм, передаточное число главной передачи — 5,5. Объем топливного бака остался тот же, как у трехтонного «Садко», 95 л. Тормоза пневматические с барабанными механизмами и пружинными энергоаккумуляторами на задней оси. Стоит обратить внимание на клиновое разжимное устройство, его преимуществом, по сравнению с разжимным кулаком, является меньшая величина перемещения толкателя тормозной камеры и, как следствие, меньший расход воздуха. Вспомогательный тормоз — моторный, с заслонкой на выпускном коллекторе — эффективен при высоких оборотах двигателя.

ВСЕ РОДНОЕ И ЗНАКОМОЕ
Тем, кто откроет дверь кабины «Садко 9», не придется привыкать к новинке — рабочее место водителя и внутренне убранство кабины практически копия «Садко Next». Единственный новый штрих — наличие проводного пульта управления пневматической подвеской, он находится слева от сиденья водителя. Все остальное — родное и знакомое. Короткий рычаг механической КП размещен по-современному, в приливе передней панели, а рядом, справа от рулевого колеса, находится переключатель режимов трансмиссии. Ровный пол не мешает перемещению по кабине, что создает дополнительные удобства водителю.



Участок «тестовой» дороги для знакомства с машиной больше походил на рядовую отечественную промзону: старый разбитый асфальт, пара переездов через железнодорожные пути, да немного грунтовки со щебеночным покрытием. Мотор по-сержантски рыкнув, тащил меня вперед как выдрессированный пограничный пес, почуявший нарушителя. Проверить функционал электроуправления раздаточной коробкой в деле не удалось, на твердом дорожном покрытии использовался моноприводный режим 2Н. Машина вела себя как обычный грузовик. Возможность обкатать «Садко 9» в привычном для него бездорожье планируется в ближайшее время. Былина о Садко заканчивается словами: «Слава о нем рекой катилась по всему Великому Новгороду». На полигоне и проверим, каким былинный автогерой окажется в деле.
Подписка на рассылку материалов Автопарка