Китайцы жгут! То, что творится на рынке Поднебесной, должно как минимум удивлять. Продажи гибридов и электромобилей там давно превзошли реализацию машин с классическими ДВС, и это общеизвестный факт. Однако тот «кусок», который Китай «взял» от мирового рынка, впечатляет даже экспертов отрасли.
Роман Прокопенко
Автомобили на новых источниках энергии: мировые продажи и рынок Китая
За первые восемь месяцев 2024 года мировые продажи автомобилей составили 58,24 млн единиц; при этом реализация автомобилей «на новых источниках энергии» (NEV) во всем мире превысила 9,39 млн единиц, что составляет 16,1% от общего объема продаж.
Если разбить эту цифру дальше, то окажется, что на чистые электромобили пришлось 10,4% всех реализованных новых машин, на подключаемые гибриды (PHEV) — 5,7%, а на «традиционные» гибридные автомобили — 5,6%.
За этот период продажи NEV в Китае составили 67% от общемировой доли (!), причем продажи NEV на рынке Поднебесной в период с июля по август достигли 73% от всего объёма (в КНР). На рынках чистых электромобилей и подключаемых гибридов доля Китая стабилизировалась на уровнях 62% и 77% соответственно.
Доля рынка чистых электромобилей
Что касается мирового рынка полностью электрических автомобилей (BEV), то доля Китая здесь составляла около 60% в 2017–2018 годах, немного снизилась в 2019–2020 годах (доля 48% в 2020 году), восстановилась до 65% в 2022 году и достигла 62% в 2023 году. А в течение первых восьми месяцев 2024 года доля в 62% сохранилась.
Среди лидеров в сегменте чистых электромобилей числятся автогигант BYD, доля продаж «электричек» которого продолжает неуклонно расти: с 2017 по 2021 гг. она оставалась выше 7%, затем выросла до 12% в 2022 году, до 17% в 2023 году и, наконец, достигла 18,5% по итогам января-августа 2024 года. Кроме того, хорошо поднялся и Geely: доля продаж электромобилей этого китайского производителя увеличилась с 4% в 2019 году до 8% в 2024 году.
Рынок гибридных автомобилей (новые)
На рынке подключаемых гибридов последние 4 года доля PHEV в Поднебесной уверенно растет. Динамика здесь довольно интересная, а падение в 2020 году во многом можно объяснить «короной».
Итак, доля Китая в мировых продажах новых PHEV составляла от 30% до 50% в 2017–2018 годах и потом резко упала до 25% в 2020 году. В 2021 году она снова выросла — реализация PHEV в Китае составила 32% мирового рынка автомобилей с силовыми установками такого типа, — затем увеличилась до 56% в 2022 году и до 69% уже в 2023 году.
А с января по август 2024 года фиксировался и дальнейший рост — 77%, из которых во II квартале продажи подзаряжаемых гибридов в Китае составили 78% от всего мирового рынка новых PHEV-автомобилей.
Между прочим, доля рынка Китая в мировых продажах «классических» гибридных транспортных средств планомерно росла с 2019 по 2022 годы, затем снизилась в 2023 году и сейчас, в III-IV кварталах текущего года, уверенно восстанавливается.
Автомобили NEV: глобально
За первые восемь месяцев 2024 года продажи транспортных средств «на новых источниках энергии» (NEV) в Поднебесной достигли 36,4% от всех проданных новых автомобилей в стране; в Германии эта цифра составила 16%, в Норвегии — 60,6% (!), в США — всего 9%, а в Японии — всего 3%.