Инженеры Porsche вместе с IT-специалистами разработали новую систему на основе искусственного интеллекта, которая позволяет точно настраивать и повышать корректность работы водительских ассистентов: первые тесты пройдены и получены первые результаты. Подробности – в специальном материале «5 Колесо».
Роман Прокопенко
Специалисты фирмы Porsche Engineering теперь использует сложные алгоритмы на основе искусственного интеллекта, чтобы сделать системы помощи водителю более надежными. Кое-что о новых технология «Порше» уже известно.
Для чего это нужно? Примеры использования
Так, система искусственного интеллекта, над которой продолжает работать немецкий производитель, как показали первые тесты, успешно распознает «нестандартные» объекты и явления на дороге, такие как, например, грузовик с плоской платформой, перевозящий другой автомобиль задом наперед (см. фото), которые более ограниченной системой могут быть интерпретированы как автомобиль, едущий в противоположном направлении.

Соответственно, преимущество такого подхода состоит в том, что, выявляя пробелы в «знаниях» автомобиля (полученных из тех данных, которые собирают комплексы датчиков и камер автомобиля), продвинутые водительские ассистенты ADAS автомобилей могут быть запрограммированы на более точную работу — надежную и безопасную.
Как это устроено? Принцип работы
Чтобы понять, что, как и когда могут произойти подобные маловероятные инциденты, исследователи использовали созданную нейронную сеть, которую они называют «вариационным автоэнкодером» (VAE).
Суть в том, что VAE — это как этакая «воронка» для обучения программной модели пониманию менее распространенных дорожных ситуаций, таких как перевозка крупногабаритных грузов и других ТС автовозами, или аномалии, связанные с погодными условиями на дороге. VAE «берет» собранные данные, сжимает их до более простых (для восприятия системами) значений, что создает закономерности, которые можно увидеть непосредственно на графиках.

Рассмотрев все сценарии и проанализировав тысячи миль дорог всего за несколько минут, график строится, а затем оценивается проверкой на основе искусственного интеллекта (ИИ). Он игнорирует кластеры точек данных (т. е. распространенные инциденты) и выбирает единичные «редко» возникающие точки, которые считаются более редкими дорожными ситуациями (инцидентами).
Первые результаты
Система уже смогла обнаружить и корректно интерпретировать множество таких «нестандартных» примеров, в частности, в ходе испытаний Porsche на дорогах скандинавских стран, где заснеженная обочина часто воспринимается «обычными» системами помощи за белую дорожную разметку, а также где водители чаще сталкиваются на дорогах с животными (в прямом и переносном смысле!).
Важно заметить, что такие «нестандартные» случаи на дорогах не могут быть идентифицированы людьми в ходе анализа всего полученного с датчиков и камер массива данных, поскольку человек просто не способен оценить все видеоматериалы и последовательные числовые, текстовые и другие графические данные, которые новая система VAE на базе нейросети может обрабатывать очень быстро.
Что дальше

И это не первый случай использования VAE в автомобилях, отмечают исследователи из Porsche (модели распознавания лиц анализируют пассажиров на предмет изменений в позе, жизненных показателей и сонливости), но это первый случай, когда он эта система на базе ИИ применяется автопроизводителем именно для улучшения ADAS, — в этом вся «соль» предлагаемого решения.
В настоящее время, как сообщается, команда немецкой компании работает с записанными данными, хранящимися в облаке, и рассчитывает, что в будущем системы помощи водителю (ADAS) можно будет запрограммировать на более эффективное реагирование на «необычные» потенциальные дорожно-транспортные происшествия в режиме реального времени.
