В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года был собран первый ВАЗ-2101. Заводчане спешили, чтобы успеть к 100‑летней годовщине В. И. Ленина. Ровно 55 лет спустя в Тольятти собрали дюжину предсерийных автомобилей новой модели «Искра» — тоже подгадали к юбилею.
Александр Мельник
К торжественному событию в сборочный цех самого большого автозавода России пожаловали высокие гости. В числе самых почетных — сенатор Кутепов, министр Алиханов, губернатор Федорищев. Конвейер, на котором в две смены пять дней в неделю собирают «Гранту», остановили на полтора часа, и рабочие издалека бесстрастно наблюдали за тем, как из-за импровизированной сцены выезжали красный седан и синий универсал модели «Искра». Тут же к ним подъехала тщательно отреставрированная белая «копейка», что должно было «символизировать цвета государственного флага Российской Федерации и подчеркнуть преемственность поколений отечественного автопрома».



Торжества продолжились раздачей наград тем, кто отличился в процессе подготовки серийного производства. Восьми начальникам вручили медали ордена «За заслуги перед Отечеством», еще дюжина руководителей получила знаки «Почетный машиностроитель». И ни одного рабочего. «А чему удивляться, — заметил один из наблюдавших за церемонией сборщиков. — Как пришли к нам на завод французы, начались увольнения и рабочим перестали даже грамоты давать».
Впрочем, нельзя сказать, что о работягах сборочного конвейера в этот торжественный день совсем забыли. Утром, перед сменой, каждый получил к чаю кусочек торта и премию 8000 рублей.



Дальше произносили речи, зачитывали приветствия, обещали улучшить, укрепить и усилить. Как будто не прошло этих 55 лет… Разве что вместо секретаря парткома в свите сопровождавших обнаружился православный поп, благословивший новую модель во всех ее модификациях. У «Искры» три разных кузова: седан, универсал и универсал «Кросс». И три силовых агрегата: 8‑клапанная 1,6‑литровая четверка в 90 л. с. с 5‑ступенчатой механической коробкой передач, 16‑клапанный 106‑сильный двигатель с новой 6‑ступенчатой «механикой» WanLiYang и такой же мотор в 106 л. с. с вариатором той же китайской фирмы.
На вид машинка получилась вполне себе ничего: в кузове, который по размерам уложился аккурат между «Грантой» и «Вестой», дизайнеры АВТОВАЗа во главе с Валерием Фроловым постарались сохранить разработанный Стивом Маттином фирменный Х-стиль. От «старшей сестрицы» новенькую проще всего отличить по черной пластиковой заглушке на месте третьего бокового окна. Много в этот день говорили о «глубоко переработанной» и «технологически независимой» платформе — это CMF-B-LS, на которой построен новый «Логан». О том, что платформа прошла масштабную локализацию — свыше тысячи новых компонентов и деталей, более четырехсот из них подверглись реинжинирингу. Заменили и базу комплектующих, так что теперь у «Искры» вполне санкционно устойчивые элементы и материалы.



Кроме того, для сварки кузовов «Искры» установлена новая линия из 17 автоматических комплексов и 112 роботов, а новая автоматизированная линия нанесения грунта должна повысить качество лакокрасочного покрытия. Окрашивать кузова и собирать новую модель будут вместе с «Грантой» — конвейер рассчитан на один автомобиль в минуту. А вот сколько из них будут «Искрами», пока неизвестно: все должен решить спрос, как уверяет президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов.
Вот и вопрос цены пока открыт. Прошлым летом говорили о 1,1–1,3 млн рублей, но сегодня реалии другие, и даже начальные 1,3 миллиона вряд ли удержатся. «Какой рост цен? Кто-то видит рост цен? — отвечал на вопросы журналистов бывший министр транспорта и бывший вице-губернатор Петербурга. — Я лично не вижу. На самом деле, цены падают. Есть лишь небольшая индексация инфляции. И мы будем индексировать цены на свою продукцию, обязательно».

Что ж, кандидату экономических наук Соколову виднее. А нам придется подождать до 20 июля, когда по-настоящему стартует серийное производство «Искры». Ровно через 55 лет после начала массового выпуска первой лицензионной модели ВАЗа в Тольятти начнут собирать еще одну машину, созданную по чужим лекалам.