Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР

Денис Орлов

Война — стимул прогресса. Хотя, как говорил Черчилль, «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Именно поэтому вдруг обнаруживается, что копеечный дрон подчас эффективнее многомиллионной ракетной установки.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Британский «носитель вооружения» Loyd Universal carrier выпускали в Великобритании (около 57 000 штук), в Канаде (33 987 штук), Австралии (1500 штук) и США (20 000 штук). По сути, это гусеничный «джип», способный разом перевезти 4–5 десантников.

22 июня 1941 года бойцы Красной Армии на себе прочувствовали доселе незнакомый тип военной техники — бронетранспортеры. Благодаря мощной бронезащите и гусеничному движителю эти машины вслед за танками или прикрываясь огневым валом стремительно сближались с нашими боевыми порядками, из-за брони панцергренадеры забрасывали гранатами наши стрелковые и пулеметные ячейки (согласно довоенному уставу, у нас выстраивалась ячеечная, а не траншейная система обороны), после чего высаживались и довершали дело.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
В годы войны выдающийся немецкий иллюстратор Ганс Лиска служил фронтовым художником. Его зарисовка запечатлела тактику применения немецких БТР. После войны Лиска иллюстрировал проспекты и рекламы Mercedes-Benz.

У нас бронетранспортеров не было. Были броневики. Любимое большевистское детище, со времен прибытия Ленина на Финляндский вокзал 16 апреля 1917 года. В чем разница? Чтобы пресечь ненужные споры, обопрусь на «Военную энциклопедию» (М.: Воениздат, 1997 г.).

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Готовые полугусеничные шасси на заводе Borgward в Бремене. Такие шли под артиллерийские тягачи Sd. Kfz 11 и (с небольшими переделками) под средние бронетранспортеры Sd. Kfz 251. Всего за годы Второй мировой несколько германских заводов построили 15 252 средних БТР.

«Броневик — боевая бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для огневой поддержки пехоты в бою, ведения разведки, боевого охранения, патрулирования, связи и др.».

«БТР — бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для транспортирования мотострелков (мотопехоты), их огневой поддержки при действиях в пешем порядке и ведения боя непосредственно из машины». Остальное — из разряда «и др.».

То есть, бронеавтомобиль ведет бой самостоятельно, а бронетранспортер доставляет на бой десант (но, конечно, сам не остается в стороне).

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Трофейный германский легкий БТР Sd. Kfz 250 в экспозиции музея-заповедника Сталинградская битва в Волгограде. Таких БТР было выпущено 6628 штук. Они использовались в основном для разведки, как командные пункты, для подвоза боеприпасов.

Броневиками Красная Армия была обеспечена в достаточном количестве (напротив, у немцев их было всего чуть). А вот пехота наша или бежала по полю боя пехом или перемещалась, усевшись сверху на танки. В наступательном бою это приводило к чувствительным потерям не только от ружейно-пулеметного огня, но и от осколков разрывающихся снарядов.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
«Танковый десант». Скульптор В. А. Дронов, 1975 г., алюминий. Произведение можно увидеть в московском парке «Музеон».

Неужели наши командиры были тупые? Нет, конечно. Просто в конце 1930‑х годов такими себе представляли боевые действия. И не мы одни. Во французской армии бронетранспортеров не было. И в английской — тоже. Равно как в американской, итальянской, польской, чехословацкой, японской… Первыми БТРы появились у немцев. Эффект новизны обеспечил Вермахту оперативное преимущество — БТРы стали важнейшим инструментом «блицкрига».

Как же так? Неужели никто раньше не додумался? Ведь применяли англичане защищенные броней грузовики при событиях, описанных в британской истории как Irish Troubles 1916 — 1922 годов, а всему миру известных как война за независимость Ирландии? Эти машины называли на паровозный манер, armoured tender. Да и в годы Первой мировой у канадцев были забронированные грузовики. Правда, и те, и другие предназначались для целей «и др.». А тут — «блицкриг», маневренная война!

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Производство БТР M3 на заводе White motor company. В общей сложности американские заводы дали за годы Второй мировой 53 813 полугусеничных БТР разных моделей и назначения.

Первыми БТР в Рабоче-крестьянской Красной Армии стали полученные по ленд-лизу американские колесные и полугусеничные транспортеры — янки очень быстро сориентировались в обстановке и вслед за немцами сконструировали аналогичные «полугусы». Мы получили 3034 колесных БТР M3 Scout, 1158 полугусеничных БТР M2, M3 и M9. Поступали к нам и легкие британские гусеничные транспортеры. Сами британцы именовали их gun carrier, подчеркивая, что их назначение перевозить прежде всего не десант, а вооружение — пулемет, противотанковое ружье. По размеру они были с «виллис». Таких мы получили 2008. Но этими поставками при всем желании невозможно было покрыть все потребности войск. И танк с пехотинцами на броне стал одной из символических эмблем Великой Отечественной.

Сомнения не покидали меня. Я обратился к академическому трехтомнику «Отечественные бронированные машины, XX век» А. Г. Солянкина, М. В. Павлова, И. В. Павлова и И. Г. Желтова, вышедшему в издательском центре «Экспринт» в 2002 году. Ничего более подробного о нашей бронетанковой технике держать в руках не доводилось. И вот, читаю:

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
В 1914 году канадец Раймон Брутинель организовал бронирование 20 коммерческих грузовиков Autocar. Заказ выполнила фирма Bethlehem Steel Co. Толщина брони — 19 мм, немало даже по нынешним временам. В дополнение к бронетранспортерам на одинаковых шасси Autocar создали целую гамму машин: командно-штабные, топливозаправщики, ремонтные.

«В сентябре 1915 года инженер-механик Сестрорецкого оружейного завода В. Коновалов разработал проект «Броневагона» на шасси грузового автомобиля, предназначавшегося для быстрой массовой переброски войск стратегического резерва и являвшегося по сути дела прообразом бронетранспортера».

Предполагалось создать два типа таких «броневагонов», на шасси трехтонки и пятитонки. Десантное отделение должно было вмещать 20 человек, высадка осуществлялась из кормовой двери, бронекорпус своей формой напоминал ледокол (правда, рациональные углы наклона брони рассматривались не для увеличения пулестойкости, а для преодоления с разгона проволочных заграждений). Ни дать, ни взять — типичный бронетранспортер середины 1950‑х! Но, увы. В Главном военно-техническом управлении Русской Императорской армии предложение Коновалова не оценили, и дело не двинулось. 

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Макетный образец Б-З построен на Заводе им. Сталина в 1944 году с использованием узлов и агрегатов грузовика ЗиС-5 с форсированным до 85 л. с. двигателем и движителя легкого танка Т-70. Рассчитан на 10 человек десанта.

Остается дописать о косном царизме, о равнодушных царских чиновниках, встававших на пути прогрессивно-мыслящим русским дарований — именно так в подобных случаях закругляли повествование в научно-популярных советских брошюрах.

Но вот интересный факт: именно Россия первой освоила производство полугусеничных броневиков — их еще именовали русским типом танка. Шасси Austin поступали через Архангельск из Великобритании, бронирование и изготовление полугусеничного хода по патенту Адольфа Кегресса, начальника Гаража Его Императорского Величества, осуществлял Путиловский завод.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
ГАЗ-40, опытный образец № 2 с поисковым вариантом бронекорпуса, 1948 г. Серийный, с упрощенным и более просторным бронекорпусом на 8 десантников, принят на вооружение 16 ноября 1950 года и выпускался до 1958 года. Построено около 8500 машин.

Резолюция все того же Главного военно-технического управления на предложение царского завгара осенью 1915 года последовала незамедлительно: «Крайне желательно испытать возможность применения приспособления Кегресса для броневых автомобилей, что может иметь большое значение».

Не так давно в Государственном архиве Российской Федерации отсканировали фотоальбомы младшей дочери Николая II Анастасии. Вперемешку с семейными карточками и снимками свиты в альбомы вклеены и фотографии с испытаний, а точнее — с показа царю опытного образца бронированного полугусеничного Austin с приспособлением Кегресса. Проходил показ на Оршанском шоссе под Могилевом. В этот город переместилась Ставка Верховного главнокомандующего вооруженными силами России, коим Государь был с августа 1915 года.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Чем не кадр из «Проверки на дорогах» режиссера Алексея Германа? В наших кинолентах БТР-40, как и более крупные БТР-152 часто играли роль фашистских броневиков. Здесь же бойцы ГДРовской Kasernierte Volkspolizei — будущей Национальной народной армии, на учениях в шлемах М-54 по прозвищу Kesslerbombe («Бомба Кеслера», в честь партийного военного организатора ГДР и будущего министра обороны).

В дневнике самодержец всероссийский оставил такую запись:

«25‑го августа. Четверг. Хороший солнечный день. Доклад затянулся, пришел домой после приезда Аликс. Завтракали в палатке. Около 3 час. поехали на шоссе к Орше. Кегресс показывал новый автомобиль, кот. проходит по всякой местности. Проехали дальше и лесом спустились к нашему месту у Днепра».

Изображений «русского типа танка» предостаточно. Но то — серийные машины. А здесь… на пожелтелых снимках позади боевого отделения с двумя башнями отчетливо просматривался забронированный кузов с продольными лавками. В ходе испытаний на них даже сидели какие-то офицеры. Первый русский бронетранспортер? Я бросился просматривать доступные источники в надежде найти подтверждение предположению у более углубленных в тему коллег.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Показ опытного бронетранспортера Кегресса 25 августа 1916 года под Могилевом.

На удивление, даже в упомянутом выше трехтомнике не сказано ни слова о том, что в 1916 году был построен именно бронетранспортер! А на серийных машинах бронекорпус удлинили, и на месте скамеек появился второй, задний пост управления (чтобы сподручнее было уходить из-под огня). Нет, конечно, многоместные забронированные кузовы до путиловцев водружали на грузовые шасси и в Великобритании, и в Канаде. Да и у германцев наверняка отыщется что-то подобное. Но эти машины не готовились для участия в наступательном бою с последующей высадкой десанта! Как видим, такую возможность не разглядели и наши — слишком уж она расходилась с тогдашней тактикой боя.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Члены венценосной семьи знакомятся с первым русским БТР. Хорошо видно отделение для десанта, рассчитанное примерно на шестерых.

Под Могилевом полугусеничный бронетранспортер испытывали два месяца (возможно, в тех же местах, где потом будут испытывать тяжелые самосвал МоАЗ). Пройдено было 286 верст. По завершению, машину решили проверить длительным пробегом. И погнали свои ходом в Петроград. 725 верст от Могилева до Царского Села бронетранспортер преодолел за 34 часа 15 минут без существенных поломок.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
БТР-152 первого выпуска, еще без централизованной системы регулирования воздуха в шинах. Всего московским Заводом имени Лихачева и Брянским автозаводом с 1950 по 1962 год выпущено 9900 бронетранспортеров в разных модификациях.

В СССР до начала Великой отечественной войны было предпринято несколько попыток создать забронированный транспортер пехоты. Но, толи из-за недостаточно четкой формулировки технического задания, то ли из-за непонимания задачи, все они пошли прахом. Имелась и еще одна существенная причина: промышленность не могла предложить достаточно энерговооруженное шасси. Притом, за тем, что происходит у будущего противника, следили внимательно. Например, переняли у немцев геометрию бронекорпуса, обеспечивающую оптимальное сочетание вместимости и пулестойкости.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Борис Михайлович Фиттерман (1910–1991 гг.), ведущий конструктор БТР-152. 27 марта 1950 года в 22:00 он подписал акт о принятии на вооружение и начале серийного производства БТР-152, а 28 марта в 3:00 был арестован по обвинению в саботаже, антисоветской и националистической деятельности, а также вредительско-подрывной работе. Получил 25 лет лагерей. Сталинскую премию за создание БТР-152 присудили другим людям.

Но надежное и мощное шасси просто так не переймешь. Шасси оставалось проблемой. Именно поэтому один за другим Главным бронетанковым управлением РККА были забракованы два макетных образца бронированных «полугусов» ЗиС — ТБ-42 (Тяжелый бронетранспортер образца 1942 года) и Б-З (Бронетранспортер ЗиС). 80–85 л. с. им явно не хватало, даже чтобы нести имитацию бронекорпуса из котельного железа. Для рядной зисовской «шестерки» 85 сил был предел, в то время как германский 6‑цилиндровый Maybach HL 42 TUKRM с легкостью выдавал 100 л. с.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
БТР-60П, он же ГАЗ-49, разработан в СКБ КЭО ГАЗ, ведущий конструктор Евгений Михайлович Мурашкин. Имеет специальное шасси с задним расположением силовых установок, водоизмещающим корпусом и независимой торсионной подвеской всех колес. Принятый на вооружение 13 ноября 1959 года, БТР-60П опровергает распространенную легенду о том, что после событий в Будапеште в 1956 году всем советским БТР приказали наварить крышу (якобы, венгерские домохозяйки лили кипяток на головы наших бойцов). Выпущено 2626 машин.

Это обстоятельство, недостаточная энерговооруженность, будет нависать Дамокловым мечом над создателями почти всех отечественных послевоенных бронетранспортеров. Первое, что сделают Всеволод Константинович Рубцов на ГАЗе и Борис Михайлович Фиттерман на ЗиСе — откажутся от несущей рамы. Вот почему не совсем верно писать: «ГАЗ-40 (БТР-40) создан на шасси ГАЗ-63» или «БТР-152 построен на шасси грузовика ЗиС-151. Если уж досконально, что шасси зисовского БТРа получило обозначение ЗиС-123, бронекорпус с вооружением и средствами связи — ЗиС-100, а в целом весь бронетранспортер — ЗиС-152. Все же, правильнее будет сказать, что оба БТР созданы на узлах и агрегатах грузовых автомобилей.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
БТР-80 (ГАЗ-5903), 1984 год. Ведущий конструктор Валерий Леонидович Степнов. Проблему недостатка энерговооруженности, которую прежде решали двумя силовыми установками, устранили внедрением единственного дизеля КамАЗ-7403 мощностью 240 л. с. Глубоко модернизированные варианты БТР выпускают на Арзамасском машиностроительном заводе по сей день.

Итак, под давлением обстоятельств либо благодаря инженерной смекалки, создатели наших первых БТР сделали то, до чего не додумался сумрачный германский гений — отказались от рамы. В русле новейших тенденций, вслед за легковыми «Москвич-400», М-20 «Победа» и ЗиМ, бронемашины получили самонесущий кузов (бронекорпус). Это дало снижение массы, снижение силуэта и увеличение вместимости. БТР-152 вмещал в себя 17 десантников! С одной стороны, ни то, ни се (в мотострелковом отделении 10 человек, во взводе — 30). С другой стороны, во внутренних войсках с их спецификой, дополнительная вместимость была только на пользу — в дежурные машины погружалось не только отделение стрелков, но и собаковод с лохмучей псиной, химики с их «черемухой» и много еще чего. Во внутренних войсках БТР-152 простояли на вооружении аж до 1993 года!

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
18. БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923), 1994 год. Ведущий конструктор В. Л. Степнов. Попытка создать БТР с более высокими ТТХ, оставаясь в рамках проверенной компоновки с задним расположением силовой установки.

Интересно, что создание первых БТРов разделило наших военных на два лагеря, «колесников» и «гусеничников». Подобно остроконечникам и тупоконечникам в «Приключениях Гулливера», достойные мужи при больших звездах никак не могли решить, на каком движителе перемещать мотопехоту (равно как артиллерийские и реактивные установки и многое другое). Рассудила спорщиков, как это обычно и бывает, жизнь. Гусеничными стали боевые машины пехоты (в их создании приоритет — у нашей страны), колесными остались БТРы. Причем у них уже были не грузовые, а специальные шасси, как говорят военные, многоопорные. Даже выдвигалась идея, чтобы эти машины поворачивали по-танковому, торможением колес одного борта и забеганием колес другого. Поворачивающиеся колеса требуют себе пространства, отнимают полезный объем у бронекорпуса. Предложение, однако, не прошло по одной причине — высокому износу резины.

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
БТР-70 (ГАЗ-4905) перед тоннелем на перевале Саланг. Десант — верхом. Фотография начальника бронетанковой службы 56 десантно-штурмовой бригады Е. Г. Колесникова (из открытых источников).

Уже война в Афганистане заставила задуматься над существенными изменениями в конструкцию БТРов. Ведь как ездили в Афгане? Верхом на броне! Если напорешься на засаду, из бронекорпуса не успеешь выбраться. Да и не видно оттуда ничего. Духота, теснота. Сразу две настолько существенные уязвимости — недостаточная защищенность и затрудненность десантирования — слишком много для конструктора. Решение обеих задач растянулось на годы и привело, в итоге, к появлению проекта «Бумеранг». Который, судя по переменам, в очередной раз произошедшим на поле боя, тоже устарел. Впрочем, как знать, может, он придется кстати на следующей войне?

Почему мы воевали с немцами без бронетранспортеров: история отечественных БТР
Бронетранспортер ВПК-7829, представитель унифицированной боевой платформы «Бумеранг». Впервые представлен на репетиции парада Победы 2015 года. Первый российский БТР с кормовым размещением десантного отсека.

Редакция рекомендует:






Источник