Вообще судьба у 95-х бензинов в стране довольно забавная. Помнится, когда в прошлой жизни, лет сто назад, автор подвозил на отцовских Жигулях некую околосветскую даму, то она вместо денег вытащила какой-то талончик с циферками 95, поблагодарила за услуги и предложила заправить машину «хорошим бензином». А автор с тем талончиком еще долго мотался по разным АЗС, пытаясь обменять его хоть на какой-то бензин. Кончилось тем, что на какой-то заправке мне из жалости плеснули обычный АИ-93.

Редакция
Почему-то 95-й бензин долгое время вел у нас какое-то полуподпольное существование, а потому, как водится, набирал популярность. В стандартах он впервые замелькал как раз с появлением Жигулей: ГОСТ 38-01-9-71 упоминал автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95. Именно его и продавали на отдельных АЗС по талонам. Позднее вместо него появился АИ-95. Цена «элитного» литра – 10 копеек, как и у АИ-93: странная забавность советской эпохи. Официально «Экстра» предназначался для автомобилей «с двигателями, имеющими высокую степень сжатия» – так говорил справочник НИИАТ. А к таковым реально относились разве что ГАЗ-14, ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-117, то есть машины для правящей прослойки населения.
Сегодня, заправляя машину 95-м, мы почти никогда не видим, какого он цвета. Редкие исключения – заправка канистры или какая-то оплошность, вынуждающая орошать бензином асфальт и собственные брюки. Но нам это и не нужно: никакой полезной информации цвет бензина не содержит. Однако же так было не всегда: например, в 80-е годы 95-й на всех заправках был оранжево-красным. Но в наше время цвет бензина стандартами не оговаривается – запрещены только зеленый и голубой оттенки. Важно понимать, что никакого отношения к качеству бензина цвет не имеет.
Кстати, о качестве: портится бензин со временем или нет? Цены на топливо растут, а потому желание купить его побольше, в общем-то, понятно. В период бензинового дефицита также было принято закупать его про запас – мол, не протухнет. Однако же бензин – штука скоропортящаяся, причем современные бензины утрачивают исходные качества даже быстрее, чем их дедушки с применением тетраэтилсвинца. Действующий ГОСТ сообщает нам, что гарантийный срок хранения бензинов всех марок – 1 год со дня изготовления. Разделения по октановым числам и по климатическим зонам при этом нет. Так что, АИ-95, налитый в канистру, через год потеряет свои характеристики. Любопытно, что примерно 40 лет назад справочники сообщали, что срок хранения бензинов от 93-го до 98-го составляет 24 месяца для северной зоны, 18 – для средней и всего 6 – для южной.
Пару слов про Америку с ее непонятными законами. Заокеанские октановые числа совсем не похожи на европейские и, конечно же, на российские. И если в инструкции к американскому автомобилю указан 91-й бензин, то в России заливать в него нужно АИ-95! Но пусть злопыхатели помолчат: наш бензин ничуть не хуже ненашенского. Дело просто в том, что в США октановое число AKI (anti-knock index) определяют как среднее арифметическое между исследовательским и моторным октановыми числами, то есть между ОЧИ и ОЧМ! Примерные соотношения между нашими и американскими октановыми числами выглядят так:
АИ-92 = AKI 87
АИ-95 = AKI 91
АИ-98 = AKI 93
Заговорив про Америку, нельзя не упомянуть, что жители США, если верить статистике, каждые сутки тратят на бензин около миллиарда долларов! Впрочем, это неудивительно: на бензин приходится самый большой товарооборот в мире среди товаров народного потребления. А на втором месте находится… кофе!
