Почему греется двигатель внутреннего сгорания, всем понятно: в нем же сгорает топливо… А вот в коробке ничего, вроде бы, не горит – откуда же тогда разговоры про ее возможный перегрев?
Редакция
Дело в том, что чем ниже КПД любого механизма, тем большая часть энергии бесполезно переходит в тепло. Так вот, у автоматов и вариаторов коэффициент полезного действия довольно невысокий: примерно 90 %. Поэтому десятая часть энергии уходит на их нагрев. В основном «старается» гидротрансформатор, в котором рабочая жидкость активно перемешивается и, при этом, нагревается. Нагрев прекращается, когда гидротрансформатор в АКП «замыкается» фрикционными дисками, но при этом начинаются нагреваться уже они сами – при каждом проскальзывании. Само собой, что постоянно греются и все шестерни, входящие в зацепление друг с другом. Однако это – штатный режим работы, который не должен вызывать какие-либо перегревы механизма. Так откуда же он все-таки порой возникает?
Причина простая: автомат или вариатор для легковушки максимально упрощается и удешевляется уже на стадии проектирования. При наличии серьезных теплообменников никаких перегревов не возникало бы, но на практике все стараются сделать максимально экономично. Вследствие этого даже скромные отклонения в работе системы охлаждения могут вызывать перегрев коробок.
Известны две основные схемы таких систем. В первом случае трубки охлаждения жидкости АКП просто входят в радиатор охлаждения двигателя и там омываются охлаждающей жидкостью. Во втором случае применяют отдельный радиатор. Очевидно, что в обоих вариантах исполнения загрязнение любого радиатора тут же вызывает рост температуры рабочей жидкости, вследствие чего перегревается и сам агрегат. К примеру, отказ электровентилятора системы охлаждения двигателя может спровоцировать рост температуры автоматической коробки и вариатора, а не только ДВС. У многих внедорожников к перегреву рабочей жидкости может приводить каприз термостата, который заклинивает в закрытом положении.
Из банальных причин перегрева отметим, конечно же, возраст рабочей жидкости, которую владелец не счел нужным поменять вовремя. Если она утратила свои свойства, то фрикционы коробки начинают пробуксовывать, тут же вызывая рост температуры. Схожие неприятности порождает недопустимо низкий уровень рабочей жидкости, который фактически повышает кратность ее оборота между охладителем и охлаждаемым агрегатом. При этом растет вероятность проскальзывания фрикционов в АКП и ремня в вариаторе – и то, и другое нарушает нормальное функционирование агрегатов и вызывает их перегрев.
Очень многое зависит от манеры езды водителя и условий движения автомобиля. Обычные легковушки имеют вполне определенный предел выносливости – никакие перегрузки им не прописаны. Между тем сплошь и рядом таким автомобилям приходится подолгу буксовать в грязи, таскать тяжелые прицепы, торчать в конвульсирующих пробках и так далее. При этом мало кто исповедует спокойный стиль езды без постоянных ускорений и замедлений, даже когда ситуация подсказывает, что машине и без того тяжело. Кстати отметим, что, угодив в затяжную пробку, есть смыл принудительно включать первую передачу, чтобы автомат не пытался перейти на следующую. Смысл простой: всякое переключение – это трение и рост температуры. Аналогичный прием можно использовать и на автобанах, только фиксировать при этом следует не низшую передачу, а высшую. И, конечно же, никогда не нужно переводить селектор коробок в нейтраль при кратковременных остановках перед светофором. Напротив, при длительных задержках перед железнодорожным переездом есть смысл переходить в нейтраль, чтобы гидротрансформатор прекращал работать под нагрузкой, выделяя лишнее тепло.
В общем, берегите свои автоматические коробки. И вариаторы, конечно же…
Редакция рекомендует: