В Санкт-Петербурге прошел пятый Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест». Он традиционно объединил самые яркие отраслевые мероприятия, являясь не только местом связи прошлого и будущего транспорта, но и площадкой для демонстрации новинок, а также местом для дискуссий о настоящем и будущем различных сфер отрасли.

Алена Михайличенко
Ознакомиться с новинками на выставке инновационного транспорта и погрузиться в ностальгию во время парада исторической техники, а также обсудить актуальные вопросы отрасли пришли свыше 120 тысяч человек, в том числе порядка 10 тысяч специалистов. В мероприятиях фестиваля приняли участие представители 35 регионов России и шести зарубежных стран. Праздничному настроению способствовала теплая солнечная погода.
На Манежной площади представили свыше 60 единиц различных видов техники от 40 компаний. Это новейшие автобусы и электробусы, трамваи и троллейбусы, грузовики и спецтехника.
ПАССАЖИРСКАЯ ЭКОСИСТЕМА
Крупные города стремятся повысить свою экологическую привлекательность. Неудивительно, что самыми инновационными были электробусы. Примечательно, что российский лидер этого сегмента КАМАЗ не был представлен, но зато присутствовали все его конкуренты.
Главная новинка для Петербурга — электробус «Сириус» компании «Транс-Альфа». Это стартовый образец из первой партии электробусов, закупленных для будущего электробусного парка Северной столицы. В комплектации модели с индексом 5298‑0000010‑02 преду-смотрены места для маломобильных пассажиров, пенсионеров и пассажиров с колясками, система климат-контроля, мультимедийные панели и USB-зарядки. Запас автономного хода составляет 240 км. Новый электробус оснащен батареями собственного производства «Транс-Альфа». Полная масса транспортного средства — 18 000 кг. Салон вмещает 107 пассажиров, отличается стопроцентно низким полом с подогревом. Кабина водителя оснащена комфортным водительским креслом на пневмоподвеске с регулированием спинки и многофункциональным бортовым компьютером. Кроме этого, в кабине расположены мониторы, на которые передается изображение с 13 видеокамер.

Пассажирская машина выполнена в зеленом цвете, выбранном самими петербуржцами в ходе открытого голосования летом прошлого года. В опросе приняли участие более 17 тыс. человек. Весенний зеленый выиграл с небольшим перевесом. Первый договор на поставку в Петербург 26 электробусов был заключен с «Транс-Альфа» в январе 2024 года, сборка на вологодском заводе стартовала в марте.
Конкурент «Сириуса» — электробус модели 62181 «Генерал» производства компании «ПК Транспортные системы» («ПК ТС») — демонстрировался на этот раз в обновленной версии. Машина получила более емкую тяговую батарею, которая позволяет увеличить запас автономного хода до 100 км. Новую версию «Генерала» оборудовали умным и многофункциональным зарядным устройством, которое позволяет заряжаться от контактной сети электротранспорта, зарядной станции или от сети 380 В. Использование одной из возможных зарядок — динамической, от контактной сети — позволяет не терять время на подпитку батарей, а также сохранять высокую эксплуатационную скорость на маршруте. Помимо технических девайсов и традиционно используемых опций для комфортной поездки, конструкторы «ПК ТС» обновили рабочее место водителя и добавили новые вариации компоновки сидений в салоне.

Выставочный дебют — электробус 624201 «Электрогород» с ночной зарядкой. Машина, построенная Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом (УТТЗ), обладает увеличенным запасом хода — до 250 км. Такой показатель обеспечивают литий-никель-марганец-кобальт-оксидные батареи (NMC) энергоемкостью 350–482 кВт·ч. Время полной зарядки — 190 минут при мощности заряда 180 кВт. 12‑метровый электробус вмещает 89 пассажиров. Количество мест для сидения — 38. Примечательно, что кузов изготовлен самими уфимцами, а не взят от МАЗа, как на массовой продукции УТТЗ.
Белорусская компания BKL Holding показала троллейбус с увеличенным автономным ходом модели 32100D в кузове «Ольгерд». Эта машина уже известна перевозчикам — поставки «Ольгерда» в Санкт-Петербург производились в прошлом году. Кстати, белорусы привезли на фестиваль и трамвай Т811. Односекционный четырехосный вагон со 100 % низким уровнем пола рассчитан на перевозку 160 человек. Техника оснащена откидной рампой с ручным приводом для посадки пассажиров в инвалидных колясках. Срок службы вагона по предельному состоянию кузова и рамы тележки составляет не менее 30 лет.
Минский автозавод привез на выставку электробус МАЗ-303E с ночной зарядкой. Это серийный образец из обновленной санкционно устойчивой линейки (уровень локализации достигает 90 %). В марте 14 таких машин поступили в автопарк белорусского города Жодино. Электробусы могут проезжать на одной зарядке до 250 км. Емкость аккумуляторных батарей составляет 285 кВт·ч. Все они находятся на крыше, что позволяет разместить в салоне максимальное количество мест для сидения — 30. Максимальная вместимость электробуса составляет 66 пассажиров.
«Волгабас Групп» представила свежую версию электробуса 5270 Е. В ней производитель делает акцент на энергоэффективности. Емкость батарей выросла на 30 %, что позволило уменьшить их количество на треть и снизить массу электробуса на полтонны. Благодаря применению энерго-сберегающих технологий запас хода достиг 240 км. При разработке новой модели инженерам удалось отказаться от жидкостного охлаждения высоковольтных аппаратов и скоммутировать их в едином блоке. Кроме того, высоковольтные кабели проходят в герметичных каналах, расположенных в полости крыши транспортного средства. Внутри стало больше места благодаря оптимизации компоновки батарейных отсеков, часть из которых перенесена из салона в унифицированные модули на крыше. Автобус способен перевозить до 75 пассажиров, число посадочных мест — 27.

Рядом с электробусом — новейший городской автобус 5270 LH с гибридной силовой установкой. Машина позволяет экономить до 20 % топлива, не требует зарядки, при этом снижает нагрузку на экологию.
Горьковский автозавод в очередной раз представил низкопольный электробус малого класса «Газель e-City». Машина предназначена для работы на маршрутах с невысоким пассажиропотоком и на улицах, по которым затруднен проезд крупногабаритного транспорта. За счет отсутствия ступеней на входе, просторной низкопольной накопительной площадки с откидным пандусом и широкой автоматической двери, он полностью соответствует требованиям «Доступной среды». Запас хода достигает 150 км, а время быстрой зарядки батареи до 80 % емкости не превышает 45 минут.

Компания «Лидер Трак энд Бас» привезла в Петербург электробус из Китая — модель Asiastar X9 City EV. Марка Asiastar родственна концерну Weichai и сейчас бодро взялась за российский автобусный рынок, ее присутствие на фестивале — лишнее тому подтверждение. Электробус с ночной зарядкой получил центральный электромотор, литий-железо-фосфатные (LFP) тяговые батареи емкостью 422 кВт·ч. ГУП «Пассажиравтотранс» возьмет эту машину в тестовую эксплуатацию.

ДОСТУПНЫЙ, БЫСТРЫЙ И КОМФОРТНЫЙ
В сегменте междугородних и туристических автобусов силовая установка по-прежнему строится на основе двигателя внутреннего сгорания. Основные улучшения при смене модельного ряда базируются на создании комфортных условий для дальней поездки. Руководствуясь этим принципом, компания «Русбизнесавто», традиционный участник «ТранспортФеста», представила в этом году обновление линейки средних туристических автобусов Higer.


Модель Higer KLQ 6812 КQ длиной 8,2 м рассчитана на 29 пассажиров и не имеет аналогов среди поставщиков из Китая. Она пришла на смену Higer KLQ 6826Q, который продается в России с 2011 года и регулярно модернизируется. Новинка оснащена 4,5‑литровым дизелем Cummins ISDе 200 50 мощностью 200 л. с. и 6‑ступенчатой коробкой передач Fast Gear. В Higer KLQ 6812 КQ увеличен багажный отсек — до 2,7 м3, а в два топливных бака вмещается 260 л против 220 л у предшественника. Салон отличается удобством, приятным внешним видом и располагает всеми необходимыми атрибутами для дальних путешествий.
Вторая новинка — 9,4‑метровый «турист» Higer KLQ 6952 KQA — призвана заменить своего предшественника — Higer KLQ 6928Q. Ее отличает удлиненный на 320 мм кузов, который позволил увеличить салон до 39 мест с комфортом для пассажиров. Объем багажного отделения вырос до 4,3 м3. Опционально предлагается компоновка салона на 35 и 37 мест. По желанию заказчика — множество опций, увеличивающих комфорт пассажиров и эксплуатации, в том числе холодильник в передней панели. Топливный бак вмещает 260 л. Машина оборудована двигателем Cummins, механической коробкой Fast Gear и электромагнитным ретардером.

Стоит добавить, что обе новинки оснащены ABS, ESP, ASR, а также всеми необходимыми системами пассивной безопасности. Материалы, которые используются в отделке, не имеют посторонних запахов, не являются аллергенными и полностью соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым в России.
О планах на этот год рассказал управляющий розничными продажами пассажирской техники компании «Русбизнесавто» Владимир Жуков: «Наши клиенты, которые знают автобусы Higer из старой линейки, давно просили их обновить и сделать ряд улучшений. Наконец, мы учли все пожелания, сделали максимум и даже больше. Собранный портфель предзаказов уже позволяет рассчитывать на очень хорошие продажи по итогам года. По крайней мере результат будет намного лучше, чем это было у старой модели».
Кроме того, «Русбизнесавто» привезла на выставку зарекомендовавший себя туристический автобус Higer KLQ 6128 LQ на 51–55 мест. Он имеет длину более 12 м, багажное отделение — 10,5 м3 и оснащен дизельным двигателем Cummins мощностью 375 л. с. По завершении фестиваля выставочный экземпляр останется в Петербурге и поступит в распоряжение ГУП «Пассажиравтотранс». Тестовая эксплуатация новинки продлится два месяца, по результатам Higer KLQ 6128 LQ может пополнить парк «Пассажиравтотранса» для постоянной работы в Санкт-Петербурге.
Компания «Транспортный центр» представила пригородный/междугородний автобус Yutong 6127 HQ длиной 12,3 м увеличенной пассажировместимости: 56 посадочных мест плюс одно место гида и шесть мест для пассажиров, едущих стоя. Лайнер является симбиозом классического «туриста» и междугороднего «челнока», объединив в себе все лучшее из каждой категории. Представленная комплектация соответствует стандарту перевозки маломобильных пассажиров «Доступная среда». В автобусе установлен автоматический механизм для подъема пассажиров на инвалидной коляске.



Компания Sotrans представила на этом фестивале новую модель автобуса Golden Dragon 6129 Navigator. Это флагманский туристический лайнер длиной 12,3 м на 53 пассажира плюс место для гида.
«ТранспортФест» стал дебютной площадкой для белорусского автобуса Avior. Туристическая машина на 29 пассажиров изготовлена на белорусском предприятии на базе китайского шасси Ankai в оригинальном кузове. Эргономичные сиденья с высокой спинкой имеют регулировку наклона, складывающиеся подлокотники и трехточечные ремни безопасности, а каждое место оснащено индивидуальной подсветкой и USB-выходом, что позволит пассажирам с комфортом переносить даже самые длительные переезды. На борту предусмотрена мини-кухня с холодильником и бойлером, DVD/MP3‑магнитола с 20‑дюймовым потолочным дисплеем. Машина длиной 8,4 м, колесной базой 4,75 м оснащена двигателем Weichai WP4.1 мощностью 170 л. с. и пятиступенчатой механической КП Fast Gear. Объем топливного бака — 100 л. «Авиор» может быть исполнен в различных версиях: туристической, междугородней, пригородной, а также по индивидуальному заказу. Все версии омологированы в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза.


МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Двухдневная деловая программа фестиваля была посвящена вопросам транспортной отрасли. Основными темами обсуждения стали: сохранение историко-культурного наследия отрасли, перспективы проектирования отечественных транспортных средств, расширения использования экологически чистого транспорта, а также вопросы профессиональной ориентации и кадров для транспортной отрасли.

В завершающий день фестиваля на Васильевском острове вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков дал старт крупнейшему в России международному параду ретротранспорта. В мероприятиях парада приняла участие 321 единица исторической техники из частных коллекций и музеев транспортных компаний. 321 единица ретротехники является символичной цифрой в честь 321‑летия Санкт-Петербурга в 2024 году.
Подписка на рассылку материалов Автопарка