Компания Segway — плохой пример для подражания. Потому, что такое сочетание инженерных инноваций, смелых бизнес-идей и везения повторить попросту невозможно. Тем интереснее узнать ее поближе.

Виталий Авдеев
История компании Segway началась относительно недавно, в 1999 году, когда американский изобретатель Дин Кеймен смог начать выпуск своего изобретения. Электрический самокат, самостоятельно поддерживающий равновесие, он изобрел еще в 1993‑м, работая над самобалансирующимся инвалидным креслом, способным забираться по лестницам без пандусов и преодолевать препятствия.

На оформление патента понадобилось четыре года, еще пять лет — на запуск производства изобретения, которое должно было изменить мир. И в итоге изменило, но об этом чуть позже. Первые серийные электросамокаты были скромными: разгонялись до 16 км/ч и имели запас хода около 10 км, что не мешало им производить впечатление транспорта с другой планеты.
«Сегвеи» эволюционировали, становясь быстроходнее и выносливее, появились даже внедорожные версии! За полтора десятилетия компания переживала взлеты и падения, пока в 2014 году с ней не произошло то, что рано или поздно происходит с любым по-настоящему крутым продуктом — его скопировали в Китае. Руководство Segway не собиралось отступать, запустив судебное разбирательство.

Уникальность своего продукта они доказали не только судьям, но и ответчику, китайской компании Ninebot. Она в конечном итоге и выкупила компанию Segway целиком, вместе со всеми инженерными наработками и инновациями, создав совместное предприятие. Попробуйте представить, сколько подобных разбирательств кончается такими «хеппи-эндами», настоящая сказка про Золушку. И на этом она не закончилась.

Уникальный опыт американских инженеров, заряженный китайскими деньгами, быстро начал приносить плоды в виде новых моделей в самых разных сегментах, от обычных электросамокатов до электрических велосипедов. В этот момент начало сбываться предсказание одного из бывших топ-менеджеров компании Дина Кеймена, трагически погибшего на одном из своих гироскутеров: «Segway будет для автомобиля тем же, чем автомобиль был для лошади».

Сегодня центральные улицы городов просто невозможно представить без самокатов, гироскутеров и прочих средств индивидуальной мобильности. Разумеется, сделаны они самыми разными компаниями, но первопроходцем в этой области стал именно Segway, значительно опередивший время. Впрочем, финская Nokia тоже была пионером среди производителей мобильников, но будущее наступило без нее.
Возможно, именно поэтому компания Segway не концентрировалась на одном направлении, развиваясь в самых разных областях, от продажи своих наработок таким гигантам, как Ford, BMW, GM, Ferrari, SEAT, Intel, Google и Amazon, до… выпуска мотовездеходов с традиционными двигателями внутреннего сгорания! Пока весь мир думал о переходе на электротягу, а потом разочаровывался в своих же планах, в Segway снова угадали с будущим.
Конечно, без «зелени» не обошлось — в 2019‑году подразделение Segway Powersports представило гибридные силовые установки, однако, больше всего покупателей интересовали традиционные моторы. Квадроциклы, утилитарные и спортвные SSV произвели на рынке настоящий фурор. А на волне успеха компания продолжила развивать тему, в прошлом году показав один из самых мощных серийных SSV в мире — Super-Villain SX20T с 2,0‑литровым 235‑сильным турбомотором.
Знакомиться с ним, а также с заводом Segway, мы и отправились в Китайский Чанчжоу. Компания Segway-Ninebot Group и ее подразделение Segway Powersports, специализирующееся как раз на внедорожной технике для активного отдыха, настолько гордятся своим делом, что решили показать своим зарубежным партнерам не только мотовездеходы, но и процесс их создания. Мероприятие, под названием Awakening («Пробуждение») собрало сразу всех, и дилеров, и журналистов.
Завод, раскинувшийся на площади 53 000 м2, по китайским меркам не велик, но он способен выпускать до 40 000 единиц техники ежегодно. Это немало, даже с учетом того, что мотовездеходы Segway продаются по всему миру и спрос на них только растет. И это настоящий завод, а не сборочное предприятие: здесь происходит и обработка деталей, и создание двигателей.
На отдельной ветке конвейера — сборка квадроциклов и мотовездеходов SSV. Контроль качества — высокий даже по мировым стандартам. Прямо на заводе расположено несколько испытательных лабораторий, где специалисты контролируют качество на всех этапах сборки, от замеров комплектующих до испытаний уже собранных двигателей. Проверяют и квадроциклы на специальном внутризаводском полигоне.
Увы, сам процесс изготовления засекречен, снимать производственные линии и сами станки нам не разрешили. В компании опасаются промышленного шпионажа, и правильно делают: копировать и повторять в Китае умеют виртуозно, поэтому лидерам индустрии приходится беречь свои секреты. Впрочем, запрет съемки на производстве — нормальная мировая практика, свои тайны большие компании раскрывают крайне редко.
И все же увиденное впечатляет. Завод Segway — это огромное суперсовременное предприятие, со светлыми чистыми цехами. Автоматизация производства на высоте, все точные операции выполняются роботами, а человеку доверяют лишь контроль качества и значительную часть конвейерной сборки.
Знакомство с производством, занявшее целый день, стало лишь аперитивом к главному блюду — тест-драйву мотовездеходов Segway. Обычный тест-драйв — это поездка по полигону, как максимум небольшой внедорожный маршрут по лесным просекам, беглое знакомство. Но в этот раз китайцы решили показать свою технику в ее настоящей стихии, на просторах пустыни Гоби, по которой некогда проходил Шелковый путь.

Первым я попробовал Segway AT10 — литровый флагманский квадроцикл бренда. Дизайн выполнен в фирменном стиле марки, современный и лаконичный, в глаза бросается разве что небывалое для квадроциклов качество подгонки пластиковых панелей и аккуратные зазоры. На высоте и эргономика, явно создававшаяся с прицелом на рослых европейцев: за высоким рулем удобно как сидя, так и стоя.
Органы управления и пульты — интуитивно понятны, и привыкать к ним не приходится, а вот приборная панель стала разочарованием. Сегодня на квадроциклы ставятся виртуальные цветные TFT-экраны, которые вот-вот станут стандартом в классе, но на тестовом Segway AT10 стояла монохромная панель. С другой стороны, у нее есть и достоинства: такой экран будет надежнее на суровом бездорожье и долговечнее.

Что же до мотора, то 95 сил, которые выдает литровая «двойка», достаточно для любых задач. Как для сумасшедше-быстрых прострелов по пустыням, так и для буксировки тяжелых прицепов по суровому бездорожью, большей мощности квадроциклу не нужно в принципе. Приятно удивила и подвеска, буквально проглатывающая любые неровности. Дискомфорт возникал разве что при попадании в автомобильную колею, где из-за несовпадения с шириной колеи квадроцикла приходилось постоянно корректировать траекторию.
Вторая новинка, с которой я познакомился, Segway AT10 в исполнении W. Главное отличие — расширенная колея и более крупные колеса с внешним диаметром 30 дюймов, против стандартных 27. Разумеется, квадроцикл в такой комплектации устойчивее в поворотах, да и выглядит круче. Но… Крупные и, очевидно, более тяжелые колеса, не облегчают жизнь подвеске: из-за больших неподрессоренных масс динамичная езда по пересеченной местности становится менее комфортной.

К слову, версия с большими колесами не отменяет и особого, грязевого исполнения Mud. Его отличия сводятся к внедорожной резине с развитыми грунтозацепами, мощной лебедке, штатному шноркелю и радиатору, вынесенному на капот. Квадроциклисты давно поняли, что постройка собственной внедорожной «котлеты» сложнее и дороже, чем покупка квадроцикла, подготовленного к офф-роуду на заводе, а производители откликнулись на запрос — сегодня такие модели есть у каждого большого бренда.

Квадроциклы Segway впечатляют, и все же — они созданы хоть и по высшим, но все же стандартам класса. Куда интереснее SSV Villain SX20T, который буквально перевернул стандарты мировой индустрии. И не только из-за безумной мощности, но и из-за нестандартной для мотовездеходов такого класса трансмиссии. Ни один производитель в мире прежде не делал ничего подобного!

Здесь 2,0‑литровая турбочетверка, выдающая 380 Нм и 235 «лошадей», работает в паре с 7‑ступенчатой роботизированной коробкой передач. Коробка, к слову, дополнена подрулевыми лепестками, что важно для любителей по-настоящему динамичной езды. В сочетании со скромной массой и потрясающими подвесками, ход которых превышает полметра, получается взрывная смесь.
Конечно, это еще не характеристики болидов легендарной раллийной Group B, но уже близко к дакаровским прототипам. К слову, в ралли «Дакар» для SSV есть собственный класс и, не сомневаюсь, в ближайшие годы Segway мы там увидим. И не менее важно, что аппарат уже доступен и в России — усилиями компании «Веломоторс», эксклюзивного дистрибьютора Segway в России и СНГ, новинки марки у нас предлагают с гарантией, сервисом и запчастями в наличии.
Технические характеристики Segway АТ10 |
|
Габариты | 2410x1259x1452 мм |
Дорожный просвет | 275 мм |
База | 1455 мм |
Объем топливного бака | 23 л |
Двигатель | 4‑тактный, 2-цилиндровый, DOHC, 999,9 см3, 97 л. с., 92 Нм |
Трансмиссия | вариатор CVTech |
Подвеска | двойной А-образный рычаг, передний ход 185 мм, задний ход 210 мм |
Тормоза | гидравлические, дисковые |
Сухая масса | 270 кг |
Технологии | удаленный доступ к данным о транспортном средстве в реальном времени через приложение Smart Moving, бесключевой замок зажигания, настройка EPS, объединение попутчиков в команду, гарантия безопасности, отображение данных в реальном времени |
Технические характеристики Segway Villain SX20T |
|
Габариты | 3560х1932х1873 мм |
Дорожный просвет | 370 мм |
База | 2654 мм |
Объем топливного бака | 45 л |
Двигатель | 4‑тактный, 4‑цилиндровый, DOHC, 2000 см3, 235 л. с., 380 Нм |
Трансмиссия | 7‑ступенчатая, роботизированная |
Подвеска (передняя/задняя) | двойной А-образный рычаг со стабилизатором поперечной устойчивости, ход 510 мм / многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости, ход 530 мм |
Тормоза | гидравлические, дисковые |
Сухая масса | 336 кг |
Технологии | удаленный доступ к данным о транспортном средстве в реальном времени через приложение Smart Moving, бесключевой замок зажигания, настройка EPS, объединение попутчиков в команду, гарантия безопасности, отображение данных в реальном времени |