Главные новинки на российском рынке спецтехники для сбора и вывоза бытовых отходов: как развивается их конструкция, какие новые и интересные модели мусоровозов предложены заказчикам в текущем году? Некоторые из таких новинок были показаны на состоявшейся в Москве 21-й Международной выставке экологических технологий Wasma 2025
Константин Закурдаев
Прошедшая в Москве в конце марта выставка Wasma 2025 традиционно стала местом премьеры нескольких новых мусоровозов, базирующихся как на отечественных, так и на зарубежных шасси.
Начнем с того, что в числе участников выставки оказались официальные представители двух крупных автопроизводителей. Первый из них — белорусский МАЗ, второй — китайский JAC. Причем JAC, который сам мусоровозы на наш рынок не поставляет, на своем стенде собрал спецмашины для вывоза мусора от нескольких разных российских заводов. В его экспозиции оказалась и одна весьма интересная новинка: мусоровоз с 16-кубовым бункером-накопителем от арзамасской компании «Коммаш», в качестве шасси для которого выбран JAC N200S. Выделяется эта модель прежде всего применением принципиально новой системы прессования, которая на 20 % увеличивает его усилие и до 20 секунд сокращает время цикла. Еще один интересный момент: со всех четырех сторон мусоровоза установили видеокамеры, которые позволяют сгенерировать и вывести на расположенный в кабине монитор верхнюю проекцию на машину и окружающее ее пространство. Такое решение здорово повышает безопасность при маневрировании.

Что касается «Минского автомобильного завода», то на выставке он показал мусоровоз с 20-кубовым бункером-накопителем производства «Могилевтрансмаш» — это филиал МАЗа, занимающийся производством различных специализированных кузовов и надстроек. Но самое интересное, что шасси этого мусоровоза не просто трехосное: его третий мост сделан управляемым! То есть это аналог представленных в недавнем прошлом на российском рынке европейских мусоровозных шасси с двумя управляемыми мостами из трех. Теперь в Минске тоже начали делать трехосные шасси с задними управляемыми колесами, благодаря которым радиус поворота уменьшается примерно на метр, что крайне важно для работы в стесненных городских условиях.

Маневренность подобного трехосного мусоровоза не хуже, чем у двухосных моделей, а грузоподъемность — на несколько тонн больше. Как заверили на стенде МАЗа, третий управляемый мост завод изготавливает самостоятельно.

Мусоровозы на подобном трехосном шасси с задними управляемыми колесами, которое в Минске выпускают под обозначением МАЗ-6903С5, оказались на стендах еще двух производителей коммунальной техники. Так что мазовская новинка явно пришлась ко двору! Один из упомянутых производителей — «Ряжский авторемонтный завод», показавший новый трехосный мусоровоз с бескаркасным 19-кубовым кузовом, системой автоматического управления прессованием с функцией дублирующих выносных рычагов и оборудованием ItalPress.

Второй мусоровоз на аналогичном минском шасси привез на выставку смоленский «Завод КДМ». Его кузов с бункером-накопителем вместимостью 23 куба получил расположенный на крыше короб, защищающий от повреждения проложенную там электропроводку и трубопроводы гидросистемы. Кроме того, специальными коробами защищены элементы системы электропневматического управления, а также штоки гидроцилиндров и рукава высокого давления на прессующей плите, которые, случается, получают повреждения, когда в выгружаемых контейнерах оказываются, к примеру, мебель или строительный мусор.


А у второго показанного «Заводом КДМ» мусоровоза, базирующегося уже на двухосном шасси Sitrak и обладающего 17-кубовым бункером-накопителем, в боковой стенке кузова обнаружился люк, с помощью которого обслуживать гидроцилиндр и выталкивающую плиту теперь можно, не опрокидывая кабину автомобиля.


Еще одна интересная новинка в экспозиции Wasma 2025: на стенде компании «Автобау» продемонстрировали полностью электрический мусоровоз. То есть мусоровоз, за счет электрического привода как шасси, так и элементов надстройки, обладающий нулевым уровнем выбросов. Емкость его бункера составляет 8 кубов — это модель среднего класса. Стандартное шасси среднетоннажника, вместо штатного силового агрегата, специалисты компании оснастили китайским электродвигателем мощностью 222 кВт, в паре с китайской же автоматической гидромеханической коробкой передач, от которой крутящий момент поступает на стандартный ведущий мост. А для привода гидронасоса, питающего оборудование кузова мусоровоза, за его кабиной установлен еще один электрический двигатель.


Аккумуляторные батареи энергоемкостью 149 кВт⋅ч, со слов разработчиков, обеспечивают сбор мусора на маршруте протяженностью 200–250 км. Это расстояние значительно превышает среднюю длину маршрутов, которые в городах за смену обслуживают обычные мусоровозы с дизельным двигателем. Электрический мусоровоз уже прошел опытную эксплуатацию в коммунальных организациях нескольких регионов, в том числе в зимний сезон. Но пока его закупкам препятствует цена, примерно в два раза выше, чем на дизельные аналоги. Конечно, существуют различные госпрограммы электрификации коммунального транспорта, но они не подкреплены должным финансированием. Хотя если электрифицировать грузовики и прочую специальную автотехнику, работающую в крупных городах, то вполне логично начинать этот процесс именно с мусоровозов!
Подписка на рассылку материалов Автопарка