У любой медали, по крайней мере, две стороны. Вот и двухтактники (2Т), совмещающие циклы впуска, сжатия и воспламенения рабочей смеси, имеют высокую литровую мощность и к тому же могут обходиться без сложных систем жидкостного охлаждения и смазки, потягивая «коктейль» из топлива и специального масла. Отсюда хорошая отдача 2Т при компактных габаритах и легком весе. То, что нужно для разнообразной техники — от газонокосилок, мотоблоков и бензопил до скутеров и снегоходов. Это, с одной стороны. С другой — более частые вспышки при тех же оборотах в сочетании с не самым эффективным, особенно когда за окном жара, воздушным охлаждением ведет к сильному нагреву деталей мотора, а это чревато их быстрым износом, схватыванием и, разумеется, задирами в цилиндрах. Словом, здравствуй капиталка! Кстати, весьма недешевая. Не стоит думать, что раз моторчик маленький, то и ремонт копеечный. Мотор — есть мотор.
Редакция
2Т давно вымерли бы, как мамонты, без специальных масел. Да, им категорически противопоказаны привычные лубриканты для четырехтактных автомобильных двигателей. Сдобренные большим количеством присадок такие масла при попадании в камеру сгорания двухтактного двигателя неотвратимо и быстро образуют сильный нагар на поршнях. А это падение компрессии, мощности, ухудшение экономичности и ускоренный износ всей цилиндропоршневой группы с выходом на ту же капиталку. Про дымность, наносящую ущерб экологии, можно даже не говорить, хотя здесь стоит отдельно упомянуть бензопилы — работать в облаке дыма таким инструментом, мягко говоря, небезопасно. На мопедах или лодочных моторах обилие дыма тоже не лучшим образом скажется на комфорте ездока и на двигателе.
Все-таки основное применение двухтактных двигателей — это садовая техника. Так что не будет преувеличением сказать, что залог здоровья 2Т моторов и сохранения окружающей среды — чистота. Значит, предназначенные для двухтактников масла должны, как минимум, полностью выгорать без образования различных отложений. Но это лишь половина дела, если не меньше. Способность хорошо смешиваться с топливом, сохранять свои смазывающие, противоизносные и антикоррозионные свойства при высоких температурах, а также прокачиваемость в мороз — все это тоже входит в набор требований к 2Т маслам. Тут уже без присадок не обойтись, но выбирать их нужно из особого списка и отмерять «на аптекарских весах», чтобы не вернуться в порочный круг. Да еще надо помнить, что качественный продукт не получишь не только на минеральной основе, но и на базе разрекламированных в автомобильной среде высокотехнологичных эстеров. Тут вы получаете высокую стойкость масляной пленки в одном флаконе с сильнейшим нагарообразованием, нестабильностью при смешивании с топливом и гигроскопичностью, провоцирующей коррозию. Сомнительная комбинация свойств. Короче говоря, создать эффективную рецептуру масел для 2Т — та еще головоломка!
По силам такие продукты компаниям, производящим множество разной автохимии, а не один продукт. В доступе должны быть технологи, рецепты и производственные мощности. Под российским брендом RUSEFF, в числе множества сервисной химии и автокосметики, выпускается универсальное полусинтетическое масло с тщательно подобранным пакетом присадок для бензиновых двухтактников с воздушным охлаждением. Это по-настоящему сбалансированный продукт: сгорает бездымно, за счет низкой температуры вспышки и отличных моющих свойств эффективно противостоит образованию нагара и лаковых отложений, обеспечивает прочность масляной пленки, высокую степень защиты цилиндропоршневой группы от задиров при перегреве двигателя, работающего с повышенной нагрузкой, и сохраняет текучесть при температурах до -40 °С. На Северах оценят! Достаточно, чтобы присвоить продукту RUSEFF высшую для «сухопутных» двухтактников категорию API TC по классификации Американского института нефти. При этом «автоматом» открываются категории API TA и API TB для маломощной техники, использующей 2Т — мопеды, скутеры, лодочные моторы.
Главное — выдерживать правильную пропорцию при подготовке смеси бензина и масла. Перельешь последнее — получишь нагар на поршнях и свечах зажигания. Недольешь — ухудшатся смазывающие свойства масла с понятными последствиями. Оптимальная пропорция определяется условиями эксплуатации техники и рекомендациями выпускающей ее компании. Так, для бензопил и триммеров требуемое соотношение чаще всего составляет 1:50 или 150 г масла на 5 л топлива.
К достоинствам 2Т масла RUSEFF можно отнести и удобство его использования. Канистры имеют дозаторы, чтобы отмерить необходимый объем масла не на глазок. Красный краситель в составе лубриканта легко позволяет отличить чистый бензин от уже смешанного с маслом. А уже приготовленная, но не полностью использованная топливно-масляная смесь, благодаря низким потерям на испарение, сохраняет все свои качества в течение полумесяца, если слить ее из бензобака. Ну, а само по себе 2Т масло в герметичной канистре при температурах от -40 до +50 °С может храниться до пяти лет с момента изготовления. Ценное свойство с учетом ситуации с курсом рубля.
Практичность — конек всесезонного масла для цепей, звездочек и направляющих многих известных марок электрических и бензопил, в том числе, ECHO, Husqvarna, Makita, Oleo-Mac, Stihl. Диапазон рабочих температур от -30 до +150 °С, а благодаря оптимально подобранной вязкости это масло не сильно разбрызгивается, а это прямая экономия ценного продукта, без которого цепь перегревается, быстро растягивается и изнашивается.
К тому же цепное масло RUSEFF не образует смолистых отложений, затрудняющих работу инструмента, и надежно защищает «подведомственные» компоненты от коррозии при хранении. Само собой, сбалансированный состав масла наделяет его высокими адгезивными качествами, а противоизносные присадки уменьшают необходимость в регулировке цепи.
Садовая или мелкая мототехника нуждается в уходе не меньше «старших братьев» для корректной работы не стоит обслуживать ее остатками от ТО автомобиля или мотоцикла. Меньше — не значит проще. При должном и своевременном уходе двухтактные двигатели будут исправно работать десятилетиями.
Редакция рекомендует: