Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania

На бывшем питерском заводе MAN началось производство новых русских грузовиков под маркой БАЗ: как работает предприятие, переименованное в АО «Романов», и что предсталвяляет из себя новая отечественная разработка – в нашем репортаже

Станислав Шустицкий

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Сборка грузовика, который готов пойти в серию.

БАЗ: модульный, многофункциональный и санкционно устойчивый. Год назад «Автопарк» уже писал об этом грузовике. Вернее, о прототипе, на котором инженеры отрабатывали концептуальные, компоновочные и технологические решения. Сегодня на производственной площадке АО «Романов» под Санкт-Петербургом завершается сборка образцов, готовых к серийному производству.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Производство организовано на индустриальной площадке Санкт-Петербургского автокластера. Ранее здесь осуществлялась сборка грузовиков MAN и Scania.

ОТКУДА РОДОМ ГРУЗОВИКИ БАЗ?

Отправной ветвью родословной грузовых шасси БАЗ можно считать специально созданный инжиниринговый центр по разработке гражданской продукции Обуховского завода, входящего в концерн «Алмаз-Антей». Конструкторы центра, используя в том числе наработки для военных шасси дочернего Брянского автомобильного завода, ведущего отечественного производителя военной техники, разработали и создали грузовые габаритные шасси повышенной проходимости, оптимально подходящие для работы в различных областях промышленности. Поэтому не удивительно, что поставщиком ведущих осей на АО «Романов» станет Брянский автозавод, а партнеры этого предприятия будут также поставлять элементы пневматической тормозной системы.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Предприятие полностью адаптировано под будущее серийное производство.

Специалисты АО «Романов» в течение года сформировали пул поставщиков ключевых компонентов. Все профильные предприятия анализировались с учетом наиболее важных для развития грузовых шасси БАЗ требований. Одним из основных критериев выбора являлось местонахождение поставщика на территории РФ или надежного геополитического партнера России — Республики Беларусь. Также важными факторами стали: технологичность, производственные мощности и компетенции компании, вариативность и возможности усовершенствования своей продуктовой линейки. Учитывалась и производственная гибкость партнеров, их возможность адаптировать свою продукцию к требованиям производителей шасси БАЗ.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Выбор Ярославского «Автодизеля» в качестве поставщика силового агрегата с самого начала проекта был абсолютно очевиден.

ИДЕОЛОГИЯ — МОДУЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

«Свою продукцию мы относим к премиальному сегменту», — эти слова заместителя руководителя департамента маркетинга Ирины Грачиковой лично меня поначалу удивили. «В своих разработках мы, конечно же, всегда учитываем лучшие наработки представителей «большой европейской семерки», но под премиальностью я прежде всего имею в виду внедорожный комфорт, который максимально соответствует запросам наших клиентов», — пояснила Ирина Владимировна. Более того, в АО «Романов» не стремились изначально создать максимально бюджетный вариант автомобиля. Во главе угла стоял высокий уровень потребительских свойств, а именно: беспрецедентная проходимость, грузоподъемность, функциональность, надежность, удобство работы водителя, ремонтопригодность и простота обслуживания. В то же время, в ценовом плане грузовик должен быть доступнее зарубежных аналогов. Таким образом, конструкторам было необходимо создать некую матрицу (модульную конструкцию), максимально подходящую для множественных трансформаций.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Более 90 % компонентной базы — российского или белорусского производства.

Именно таким и стало шасси БАЗ-S35A11. В его основе — рама, изготовленная на белорусском Кузнечном заводе тяжелых штамповок из металла, поставляемого холдингом «Северсталь», что само по себе является прекрасным примером кооперации. Лонжероны здесь перфорированные, с шагом перфорации в 50 мм, что дает возможность в широком диапазоне варьировать величину колесной базы (от 3600/1500 до 6050/1500 мм), количество ведущих мостов (от трех до шести) и различные варианты надстроек. Резюмируя, стоит сказать, что на шасси грузоподъемностью от 20 тонн может быть создано порядка 3500 модификаций!

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Передняя ось может быть нагружена так же, как и задние. Это позволяет размещать надстройку ближе к кабине.

ФОРМУЛА ДВИЖЕНИЯ

Еще одним интересным решением стала независимая пружинная подвеска, разработанная так же, как и рама в АО «Романов». Она обеспечивает уверенную работу автомобиля в самых сложных условиях — в этом можно было убедиться на примере легендарной Tatra 815. Каждая ось рассчитана на нагрузку в 12 тонн. Причем это относится и к передней оси, что является уникальной характеристикой. Оси также являются модульными конструкциями: центральные редукторы переднего и заднего моста одни и те же. Для всех осей одинаковы и бортовые редукторы с планетарной передачей. Таким образом, при необходимости можно взять среднюю ось, поставить ее за вторым мостом и получить автомобиль с колесной формулой 8Х8. Нужен грузовик 4Х4? Достаточно убрать среднюю ось. Оси могут быть взаимозаменяемы, поэтому ремонт достаточно быстро можно проделать «буквально» в полевых условиях. Важно и то, что все оси могут быть управляемыми. На ограниченной строительной площадке не так-то легко развернуть грузовик с длинной колесной базой, и здесь водителю в помощь активное управление задними осями, а наличие «крабового хода» позволит перемещать габаритный груз даже в сложных условиях горного серпантина.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Все кабины собираются на основе стального каркаса непосредственно в АО «Романов».

Кабины представлены в пяти вариантах, в зависимости от типа надстройки и назначения автомобиля. Дневная кабина предлагается в низком (например, для автокранов) или стандартном исполнении без спального места. Три других варианта кабин — с низкой, средней или высокой крышей отличаются по длине от короткой, располагая одним или двумя спальными местами. Стальные каркасы кабин делают здесь же, на производственной площадке АО «Романов», где и обшиваются пластиком. Качественные пластмассовые детали завод получает от челябинского предприятия «Урал-Полимер» и из Минска, с завода «Универсальная мобильность».

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
Центральная часть панели приборов развернута в сторону водителя — как у некоторых продвинутых зарубежных аналогов.

Выбор поставщика силового агрегата с самого начала был абсолютно очевиден. На БАЗ-S35A11 установлен 367‑сильный дизельный двигатель ЯМЗ-653.1 и 9‑ступенчатая механическая КП с демультипликатором, произведенные на ярославском «Автодизеле». Поставку раздаточных коробок обеспечивает компания «Специальные трансмиссии» из Набережных Челнов, а карданные валы для питерских большегрузов изготавливает московское «ПО Еврокардан».

ОТ ПРОТОТИПА ДО СЕРИИ

Прототип, о котором наш журнал писал в прошлом году, стоит в углу цеха, а на стапеле идет сборка грузовика, который готов пойти в серию. Внешних отличий немного — разве что решетка радиатора на «серийнике» выглядит интересней. «Это только на первый взгляд, — возражает главный конструктор Юрий Шипилов. — По сравнению с прототипом, мы в сторону потребительских качеств доработали почти 70 % конструкции. Предложения были как от конструкторско-технологической группы завода, так и от независимых экспертов, у которых была возможность познакомиться с первым вариантом автомобиля. И в первую очередь это коснулось организации пространства кабины».

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania

Действительно, первое, на что обращаешь внимание в кабине прототипа — высокий кожух моторного отсека. Проблему решили, занизив на 200 мм верхнюю полку лонжерона, что позволило опустить двигатель на 170 мм. В кабине стало просторней. И это при том, что ее ширина уменьшилась на 50 мм — это было сделано для того, чтобы вписать кабину в транспортный габарит. Более компактно удалось разместить и двигатель — что позволила сделать специальная конструкция рамы. Сейчас идет процесс замены подушек двигателя с улучшением показателей. Если вернуться к «ревизии» кабины, то, по словам Юрия Шипилова, от варианта прототипа на серийном образце осталось только лобовое стекло и «стиль». Визуально сохранился дизайн приборной панели, но вся электрика и электроника, включая электронные стрелочные приборы, полностью переработана. При этом нужно было учитывать возможность общих гармоничных решений для всех типов кабин.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania
На своей производственной площадке АО «Романов» производит каркасы, сварку, окраску, монтаж мостов и финальную сборку шасси.

Была улучшена и эргономика рабочего места. Оснащение дополнилось небольшим жидкокристаллическим дисплеем, на который выводятся основные параметры (пробег, расход топлива и т. п.), а также ошибки, диагностируемые электронными блоками, и управление аудиосистемой, тоже отечественной, марки «Урал». Предусмотрен климат-контроль и USB-разъемы для питания дополнительных приборов, которые нужны водителю в жизни и работе. Сиденья предлагаются двух типов: с выделенным и интегрированным подголовником. Первый тип относится к более дешевой комплектации и отлично подойдет для поездок с небольшим плечом. При этом оба варианта, как водительского, так и пассажирского сидений, регулируемые, с пневматическим подрессориванием и электроподогревом. Сама кабина снабжена двумя цилиндрами подъема, что исключает ее перекос. Вся оптика на серийном образце — светодиодная. И это далеко не все доработки, которые были внесены для запуска автомобиля в серию.

Новый русский: как делают грузовики БАЗ на заводе, где раньше собирали MAN и Scania

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Если резюмировать все вышесказанное, то уникальность проекта грузовых габаритных шасси (ГГШ) БАЗ — как их называет АО «Романов», подчеркивая, что назначение этих грузовиков сугубо гражданское — состоит в том, что уже на конвейере можно полностью адаптировать автомобиль под нужды заказчика. И это главный козырь производителя в борьбе за клиента. Если говорить о сроках выполнения индивидуальных заказов, то изготовление автомобиля на предприятии АО «Романов» будет занимать, в зависимости от варианта исполнения, от 30 до 90 дней, а проектная мощность завода в промзоне Шушары составляет порядка 2000 грузовиков ежегодно. Не забыт и столь важный вопрос, как обслуживание проданных автомобилей. Этим займутся авторизованные сервисные центры. В настоящее время ведется подготовка к заключению долгосрочного договора с дистрибьютором, который ранее представлял одного из ушедших с российского рынка брендов «большой семерки», имеющим разветвленную географию сервисных и дилерских центров. Также АО «Романов» заключило договор о стратегическом партнерстве с одним из ведущих оте-чественных производителей надстроек. Предприятие берет на себя гарантийные обязательства сроком на 24 месяца либо 150 000 км пробега. При этом заявленный производителем жизненный цикл этих автомобилей составляет 10 лет или 1 млн км.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






Источник