Японская компания Nissan переживает кризис на фоне резкого падения прибыли, слабых продаж в Китае и медленного обновления модельных линеек.
Кризис на компанию Nissan не свалился внезапно, он, в сущности, длится с момента ареста в 2018 году Карлоса Гона, главы альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, просто сейчас случилось обострение. С 2019 года Ниссаном управляет гендиректор Макото Уcида, ему, к сожалению, не удалось оперативно наладить новую жизнь в компании и разрулить старые конфликты с Renault Group. Сегодня альянс Renault-Nissan-Mitsubishi существует по большей части формально, поэтому весной этого года компания Nissan анонсировала новый, более эффективный альянс с компанией Honda, к нему же должна присоединиться и компания Mitsubishi.
Что получится из нового альянса, пока можно только гадать, юридически он ещё не оформлен, а вот текущая деятельность компании Nissan даёт тревожные результаты: в опубликованном сегодня отчёте за первую половину 2024 финансового года указано, что чистая прибыль сократилась на 93,5% до 125 млн долларов (по сравнению с АППГ) и перспективы совсем не радостные.
Nissan стремительно сдаёт позиции на китайском рынке, где продажи за первые три квартала этого года, включая бренд Infiniti составили 496 998 машин (-9,1% по сравнению с АППГ). Причина спада продажи в Китае — устаревший модельный ряд и неспособность Ниссана предложить китайцам современные электромобили и plug-in гибриды по конкурентоспособным ценам. Между тем глобальные продажи Nissan за тот же период выросли на 0,4% до 2 505 885 машин. Крупнейшим рынком для компании являются США, где реализовано 701 524 автомобиля (+0,6%), но конкретно у премиального бренда Infiniti продажи здесь упали на 12,8% до 42 567 машин. В Европе зафиксирован рост на 7,3% до 276 238 машин. В Японии продажи посели на 0,5% до 370 190 машин.
Казалось бы, за исключением Китая, цифры продаж совсем не свидетельствуют о кризисе, но руководство Nissan видит картину в перспективе, и перспектива пока мрачная. Макото Уcида признал, что компания проспала всплеск интересов к гибридам в США, что может вылиться в потерю значительной доли рынка в ближайшие годы. Многомиллиардные инвестиции в новые электрические модели вряд ли окупятся в свете начавшегося в прошлом году глобального замедления спроса на электромобили, при этом Nissan разрабатывает эти модели очень долго и очень долго выводит на рынок, как мы уже видели на примере кроссовера Ariya.
Сейчас Ниссану нужно резко сократить расходы и резко увеличить скорость разработки новых моделей. Самая болезненная мера — это сокращение примерно 20% производственных мощностей и увольнение 9000 рабочих по всему миру (конкретные площадки, которые затронет сокращение, пока не названы). Макото Уcида добровольно окажется от половины зарплаты, начиная со следующего месяца, то же самое сделают другие топ-менеджеры компании.
Отдельным пунктом идёт продажа акций Mitsubishi. Напомним, что Mitsubishi присоединилась к альянсу Renault-Nissan в 2016 году при довольно странных обстоятельствах: она впала в зависимость от Ниссана в результате скандала с топливной экономичностью автомобилей Mitsubishi, причём Nissan этот скандал и спровоцировал — это был один из множества хитрых трюков Карлоса Гона, строившего свою империю. Сейчас Ниссану принадлежат 34,07% акций Mitsubishi, из них 10,02% будут проданы, что принесёт Ниссану примерно 445 млн долларов. Кто будет покупателем, пока непонятно.
В пресс-релизе также сказано, что Nissan собирается сократить время разработки новых моделей до 30 месяцев за счёт углубления сотрудничества с Renault Group, Mitsubishi Motors Corporation и Honda Motor. Это самая сомнительная часть заявления, так как непонятно, что именно должно ускорить разработку, ведь Renault, Mitsubishi и Honda тоже, мягко говоря, разрабатывают новые модели небыстро. Удержаться на китайском рынке Nissan попытается с помощью кооперации с Dongfeng, но не факт, что такая кооперация окажется успешной. Renault и Mitsubishi, к слову, китайский рынок уже покинули, потеряв всякие надежды там закрепиться. Renault вместе с тем использует китайский инжиниринг для разработки своих новых моделей.