#### Alfa Romeo 1900 M Только не удивляйтесь, но перед вами Alfa Romeo 1900 M, она же Matta («сумасшедшая») — не страстная южная красотка с обворожительным дизайном, какой мы привыкли видеть истинную «Альфу», а суровый военный внедорожник. Matta по праву можно считать эксклюзивом и большой редкостью — с 1952 по 1954 год было построено 2007 армейских модификаций AR 51 и еще 154 гражданских варианта AR 52.
Matta разработана по заказу итальянского министерства обороны. На вид автомобиль производит впечатление грубого и неотесанного, но это не так! В его арсенале 1,9-литровый двигатель мощностью 65 лошадиных сил с системой смазки с сухим картером и алюминиевой головкой блока цилиндров с полусферической камерой сгорания. Спереди — не банальная балка моста, а независимая подвеска на двойных поперечных рычагах!
Технические изыски «сумасшедшую» и сгубили — спустя несколько лет итальянские военные переключились на более простой Fiat Campagnola.
#### International Harvester Travelall Navistar International Corporation, в стародавние времена называвшаяся International Harvester Company, знаменита своими грузовиками, но ее внедорожники Travelall на платформе грузовых R series нынче вычеркнуты из коллективной памяти. Величайшая несправедливость, ведь то были одни из первых полноразмерных SUV и конкуренты во всех смыслах великого Chevy Suburban.
С 1953 по 1975 год с конвейера компании International Harvester сошло четыре поколения Travelall. Полный привод начали предлагать в качестве опции с 1956 года. Двигатели — рядные «шестерки» и V8 объемом до 6,4 литра. На фотографиях Travelall выглядит гигантом и это не обман зрения. Внедорожник последнего поколения имел длину 5179 мм и колесную базу 3023 мм.
С 1961 по 1980 год компания выпускала «коротыша» International Harvester Scout с кузовами универсал и пикап. Такие автомобили комплектовались не только рядными шестицилиндровыми двигателями и V8, но и «четверками».
#### Monteverdi Safari Интересно, что «янки» International Harvester Scout лег в основу роскошного внедорожника Safari знаменитой и, увы, ныне несуществующей швейцарской марки Monteverdi. Трехдверка задумывалась в качестве конкурента Range Rover, но явно превосходила «британца» мускулами — в гамму двигателей входил крайслеровский V8 объемом 5,2 литра и даже 7,2-литровый агрегат мощностью 309 лошадиных сил, позволявший укладывать стрелку спидометра на отметку в 200 км/ч.
Дизайн кузова от ателье Carrozzeria Fissore с чистыми лаконичными линиями и большой площадью остекления производит благоприятное впечатление спустя немногим менее полвека после дебюта Monteverdi Safari, выпускавшегося с 1976 по 1982 год.
Торпедо с возвышающейся панелью приборов вместо прямой «доски» у Scout — явная отсылка к Range Rover, бывшему в те времена законодателем стиля в зарождающемся сегменте роскошных внедорожников.
#### Dodge Ramcharger Полноразмерный внедорожник Dodge Ramcharger 1974-1996 годов выпуска, соперничавший с «большим» Ford Bronco и Chevy K5 Blazer, не влачит существование неизвестного героя, как его клон Plymouth Trail Duster. Но был еще один Ramcharger, о котором мало кто слышал. Внедорожник производился с 1998 по 2001 год в Мексике и для мексиканцев.
В основу легло укороченное рамное шасси пикапа Ram второго поколения с колесной базой 2888 мм. SUV комплектовался нижневальными «восьмерками» объемом 5,2 и 5,9 литра. Интересной особенностью этого «коротыша» был третий ряд сидений, установленный параллельно борту — неудобный в дальней дороге, но, очевидно, подходящий для ведения огня.
Ramcharger не продавался в Штатах по совершенно очевидным причинам. В конце девяностых годов короткобазные внедорожники утратили свои позиции на местном рынке. Кроме того, интересы DaimlerChrysler в сегменте SUV отстаивали Jeep Grand Cherokee и Dodge Durango — третий в их компании явно был лишний.
#### Bertone Freeclimber Поклонникам настоящих олдскульных внедорожников отлично известен Daihatsu Rugger, который на большинстве экспортных рынках носил название Rocky. Но не все нынче помнят, что оффроудер лег в основу этакого эксклюзива — Freeclimber от итальянского кузовного ателье Bertone. Условно люксовый SUV, созданный для европейских рынков малой кровью на базе простецкого «японца» — как вам такое?
В восьмидесятые годы Bertone оказалась в непростой ситуации — выпускаемые на ее мощностях кабриолет Fiat Ritmo и спорткар Fiat X1/9 начали сдавать позиции. Пришлось затевать новый проект, коим и стал Freeclimber. Daihatsu оснастили дизельным двигателем BMW объемом 2,4 л, предложив в качестве альтернативы бензиновые 2,0- и 2,7-литровые агрегаты, не забыли чуть видоизменить переднюю часть кузова, заменив прямоугольную оптику на две круглые фары, и расширили комплектацию. По некоторым данным, с 1989 по 1992 год на мощностях итальянского предприятия было выпущено 2795 «Фриклаймберов».
Вторая версия люксового внедорожника создавалась на базе более компактной модели Feroza и оснащалась 1,6-литровым двигателем BMW M40 мощностью 100 л.с. Если облагороженные Daihatsu Rocky продавались не только в Италии, но также Франции и Германии, то Freeclimber II в основном нашел владельцев на новой родине. Выпущено 2860 экземпляров.
#### Rayton-Fissore Magnum Rayton-Fissore Magnum от ныне почившего кузовного ателье Carrozzeria Fissore — один из претендентов на трон короля забытых внедорожников. В его основу автомобиля, задуманного в качестве конкурента Range Rover, легло укороченное шасси полноприводного армейского Iveco с балками мостов и системой подключаемого полного привода типа парт-тайм. Грубоватую основу скрывал кузов американского дизайнера Тома Тьярды, приложившего руку к облику огромного количества автомобилей, включая De Tomaso Pantera.
Первоначально Magnum приглянулся полиции и даже военнослужащим, но позже интерес проснулся и у гражданских лиц, для которых выпустили более дорогие версии. Внедорожник комплектовался бензиновыми моторами, включая 2,5-литровую «шестерку» Alfa Romeo и 3,4-литровый шестицилиндровый BMW M30B35, а также четырехцилиндровые турбодизельные агрегаты.
С 1989 по 2003 год премиальный вездеход пытался покорить Новый Свет, предварительно сменив имя на звучное Laforza, а двигатели — на V8 вплоть до 6,0-литрового от General Motors, которые больше соответствовали вкусам американской аудитории. Для Европы диковинный SUV выпускался с 1985 до 1998 года.
#### Volkswagen Golf Country Volkswagen Golf 2 — это бессмертная классика и вечная ценность. Тем парадоксальнее то обстоятельство, что в широкой гамме версий была внедорожная и ныне подзабытая версия Country. Пусть это и не стопроцентный «проходимец», но автомобиль, безусловно, интересный, незаурядный и не беспомощный на пересеченной местности.
Предсерийный кросс-хэтчбек показали на Женевском мотор-шоу 1989 года и начали производство год спустя на мощностях предприятия Steyr-Daimler-Puch в австрийском Граце. За основу был взят пятидверный полноприводный Golf CL Syncro. В «Кантри» его превращал набор из 438 деталей, в который входила более длинноходная подвеска, увеличивавшая дорожный просвет до вполне серьезных 210 мм, защита поддона двигателя, кенгурятник, а также «калитка» с запасным колесом позади.
Тираж Golf Country оказался скромным — на дороги выехало лишь 7735 машин, включая полтысячи кроссоверов в исполнении с хромированными элементами силового обвеса и 15-дюймовыми колесными дисками с более широкими покрышками размерностью 205/60 R 15. Для пущего лоска такие автомобили снабжались кожаными салонами.
#### ACM Biagini Passo А знаете ли вы, что история с Golf Country получила очень неожиданное развитие в… Италии? В 1990 году, за десятилетия до появления кросс-кабриолетов типа Nissan Murano CrossCabriolet и Range Rover Evoque Convertible компания ACM Automobili построила кабриолет Biagini Passo с увеличенным дорожным просветом. А что легло в его основу? Правильно — Golf Country с 1,8-литровым бензиновым двигателем и полным приводом!
Passo с видоизмененным кузовом Golf первого поколения производит впечатление форменной самоделки, что недалеко от истины. Головной оптикой поделился Fiat Panda, задние фонари позаимствовали у Opel Kadett D, а боковые указатели поворота – у Fiat Ritmo.
По некоторым данным, на свет появилось лишь 65 экземпляров, хотя некоторые источники утверждают о сотнях произведенных кросс-кабриолетов. Как бы то ни было, в настоящее время Biagini Passo забыт, а встретить его чуть проще чем единорога в том числе из-за низкой коррозионной устойчивости.
#### Honda Crossroad В девяностые годы бэдж-инжиниринг цвел буйным цветом, дав жизнь таким странным автомобилям как перелицованному Ford Explorer по имени Mazda Navajo или Isuzu Trooper, выдававшему себя за Acura SLX. Но беспрецедентным можно считать историю с Honda Crossroad, которая по факту являет собой Land Rover Discovery первого поколения.
Disco с чужеродной литерой H на радиаторной решетке породила коллаборация между Honda и Rover Group, в рамках которой мир увидел таких «британских японцев» как Rover 600 Series, суть Honda Accord в новом толковании. Crossroad выпускался с 1993 по 1998 год для внутреннего рынка Страны восходящего солнца и Новой Зеландии, чем и объясняется его фактическая неизвестность.
На столь странный шаг марка Honda пошла из-за собственной нерасторопности. Когда Toyota, Nissan и Mitsubishi, не говоря уже о европейских и американских марках давно поделили рынок внедорожников, бренд вдруг встрепенулся и решил заполнить пробел в гамме бэдж-инжиниринговыми машинами. В Новом Свете его представлял Passport, являвшийся перелицованным Isuzu Rodeo, а также Isuzu Trooper, сменивший имя на Acura SLX,. Что касается Crossroad, то он оказался первой и единственной Honda с двигателем V8.
#### Santana PS-10 Испанская марка Santana Motor, уплывшая по реке истории в 2011 году, первоначально собирала Land Rover из CKD-комплектов, а позже начала вносить изменения в британский внедорожник. Ее последним творением стал оффроудер с бесцветным индексом PS-10 (он же Anibal), некогда пользовавшийся спросом в европейских и африканских странах. При некоторой внешней схожести с Defender он не копирует знаменитый вездеход, а устроен проще.
Спартанский до мозга костей PS-10 представили в 2002 году и выпускали вплоть до закрытия Santana Motor в 2011-м. Кроме пятидверного универсала был двухдверный пикап.
В отличие от Land Rover, который еще в восьмидесятые годы перешел на пружинную подвеску, Santana применяла мосты на рессорах спереди и сзади. Полный привод не постоянный с межосевым дифференциалом, а подключаемый типа парт-тайм. Оснащение — проще некуда, хотя для PS-10 за доплату предлагался гидроусилитель руля и кондиционер. Двигатель — 2,8-литровый турбодизель Iveco.
#### Iveco Massif Представьте себе, итальянская Iveco — это не только коммерческая техника и магистральные грузовики, но и внедорожник Massif. Он тоже напоминает Land Rover Defender, поскольку представляет собой… перелицованный Santana PS-10.
Massif производился с 2007 по 2011 год на мощностях Santana Motor, отличаясь от простецкого собрата оформлением кузова, к которому приложил руку знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро из ателье Italdesign. «Испанский итальянец» оснащался 3,0-литровым турбодизельным двигателем Iveco (150 лошадиных сил, 350 Нм и 176 лошадиных сил, 400 Нм) в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач и полным приводом с бездифференциальным подключением передней оси и понижающей передачей.
По данным британского издания Autocar ежегодно выпускалось около 4500 автомобилей с кузовом универсал, имеющим до семи посадочных мест, и пикапов. Если хотите живьем увидеть Massif, то езжайте в Альпы — за их пределами встретить внедорожник довольно затруднительно.

Всевозможные Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero, разнообразные Land Rover, нетленный и неувядающий Jeep Wrangler, покрытый грязью тверских болот и монгольской пылью «уазик», лоснящийся G-Class и спартанский Hummer… Список наиболее известных или как минимум находящихся на слуху внедорожников из десятилетия в десятилетие не меняется, но при этом мир оффроудных автомобилей отнюдь не является однообразным. Масштабам Вселенной 4×4 может позавидовать Римская империя времен расцвета, просто многие ее обитатели ныне забыты и вынуждены влачить жалкое существование на задворках и периферии. Вспомним же об этих изгоях.


Source: motor.ru