Не заплатишь – не поедешь: как автокомпании наживаются на автовладельцах

Термин «Шеринг» образовался от английского глагола “to share” – на русском он означает “делиться”. Ко всяким каршерингам мы уже привыкли – взял, покатался, оставил для другого. Но это только макушка айсберга. Ряд источников сегодня причисляет к шерингу совсем иные явления.

Редакция

В замечательной повести Н. Носова «Незнайка на Луне» мы когда-то впервые столкнулись со множеством явлений капиталистического мира. Сегодняшние дети просто пожмут плечами – мол, все знают про акции и акционерные общества, полицейских и бездомных. А перед нами тогда открывалась неведомая доселе Вселенная. Хочет Незнайка посмотреть телевизор, а перед ним из стены выскакивает специальный язычок: мол, клади монету или отстань со своими желаниями! Та же ситуация сегодня активно внедряется в быту. Грубо говоря, мало купить кондиционер – нужно за отдельную плату подключить его к Интернету, иначе он вообще не включится.

Не заплатишь – не поедешь: как автокомпании наживаются на автовладельцах
Зарабатывать на продаже машин – это вчерашний день. Новый тренд – “доить” автовладельцев за счет подписки на платные опции.

Идею одним из первых подхватили на BMW. Обладателям новых автомобилей предложили воспользоваться так называемым «магазином приложений», где можно улучшить поведение подвески или активировать видеорегистратор. Список доступных подобным образом функций постоянно расширяется, а для управления автопроизводитель разработал специальную операционную систему. В списке подключаемых опций есть подогрев сидений и рулевого колеса, адаптивный круиз-контроль и т.п. Конечно, подогрев того же руля вам нужен далеко не каждый день, но, с другой стороны, вы уже отдали кучу денег при покупке машины, и физически обогревательные элементы в вашей баранке уже присутствуют. Так они ваши или нет? Получается, что «не совсем».

Не заплатишь – не поедешь: как автокомпании наживаются на автовладельцах
Хочешь видеорегистратор или подогрев руля в BMW? Нет проблем – плати и пользуйся.

Тем же путем хаживал Илон Маск. Ещё пару лет назад покупателям электромобиля Model S на вторичном рынке производитель удаленно блокировал функции автономного вождения. Предыдущий обладатель машины когда-то за них заплатил, но это не считается: можно получить деньги еще раз. Хотите разблокировать – извольте внести в кассу 8000 долларов. Не хотите – рулите сами. Примерно тем же путем идет Фольксваген: купленный вам вместе с машиной автопилот согласится вас обслуживать примерно за 7 евро в час.

Не заплатишь – не поедешь: как автокомпании наживаются на автовладельцах
Владельцы Tesla Model S могут докупить через приложение не только автопилот, но и подогрев задних сидений: он ставиться с завода, но активируется только за доплату.

Тенденция, мягко говоря, неприятная. Купив дорогую вещь, вы вскоре обнаруживаете, что приобрели всего лишь некий макет, которому далеко до оживления. Хотите достать из морозильника мороженое – заплатите за возможность открыть дверцу. Иными словами, ваше приобретение фактически вовсе не является вашим, если вы не хотите оплачивать заложенные в него возможности. Смотреть на него можете бесплатно, а вот пользоваться – только за денежки.

Не заплатишь – не поедешь: как автокомпании наживаются на автовладельцах

В общем-то, нас к этому готовили. Платные парковки, платные дороги – все это убивает на корню детскую мечту об автомобиле как средстве передвижения куда угодно и когда угодно. Заплатил деньги за машину – плати за право ездить и останавливаться. А теперь список просто расширяется: платными могут становиться любые опции. И понятно, что речь идет не только об автомобилях: несложно пофантазировать на тему, когда платным станет откупоривание купленной в «Пятерочке» бутылки пива.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - neznayka-na-lune-2.jpg

Наступающий на нас жестокий мир потребления больше не хочет отпускать нас в свободное плавание. Само собой, что все подключаемые опции неизменно будут преподноситься нам как способ сэкономить: мол, не плати за то, чем не пользуешься постоянно! Но никакого совместного владения тем же обогреваемым рулевым колесом при этом, конечно же, не происходит. Речь идет лишь о том, что мы становимся арендаторами всего и вся. И, подобно Незнайке, залетевшему в чуждый ему мир, вынуждены совать монеты направо и налево, затыкая чьи-то финансовые дыры.

Редакция рекомендует:




Источник