Редакция
Российская мода постоянно вносить изменения и дополнения в любые нормы и регламенты живет и побеждает. В частности, стало известно о подготовке нового пакета поправок в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Самое интересное, что в этом пакете содержится, касается правил внесения изменений в конструкцию транспортных средств.
Изменение конструкции, по идее, было запрещено всегда. Известна главная формулировка – не добавлять того, чего не было, и не снимать того, что было. На мелочевку пока что закрывают глаза: тип ковриков под ногами никто не проверяет. Однако же и сегодня любые бесконтрольные доработки кузова, подвески, главных агрегатов, светотехники, тормозной, рулевой и выпускной систем запрещены. Хотите что-то поменять – сперва получите на это разрешение и пройдите техническую экспертизу. Не хотите всем этим заниматься – не выезжайте в доработанном автомобиле на дороги общего пользования. Список запретов, конечно же, постоянно будет расти.
В новом наборе поправок теперь отдельно оговаривается произвольное «удлинение рамы или несущего кузова» автомобиля. Грубо говоря, не стоит пытаться сделать из трехдверной Нивы пятидверную. Что касается двигателей, то здесь формулировки посложнее. Под запрет попадает замена штатного двигателя каким-либо иным, если его мощность или крутящий момент на 25% превышают параметры штатного. Как эксперты будут проверять надежность подобных изменений – дело экспертов. Не секрет, что с незапамятных времен у нас популярна замена серийных российских моторов японскими, заодно порой меняют и коробку передач. Еще пару десятков лет назад популярный автомобильный журнал рассказывал о том, как один пенсионер доработал такими образом свою Волгу, установив под ее капот подержанного «японца» и даже узаконив такое деяние. Сегодня таким образом часто дорабатывают Газели и Патриоты. Чтобы не вылезать за рамки правил, нужно отслеживать упомянутые 25% превышения того, что получилось, над тем, что было.
Пару слов о наказаниях. Статья 12.5 КоАП за незарегистрированные изменения из числа тех, что следовало бы регистрировать, предусматривает штраф 500 рублей. Но за некоторые доработки можно лишиться прав. К таковым относятся установка фар с красными огнями, мигалок, сирен, цветографических схем оперативных служб и легкового такси.
Могут ли возникнуть проблемы со снятием или с постановкой на учет? В момент регистрации, конечно же, большинство доработок станут очевидными. А вот в процессе езды все зависит от того, что именно вы переделывали и насколько это бросается в глаза. Какие-нибудь переразмеренные жигули тут же вызовут интерес у инспектора: это что за машина такая? А вот национальность двигателя, скорее всего, останется незамеченной – особенно в низинках и глубинках, где на какой-нибудь уазик и внимания-то обращать не станут. А вот при перерегистрации, понятное дело, лучше соблюдать статус-кво.
Зачем вообще меняют движки? Затем, что японские лучше – вот, зачем. Особенно для тех, кто мнит себя спортсменом и участвует в различных покатушках типа «кто кого». Сразу напомним, что любая замена движка на более мощный тут же влечет за собой рост нагрузок на все остальные составляющие автомобиля – от трансмиссии до тормозов. Поэтому, уж если озадачиваться такой проблемой, то следует готовиться к переделке чуть ли не всего автомобиля. Однако в большинстве случаев никто этим не занимается, а о долголетии доработанной таким образом машины и не заботится. Да и сами моторы в таких машинках зачастую становятся расходниками. Тем же, кто далек от подобной эксплуатации машины, следует перед доработками прикинуть свои возможности и взвесить За и Против.