Можно ли было в СССР уехать за границу на автомобиле?

Самый короткий и правильный ответ прозвучит так: «Нет!» Впрочем, это никого особо не удивляло, потому что сама постановка вопроса для большинства была немножко неземной, надуманной.

Редакция

–За границу?

– А зачем?

–На машине?

–Так у меня и машины-то нет…

Советский человек в основной своей массе хорошо знал правила игры, если их можно так назвать. Для него реальная заграница – это телевизионный  «Клуб путешественников» с ведущим Юрием Сенкевичем. Раз Сенкевич куда-то ездит, значит, поездки разрешены – вот и ответ на вопрос. А ездит он потому, что у него работа такая. Мораль простая: если бы я был на его месте, то и я бы куда-то постоянно ездил, но у меня работа другая.

А уж про автомобильную поездку за кордон всерьез могли размышлять только единицы. Но и это практически всегда были не турпоездки, а служебные командировки. Какой-нибудь член коллегии министерства, являющийся по совместительству чокнутым автолюбителем, с легкостью оформлял на свой «Москвич» все необходимые документы, заменяя, при необходимости, регистрационный номер. Требовался только такой, в котором кириллические буквы совпадали по начертанию с латинскими. Эти номера не включали литер, не читаемых на латинице, например «Б», «Я», «Г» и т.д. Для выезда за границу выдавали номера серий, начинающихся с букв «АВ». По возвращению из-за границы подменный номер в обязательном порядке сдавался обратно в ГАИ, и владельцу возвращался его прежний номер. Кстати говоря, после развала СССР буквы вроде «Ц» или «Ш» из обозначений убрали. Иностранные полицейские не могли их идентифицировать, потому что в их алфавите ничего подобного нет. А в СССР очень немногие люди выезжали за границу на собственном автомобиле, а потому и особой возни с временной заменой номеров не возникало.

Для «обыкновенных» граждан все эти мероприятия казались чем-то нереальным и даже блатным. Зачастую так оно и было. Все прекрасно видели, что даже обычная, «неавтомобильная» поездка куда-то в Болгарию или, скажем, в Польшу, в принципе, возможна, но не имеет ничего общего с привычным отдыхом в Крыму или на Кавказе. Возможен был только организованный групповой туризм, которым монопольно ведал «Интурист» (а в 1958 году появилось бюро международного туризма «Спутник»). Но и эти конторы не работали подобно офисам в нынешнем понимании: к ним нельзя было просто так зайти и приобрести какую-то путевку в желаемое место. Почти всегда путевки за рубеж распределялись по профсоюзам, а потом выдавались в качестве поощрения тем работникам, которых можно было считать лучшими. Дальше – проверки, согласования, инструкции… Но, опять-таки, это было реально: вспомним Семена Семеновича Горбункова и его заграничные приключения на «Михаиле Светлове».

Всякого рода «блатных» вспоминать не будем. А для простого смертного, до смерти желавшего порулить по ненашенским дорогам, лучшим вариантом была работа в компании «Совтрансавто». Попасть туда было ой как нелегко: на кон ставились имидж страны и сохранность импортно-экспортного груза. На такую работу брали первоклассных водителей, прошедших успешную «обкатку» на внутренних рейсах. Первые заграничные рейсы прокладывали по странам соцлагеря, и лишь потом, при отсутствии каких-либо аномалий, водителя направляли в капстраны.  При малейших провинностях – до свидания. Нечто похожее произошло с хорошим  пареньком-дальнобойщиком из фильма «Интердевочка».

Короче говоря, никакого массового зарубежного автотуризма в те времена не было. Хотя некоторые все же ездили…

Можно ли было в СССР уехать за границу на автомобиле?
Выехать на личном автомобилей из СССР за границу было сложно, но можно. Проще всего, конечно, было попасть в дружественные соцстраны. На фото наш ГАЗ-24 в Югославии.

Редакция рекомендует:






Источник