Чего только ни делали из нижегородских седанов и универсалов в годы расцвета отечественного тюнинга: «Волги» оформляли в стиле спорткаров, ставили моторы вдвое мощнее серийных, удлиняли и даже укорачивали!

Сергей Орлов
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО
Это в перестройку «Волгу» презрительно стали называть «баржей». В СССР такая фамильярность по отношению к машине советской мечты была немыслима. Десятилетиями «Волги» всех моделей в СССР были остродефицитны, престижны, а потому особенно желанны. Машина, о которой мечтали миллионы граждан, стала почти фетишем. Когда в эпоху перестройки поставки в государственные структуры сократили и «Волги» стали продавать всем желающим спрос на них поначалу стремительно рос. Завод насколько мог год от года наращивал производство.
Но вскоре многие поняли, что «Волга» — не совсем такая, какой ее себе представляли. Не самая быстрая, не самая надежная и уж точно не эталон управляемости. Да и дизайн, несмотря на появление моделей ГАЗ-31029, а потом и ГАЗ-3110, был в 1990‑е далеко не сам передовым и модным. Особенно на фоне импортных автомобилей, которые теперь мог купить любой желающий…. при наличии соответствующей суммы. И вот тут-то «Волга», действительно, выигрывала. Цена большого седана была близка к стоимости самых демократичных и компактных иномарок.
Но покупателям хотелось чего-то нового, свежего, неординарного. «Волга», как впрочем и все отечественные автомобили тех лет, стала желанным объектом для бурно развивающегося тюнинга: иногда интересного и профессионального, порой бессмысленного и беспощадного. Благо законодательство тех лет относилось к переделкам предельно демократично.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ
Для начала отечественные тюнинговые ателье взялись за внешность не самого модного по стилистике автомобиля. В авангарде этого процесса стоял институт НАМИ, Еще в 1988‑м в Москве построили версию самой престижной, а недавно и просто недоступной простым гражданам «Волги» ГАЗ-3102. Стилистику освежили оригинальной решеткой радиатора и бамперами. Но основная часть «пластики» свелась к изменению задней части крыши и задних стоек. Благодаря этому «Волга» от НАМИ стала немного напоминать американские представительские седаны 1980‑х, в том числе Lincoln Town Car, который стремительно стал входить в моду у «новых русских».
Поначалу творчество стилистов НАМИ не получило развития. Но позже похожие автомобили с использованием задних дверей от универсала ГАЗ-31022, под названием «Волга-Персона» строила фирма «Самотлор-НН».

В 1990‑х при НАМИ создали ателье «Престиж-НАМИ», которое занималось изготовлением автомобилей по индивидуальным заказам и делало, условно говоря, концептуальные машины на основе серийных отечественных. Тогда публике и показали седан «Волга-Престиж». Передок автомобиля забавно сочетал элементы стилистики, сформированной, явно не без влияния дизайна Jaguar, с решеткой радиатора ассоциирующейся с церковным куполом.

Внешним тюнингом нижегородских автомобилей занялись в те годы многие фирмы. Машины украшали оригинальными бамперами, решетками радиаторов, накладками по низу кузова. В крыши нередко врезали люки. В дизайне, предлагаемом тюнинговыми ателье, сформировалось два основных направления: «Волгам» придавали более спортивный (в этом случае на машины крепили массивные спойлеры) или представительский. Но и на те, и на другие машины просто просились более современные и мощные моторы. Ведь штатный 100‑сильный агрегат ЗМЗ, явно, не соответствовал ни амбициям стилистов, ни вообще — стандартам времени.

МАСКИРОВКА И ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МОТОРИКА
Современные двигатели были нужны и тем тюнинговым «Волгам», которые внешне мало отличались от стандартных. А такие машины тоже находили поклонников. А особенно интересовали чиновников регионального уровня. В те годы не все из них еще пересели на иномарки. «Светиться» импортной машиной многие пока не хотели. Но и ездить в стандартной «Волге» — тоже.
Поэтому салоны автомобилей в стандартном кузове комплектовали и оформляли настолько богато, насколько это было возможно в привязке к «Волге». Не жалели ни кожи, ни пленки под дерево, устанавливали кондиционеры и даже климатические установки.
Что касается моторов, то основным для ГАЗ-3110 в конце 1990‑х стали 16‑клапанные агрегаты семейства ЗМЗ-406. Базовый ЗМЗ-4062 с системой впрыска топлива развивал 130 л. с. — значительно больше, нежели мотор предыдущего поколения. Но поначалу 406‑е моторы не отличались надежностью, да и мощность для столь тяжелого автомобиля была, все равно — не великая.

В новом заволжском семействе заложили, правда, и модификацию ЗМЗ-4064 с турбонаддувом и мощностью 200 л. с. при 5200 об/мин. Серийно такие двигатели на «Волги» не ставили. Но любители тюнинга обращали на мотор внимание. ГАЗ-3110 с 200‑сильным агрегатом разгонялся до 100 км/ч менее, чем за 10 с. Максимальная скорость приближалась к 200 км/ч. Но серийная трансмиссия с трудом выдерживала нагрузки. Поэтому, как правило, машины оснащали импортными задними мостами. Однако и сам по себе заволжский наддувный двигатель бы еще менее надежен, нежели стандартный атмосферный. Куда интересней для любителей отечественной экзотики были «Волги» с импортными силовыми агрегатами.
На ГАЗ-3102, а иногда и на ГАЗ-3110 ставили 2,0‑литровые двигатели Rover, развивающие 130–135 л. с. Такие моторы работали с импортными сцеплением и пятиступенчатой механической коробкой. Делала «англо-нижегородские» «Волги» нижегородская фирма «Техноволга». Максимальная скорость автомобилей с агрегатом Rover была около 180 км/ч, а разгон до 100 км/ч — 11 с.

Нижегородская компания «Техносервис» пошла дальше: устанавливала в «Волги» двигатели Toyota. Причем, не только 152‑сильный четырехцилиндровый рабочим объемом 2,7 л, но и V6. «Шестерка» при объеме 3,4 л развивала уже 190 л. с. С японскими моторами предлагали импортные механические или автоматические коробки передач. Часто «Волги» с такими двигателями внешне отличались от стандартных лишь колесными дисками.

ТЯНЕМ — ПОТЯНЕМ
Понятно, что от тюнинга нижегородских седанов оставался один шаг для их удлинения. Тем более что в те годы стретчи делали даже из вазовских машин и «Москвичей». «Волги» удлиняли минимум на 150 мм. Максимальные вставки составляли аж полметра.
Интересно, что первый подобный автомобиль на базе ГАЗ-3102 сделал сам завод. Идея подразумевала производство мелкими сериями. А главными потребителями видели, понятно чиновников.


Один из первых подобных автомобилей еще на базе ГАЗ-31029 сделали и в НАМИ под именем и показывали под именем «Волга-Кортеж». Позднее стретчи строили фирмы «Рида», «АвтосоюзГАЗ» и «Самотлор-НН». Компания «Самотлор» предлагала удлиненный вариант версии «Персона» с заметно переделанной сзади крышей.

Удлиненные «Волги» отделывали, естественно, особенно богато и оснащали всеми доступными в те годы благами цивилизации: электроприводами, кондиционерами, телевизорами, ну и конечно мини-барами. Без такой опции в стретче, конечно, никак нельзя!
Но «Волга» успела пережить не только «растяжку», но и «секвестирование». Причем, сделал «Волгу-купе» на базе ГАЗ-31105 сам завод. Колесную базу укоротили на 200 мм, на столько же удлинили двери. В купе установили спортивные ковшовые сиденья, соответственно оформили и салон. Автомобиль оснастили 200‑сильным двигателем ЗМЗ-4064 с турбонаддувом мощностью 200 л. с.

«Волгу-купе» показывали на московском автосалоне в качестве шоу-стоппера. В этом смысле, машина работала прекрасно, но до производства дело, разумеется, не дошло.
КРОССОВКИ ИЛИ САПОГИ?
Еще в 1970‑х в Горьком построили пять полноприводных седанов ГАЗ-24‑95 на узлах УАЗ-469. Один автомобиль, говорят, отправили даже генсеку Леониду Брежневу, остальные разошлись по начальству пониже.
В 1990‑е идею развила нижегородская фирма «Техносервис». Полноприводными трансмиссиями с использованием узлов УАЗ оснащали универсалы ГАЗ-310221. Автомобили предлагали с 130‑сильным мотором ЗМЗ или импортными агрегатами Toyota. Внешность машин оформляли во внедорожной стилистике.

Аналогичные по конструкции полноприводные автомобили — не только универсалы, но и седаны делали и иные мелкие мастерские, и просто самодеятельные любители тюнинга. Но их работы не были сертифицированы, а значит — формально на дороги выезжать не могли.
Интерес с доработанным «Волгам» утих еще раньше, чем спрос на стандартные машины. Само время кардинально изменило покупательские приоритеты. Но яркой страницей в новейшей истории нашего автопрома необычные автомобили на основе «баржи», которая успела побывать и машиной мечты, и объектом сарказма, они оставили.