MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах

В России представили электрический автобус MAN Lion’s City E. Учитывая, насколько популярна в стране тема перевода общественного транспорта на альтернативные энергоносители, мы решили присмотреться к новинке с разных точек зрения — эксплуатационной, водительской и пассажирской.

Максим Приходько

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
MAN Lion’s City 12E. Габаритная длина: 12,2 м. Полная масса: 19 500 кг. Начало продаж в Европе: 2020 г.

Нет, я не ошибся. 12‑метровая машина действительно позиционируется на рынке как автобус с электродвигателем, а не привычный электробус. К слову, сразу понятно, с какой отметкой в водительском удостоверении требуются специалисты, которые сядут за руль этого красавца в будущем. Автобус с нулевым уровнем выбросов выделялся из общего ряда представленных пассажирских машин на международном петербургском фестивале SPbTransportFest, его отметили практически все посетители. Не зря среди международных наград MAN Lion’s City E, завоеванных в прошлом году, есть приз German Design Award за лучший дизайн коммерческого автомобиля.

До того как показать аккумуляторный автобус в Санкт-Петербурге, с ним познакомились жители Мадрида, Мюнхена, Гамбурга и еще десятка европейских городов. Включая те, что расположены в северной ее части. Петербургские транспортники запланировали опытную эксплуатацию новинки. По словам генерального директора петербургского ГУП «Пассажиравтотранс» Андрея Лызина, MAN Lion’s City E будет курсировать в тестовом режиме по оживленному маршруту, связывающему Васильевский остров с Петроградской стороной. Кстати, Северная столица имеет амбициозные планы модернизации наземного пассажирского транспорта и внедрения природосберегающих технологий (подробнее см. «Автопарк» № 3/2021). Уже сейчас по некоторым городским маршрутам ездят электробусы Volgabus. Вот и MAN Lion’s City готов органично вписаться в сеть общественного транспорта культурного мегаполиса.

Внешне новый электробус отличается характерным для марки MAN дизайном. Наряду с привлекающей внимание головной оптикой с дневными ходовыми огнями в виде полоски светодиодов и типичной для автобусов MAN черной декоративной накладкой с хромированной вставкой в глаза бросается сниженная поясная линия кузова — она создает визуальное ощущение динамики. Как и у дизельной модели MAN Lion’s Сity, задняя часть нового MAN Lion’s City E выдержана в стиле современного смартфона. C недавних пор эта выразительная деталь стала отличительным знаком автобусов мюнхенской марки.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
Машина с броским дизайном вызывала у горожан живой интерес.

Односекционная версия, она называется Solo, способна перевезти до 92 пассажиров, мест для сидения — 35. По сравнению с дизельным автобусом, электробус получил четыре дополнительных сиденья за счет отсутствия шахты двигателя. В зоне накопительной площадки оборудовано одно место для людей с ограниченными физическими возможностями, имеется выдвижной пандус.

У MAN Lion’s City E три двухстворчатых двери. Задняя и средняя — прислонно-сдвижные (перемещение дверного полотна происходит параллельно оси транспортного средства), а передняя — распашная, открываемая внутрь. Впрочем, как и в обычной дизельной версии, МАN может оснастить электробус разными вариантами пассажирских дверей, как с пневматическим, так и с электрогидравлическим приводом. При этом всегда применяются хорошо зарекомендовавшие себя компоненты, не требующие в процессе эксплуатации смазки или регулировки.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
Поскольку у машины нет шахты двигателя, количество мест для сидения увеличили.
MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
Места для сидения оборудованы USB-коннекторами.

Электробус оснащен накрышным кондиционером Eberspaecher, его холодопроизводительность составляет 25 кВт. Интересно, что для поддержания комфортной температуры в зимнее время года задействован трехступенчатый алгоритм. Первая ступень предусматривает использование кондиционера в режиме теплового насоса, когда испаритель и конденсатор меняются ролями. Правда, обойтись этим решением можно, только если на улице легкая прохлада. Вторая ступень — циркуляция жидкости по проложенным в нижней части салона конвекторам. Нагрев жидкости в них происходит за счет отвода тепла от электрооборудования и встроенных высоковольтных нагревателей (3х10 кВт). В принципе, второй ступени вполне достаточно для стран Центральной Европы с их мягкой зимой. А для мест, где зима проходит с преобладанием отрицательных температур, преимущественно двузначных, предусмотрена третья ступень — автономный жидкостный подогреватель (в нашем случае Valeo Thermo 300 S), работающий на дизельном топливе. По мнению разработчиков, во время сильных морозов без него, к сожалению, не обойтись. Кстати, система климат-контроля обслуживает не только салон, но и аккумуляторный отсек: химические источники тока теряют эффективность при низких температурах (и при чересчур высоких тоже).

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах

Состоящая из шести или восьми блоков модульная система литий-ионных NMC-батарей характеризуется емкостью 480 кВт·ч. Блоки высоковольтных аккумуляторов размещены на крыше автобуса — в наиболее удаленном месте от зоны возможных повреждений при аварии. Такое расположение повышает уровень безопасности для водителя и пассажиров, позволяет увеличить пассажировместимость и упрощает обслуживание электробуса. Минусом такой компоновки является повышенный центр тяжести, но влияние этого фактора в движении особо не ощущается.

Производитель заявил, что гарантированный запас хода составляет 200 км. При благоприятных погодных условиях дальность хода может доходить до 270 км. Тестовая эксплуатация в Мюнхене, по уверениям фирмы-производителя, показала максимальный запас хода в 550 км.

Зарядка автобуса осуществляется через зарядный порт CCS постоянным током мощностью до 150 кВт, что позволяет проводить 100 % пополнение запаса энергии всего за 3 часа — этот показатель позволяет автобусу легко интегрироваться в транспортную систему c ночной зарядкой в парке. Инженеры MAN считают, что такой подход стратегически победит: при изменении маршрутов не придется переносить зарядные устройства. Опять же оплата за электроэнергию по ночам по более дешевому тарифу. Компания подчеркивает, что срок службы аккумуляторов машины составляет от 6 до 10 лет без снижения эффективности. Потом потребуется либо их утилизация, либо продолжение работы, но с менее энергозатратными машинами и механизмами. Кстати, в MAN обещают принимать отработанные батареи на утилизацию.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах

Электродвигатель, развивающий 160 кВт, расположен в заднем свесе. Здесь же в моторном отсеке разместились винтовой компрессор для питания тормозов, ресиверы и высоковольтные инверторы. Крутящий момент электрического силового агрегата, достигающий 2100 Нм, передается на портальный мост ZF. Интересно, что MAN Lion’s City 12E по примеру многих конкурентов не стали комплектовать электропортальным мостом. Почему? Подобное решение позволяет максимально унифицировать электробус с другими моделями семейства Lion’s City, оснащенными обычными силовыми агрегатами. В частности, использовать одинаковый с ними портальный ведущий мост, что, с одной стороны, удешевит производство, а с другой — облегчит совместную эксплуатацию электрических и дизельных автобусов в одном парке.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
Номинальная мощность электромотора — 270 кВт, крутящий момент — 2100 Нм.

Рабочее место водителя, отделенное от салона элегантно изогнутой дверью со стеклом из пластика, выполнено по европейским стандартам для городских автобусов. Органы управления сгруппированы в трех зонах в соответствии с частотой их использования, а при регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона приборная панель перемещается синхронно. Приготовившись к движению, я нажал на педаль тормоза, перевел селектор в положение D и тихо тронулся в путь. Ехал в спокойном темпе, плавно разгоняясь на прямых и подтормаживая перед поворотами, все-таки у меня на крыше расположены аккумуляторные «залежи». Кстати, MAN Lion’s City E имеет независимую подвеску передней оси. При переезде неровностей дороги одним колесом движения колеса и рычагов подвески лишь незначительно передаются на противоположную сторону. У классических автобусов с дизельным мотором даже с автоматической коробкой ощущаются переключения передач, а здесь никаких рывков. Поглядывая в россыпь зеркал, словно сказочный летучий голландец, я почти бесшумно ездил по полигону. В условиях города это обстоятельство может сыграть злую шутку с пешеходами, впрочем, электроавтобусу в качестве опции полагается система AVAS, внешний генератор шума.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах
MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах

Наш тест начался рано утром, заряд батарей показывал 98 %. Расстались с «электроником» мы вечером, покатавшись на нем по Петербургу пассажирами. Остаточный заряд составлял 67 %. Остается добавить, что российская сертификация машины назначена на середину лета этого года.

MAN Lion’s City 12E: этот электробус с восторгом приняли в Европе. Почему теперь он ездит в Питере на немецких (!) номерах

Технические характеристики MAN Lion’s City 12E

Пассажировместимость 92 чел.
Мест для сидения 35
Полная масса 19 500 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 12 200 / 2550 / 3320 мм
Колесная база 6150 мм
Емкость аккумуляторов 480 кВт·ч
Время зарядки 3 ч
Мощность электродвигателя 160 кВт
Крутящий момент 2100 Нм
Рулевой механизм RB Servocom
Подвеска (передняя/задняя) независимая, пневматическая / зависимая, пневматическая
Тормоза дисковые
Размерность шин 275/70R22,5
Конкуренты НЕФАЗ-6282, МАЗ-303 Е10, Solaris Urbino 12 electric

Редакция рекомендует:






Источник