Каких-то 10–15 лет назад основным триггером в мире автомобилей были международные автосалоны. Общее количество мотор-шоу приближалось к сотне. Самые масштабные и известные проходили во Франкфурте, Париже, Женеве, Детройте, Токио, Шанхае и Пекине. Были еще чикагский, туринский салоны, да все и не перечислить. Сейчас эти огромные площадки стоят перед дилеммой: стоит ли вообще продолжать выставочную деятельность или свернуть ее до лучших времен, если, конечно, такие настанут? А времена были, и какие…
Алексей Вожаков
В 1998 году даже Московское Мотор-шоу (оно проходило по четным годам, а по нечетным был автосалон) собрало около двух миллионов посетителей. И это на Красной Пресне, можете себе такое представить? Сегодня в это верится с трудом. И хотя тогда системы подсчета совершенством не отличались, такое количество посетителей стало предметом удивления даже западных партнеров. Парижского автосалона в пандемию не было, возобновившийся в 2022‑м, он прошел скромно. Но в этом году размер выставки превысил прогнозы скептиков: посетителей оказалось в три раза больше. Разумеется, основной акцент — на «электрички», гибриды и автономное вождение, но и новинки с ДВС забыты не были. Из Чунцина, того самого, где впервые стали менять разряженные батареи на электромобилях за 2 минуты, как у нас раньше меняли газовые баллоны дачникам: пустые на заправленные, в Париж своим ходом прибыл весь модельный ряд гибридов Aito. Те, которые у нас продаются под брендом Seres. Преодолев 15 тыс. км, они проехали 12 стран за 38 суток. Благодаря «маркетинговому променаду» заказы на автомобили подскочили. Все это можно назвать одним словом — Promo.
А что же происходит, как говорится, на земле? В Норвегии продажи «электричек» давно превысили реализацию традиционных автомобилей и останавливаться не собираются. А вот во Франции спрос на EV в августе рухнул на 31 %, в Германии и того чище: снижение продаж составило 69 %. Завод в Брюсселе, производящий Audi Q8 e-tron, — под угрозой остановки. Volkswagen впервые за свою 87‑летнюю историю рассматривает возможность закрытия нескольких заводов в Германии. И как же нулевой выброс к 2030 году? Что случилось с сознательными немцами? Да ничего не произошло — люди как люди, просто деньги хорошо считают. Как только установился положительный тренд по продажам EV, правительство решило льготы и субсидии потихоньку секвестировать. Ну и результат налицо — видимо, без финансовой поддержки и преференций, «электрички» не так сильно занимают умы расчетливых бюргеров. В Норвегии, несмотря на то что чистых EV продается более 74 %, это не считая гибридов, у правительства есть средства сохранять льготы для владельцев «зеленых» автомобилей за счет того самого черного золота, которого в стране предостаточно. Вот и получается, что «зеленые» инновации в Европе поддерживаются рублем, то есть евро, разумеется.
Выходит, пересадить население на «электрички» быстро и без проблем можно только в приказном порядке, например, в Северной Корее, где частных автомобилей практически нет. Но такое решение мудрое руководство страны не примет, во избежание рисков потери обороноспособности, которая гораздо важнее нулевых выбросов. Да еще в Норвегии, где средств на льготы населению пока хватает. А остальные европейцы по своей воле поголовно на EV не пересядут, если, конечно, китайцы с низкими ценами не помогут. Но их будут ограничениями сдерживать. Вот и прогнозируется в этом году падение реализации «зеленых» автомобилей на 2 %, но это во всем мире. А в России как раз следует ждать существенного роста продаж EV, но не в экземплярах, а в процентах к результатам прошлых лет: у нас еще много желающих приобрести современную игрушку. Правда, согласно отчетам уважаемого «Автостата», основная часть населения предпочитает другую технику. Лидер продаж в России традиционно АВТОВАЗ.
Вот была у нас «Веста» с ESP до 2022 года, а потом не стало. Сейчас же она снова появилась, но уже не с «бошевской», а с отечественной системой стабилизации — ее на предприятии «Итэлма» в Костроме производят. И называется система по-новому: ESC (Electronic Stability Control), хотя работает она от этого ничуть не хуже. Так что все в порядке — ведь, согласно данным того же «Автостата», чемпионом по продажам в первом полугодии стала проверенная модель ВАЗ-2107, хоть и на вторичном рынке.