Какой расход топлива был у легковушек советских времен? Очевидно, что многое зависело как от состояния автомобиля, так и от умения водителя. Но, при этом, во все времена существовали линейные нормы расхода топлива для автомобильного транспорта. От них могли отталкиваться, как минимум, бухгалтеры автопредприятий, ведущие соответствующие расчеты. Умение умением, а должны существовать какие-то реальные рубежи, которых следовало придерживаться. Будешь расходовать меньше – молодец, а вот если больше – с тобой будут беседовать.

Редакция
Любопытно, что инструкции по эксплуатации автомобилей далеко не всегда сообщали потребителю точные цифры по расходу горючего. А если и сообщали, то тут же указывали, что приведенные сведения являются ориентировочными и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий. В частности, для ГАЗ-2410 приводились смешные цифры порядка 8 с чем-то литров на сотню километров, хотя сотрудники СТО, как и владельцы, прекрасно знали, что реальная прожорливость таких машин легко доходила до 15 л/100 км.
Так о чем же говорили нормативы тех времен? Изучаем Приказ от 28 марта 1989 года N ВЕ-14/385, а также Распоряжение от 14 марта 2008 г. Москва № АМ-23-р, изданные Минтрансом России в разные годы. Нас интересуют легковые автомобили.
– ЗАЗ-965, 968 «Запорожец» и пр – 7 л/100 км;
– ЛуАЗ-969А, 969М – 12 л/100 км;
– УАЗ-469, 469А, 469Б – 16 л/100 км;
– ГАЗ-М20, М20В, М20Г – 13,5 л/100 км;
– ГАЗ-24-01 (такси), 24Т (такси), 24-11 (такси) – 13,5 л/100 км;
– ГАЗ-24, 2410, 3102 – 13 л/100 км;
– ГАЗ-13 «Чайка» – 20 л/100 км; ¦
– ГАЗ-14 «Чайка» – 22 л/100 км;
– ГАЗ-3105 – 13,7 л/100 км;
– Москвич-412, 412ИЭ, ИЖ-427ИЭ, 2125, 21251 – 10 л/100 км;
– Москвич-2141 – 8,6-9,4 л/100 км;
– ВАЗ-1111 «Ока» – 6,5 л / 100 км;
– ВАЗ-2101, 21011, 21013 – 8,5 л/100 км;
– ВАЗ-2103, 21006, 21061, 21063 – 9 л/100 км;
– ¦ВАЗ-2105, 21051, 21053, 2107, 21072, 21074 – 8,5 л/100 км; ¦
– ВАЗ-2121 – 12 л/100 км;
– ВАЗ-11183 «Калина» 8,0 л / 100 км;
– ВАЗ-2108, 21081, 21083, 2109 – 8,0 л/100 км;
– ВАЗ-2110 – 7,4 л/100 км;
– ВАЗ-2112 – 7,7 л/100 км;
– ЗИЛ-114 – 24,0 л/100 км;
– ЗИЛ-117 – 23,0 л/100 км;
– ЗИЛ-41047 – 26,5 л/100 км.
Так выглядели официальные нормативы. В целом же можно сказать, что из легковых автомобилей, поступавших в продажу индивидуальным потребителям, самой прожорливой машиной была «Волга». Проблему усугублял сравнительно небольшой топливный бак объемом 55 литров: более вместительные баки появились не сразу. Но все это не тревожило заводчан. В основном на «Волгах» возили ответственных работников, которых расход топлива и частота заправки машины вообще не интересовали. Частники же, сумевшие приобрести «Волгу» в личное пользование, настолько гордились самим фактом обладания дефицитной машиной, что были рады любым капризам «волжанки», в том числе и повышенному аппетиту.
Из других машин с повышенным аппетитом выделялся, конечно же, УАЗ, но и он в свободную продажу фактически не поступал. А вот «Нива» как раз продавалась индивидуалам, которым приходилось мириться с ее расходом топлива. Впрочем, при аккуратной езде можно было укладываться и в десяток литров на сотню километров. Солидным потреблением горючки отличались и ЛУАЗы.
Расход топлива таких машин как ЗИЛ или «Чайка» вообще никого не волновал. А самой экономичной являлась «Ока», которая могла потреблять на сотню километров менее пяти литров бензина.
