Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13

Большие начальственные седаны Горьковского автозавода были одними из главных автомобильных символов мощи и незыблемости советской власти. Но в длинные истории ГАЗ-13 были необычные, а иногда и просто поразительные машины.

Редакция

МЕСТО РОЖДЕНИЯ: ГОРЬКИЙ

С 1959 по 1981 год изготовили 3179 автомобилей «Чайка» ГАЗ-13. По этому показателю модель превзошла все советские аналоги. Кроме, конечно, предшественника — ГАЗ-12 ЗИМ, который все-таки относился к немного иному классу и даже был доступен простым смертным. Правда, очень богатым. 

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Предсерийный двухцветный ГАЗ-13 «Чайка» на ВДНХ. Серийно двухцветные машины не делали

В начале 1960‑х «Чайка», дизайн которой сделали по мотивам Packard Clipper середины 1950‑х, выглядела солидно и величественно, в 1970‑х — уже динозавром или музейным экспонатом. Но машины, по-прежнему возили начальников ранга министров и секретарей обкомов. Они ни к какому модерну в любых проявлениях и не стремились.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Заводской кабриолет ГАЗ-13Б

Подавляющее большинство автомобилей были седанами, то есть не имели перегородок между передним и задними сиденьями. Лимузинов ГАЗ-13А собрали немного. Считают, что их делали, как правило, по заказу министерства оборону. Сделали и около двух десятков кабриолетов ГАЗ-13Б. Как на американских кабриолетах 1940–1950‑х голов мягкая крыша убиралась автоматически с помощью электрогидропривода. Такие автомобили использовали для военных парадов, а также для торжественных проездов руководителей, посещающих столицы союзных республик.

Иных модификаций Горьковский завод не делал. Но это не значит, что их не было. Еще какие!

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Санитарная Чайка ГАЗ-13С производства завода РАФ

МАЛЫМИ СЕРИЯМИ

Тем, кому по советскому табелю о рангах было положено ездить в «Чайке», были положены и специальные санитарные автомобили на основе все той же «Чайки».

Задание делать такие автомобили получил рижский завод РАФ. ГАЗ смог открутиться от муторного и хлопотного заказа 4‑го Главного управления минздрава СССР, которое обслуживало руководителей партии и государства. Рижане отказаться не смогли. А неприятное задание капризного заказчика получили, поскольку в Латвии были высококвалифицированные модельщики.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Киносъемочная Чайка ОСАД-3, сделанная в Чернигове

На Рижский завод пригоняли стандартные седаны и переделывали их в универсалы ГАЗ-13С. Запасное колесо, как кстати и в санитарных «Волгах» ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д, стояло в нише за задней левой дверью. Дверь санитарного отсека и некоторые иные оригинальные изготавливали в Латвии. 

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Пожарная Чайка оперативного дежурного Москвы

ГАЗ-13С на РАФе делали совсем небольшими партиями по отдельным специальным заказам. Всего изготовили, вероятно, чуть больше двух десятков машин. Два автомобиля переделали в фургоны — катафалки для вывоза из мавзолея в секретное хранилище тела основателя социалистического Вьетнама Хо Ши Мина в случае войны с Китаем. Эти машины, оборудованные, кстати, японскими кондиционерами, отправили во Вьетнам. Судьба их неизвестна.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Не заводской вариант «Чайки» с кузовом ландо 

Еще одна редкая модификация ГАЗ-13, которую условно можно назвать заводской — так называемый ОСАД. На заводе, подчиненном министерству культуры, в Чернигове несколько «Чаек» «искромсали», превращая в необычные ландо и даже пикапы. Эти машины, на которые ставили еще и большие площадки перед решеткой радиатора, делали для кинематографистов, которые ценили советские представительские автомобили за плавность хода. 

КРАСНЫЕ И ГИБРИДНЫЕ

Советская экзотика — красные, пожарные «Чайки» ГАЗ-13, которые приводили в изумление тех, кто изредка их встречал на улицах. Такие «Чайки», действительно, служили оперативными машинами дежурного по городу в Москве, Ленинграде и некоторых других крупных городах. В просторный седан помещались пять пожарных в полной экипировке. Быстрые автомобили посылали в качестве штабных на самые серьезные, крупные пожары. Говорят, один такой автомобиль сохранился.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Ослобык — московский загадочный гибрид «Чайки» и ЗИМ

Сохранились фото и необычного ландо — «Чайки» со съемной задней частью крыши. ГАЗ такие машины не делал. Вероятно, это продукция некоего армейского авторемонтного завода.

Как и загадочный автомобиль, который остряки прозвали ослобыком. Забавный уродливый гибрид: средняя часть «Чайки» ГАЗ-13, задок и предок от ГАЗ-12 ЗИМ не дает покоя знатокам уже много лет. 

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Очередной гибрид ГАЗ-13 и ГАЗ-12

Существует легенда, что несколько таких «Чаек», замаскированных под ЗИМ, соорудили на каком-то военном предприятии для тех, кому «Чайка» официально была не положена. А очень хотелось. Логики в легенде немного. Ведь «Чайку» для постройки гибрида все равно для кого-то получали. Да, и ЗИМы в 1970‑х (а в Москве такая машина ездила именно в эти годы) уже ушли из госучреждений. Достоверней кажется версия постройки гибрида из машин, пострадавших в аварии. Но до конца загадка не разгадана.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Парадная «Чайка», сделанная в ГДР

Кстати, нечто подобное «ослобыку»: ГАЗ-13 с крышей и некоторыми иными элементами от ГАЗ-12 ЗИМ некоторое время назад всплыло на одном из сайтов продаж. Тоже, вероятно, плод ремонта после серьезной аварии.

НЕ НАШИ «ЧАЙКИ»

За рубежом советские автомобили нередко переделывали, в том числе и в социалистических странах. Но обычно это касалось массовых машин, которые, так или иначе, приспосабливали к требованиям местных рынков или конкретных частных владельцев.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Санитарная «Чайка» из Восточной Германии

Как ни удивительно, касалось это и «Чайки». В ГДР существовали автомобили, представляющих собой нечто среднее между ландо и пикапом с высокими поручнями по бортам. Машину предназначали для торжественных выездов. Сделали таких автомобилей, вроде бы, четыре. Два отправили в иные соцстраны.

Также в ГДР построили четыре универсала, аналогичных, но не повторяющих те, что делали в Риге. Две машины с огромными люками в крыше были киносъемочными. А еще пара — санитарными. Очевидно, как и в СССР, для высоких партийно-государственных начальников.

Крылья, крыши и хвосты: самые удивительные «Чайки» ГАЗ-13
Венгерская дрезина с кузовом «Чайки»

А в Венгрии на основе кузова «Чайки» соорудили даже дрезину, на которой возили высокое железнодорожное начальство. В СССР несколько подобных дрезин сделали на основе ГАЗ-12 ЗИМ. Возможно, была и аналогичная «Чайка». Но она еще не «открыта».

Редакция рекомендует:






Источник