Большие начальственные седаны Горьковского автозавода были одними из главных автомобильных символов мощи и незыблемости советской власти. Но в длинные истории ГАЗ-13 были необычные, а иногда и просто поразительные машины.
Редакция
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: ГОРЬКИЙ
С 1959 по 1981 год изготовили 3179 автомобилей «Чайка» ГАЗ-13. По этому показателю модель превзошла все советские аналоги. Кроме, конечно, предшественника — ГАЗ-12 ЗИМ, который все-таки относился к немного иному классу и даже был доступен простым смертным. Правда, очень богатым.
В начале 1960‑х «Чайка», дизайн которой сделали по мотивам Packard Clipper середины 1950‑х, выглядела солидно и величественно, в 1970‑х — уже динозавром или музейным экспонатом. Но машины, по-прежнему возили начальников ранга министров и секретарей обкомов. Они ни к какому модерну в любых проявлениях и не стремились.
Подавляющее большинство автомобилей были седанами, то есть не имели перегородок между передним и задними сиденьями. Лимузинов ГАЗ-13А собрали немного. Считают, что их делали, как правило, по заказу министерства оборону. Сделали и около двух десятков кабриолетов ГАЗ-13Б. Как на американских кабриолетах 1940–1950‑х голов мягкая крыша убиралась автоматически с помощью электрогидропривода. Такие автомобили использовали для военных парадов, а также для торжественных проездов руководителей, посещающих столицы союзных республик.
Иных модификаций Горьковский завод не делал. Но это не значит, что их не было. Еще какие!
МАЛЫМИ СЕРИЯМИ
Тем, кому по советскому табелю о рангах было положено ездить в «Чайке», были положены и специальные санитарные автомобили на основе все той же «Чайки».
Задание делать такие автомобили получил рижский завод РАФ. ГАЗ смог открутиться от муторного и хлопотного заказа 4‑го Главного управления минздрава СССР, которое обслуживало руководителей партии и государства. Рижане отказаться не смогли. А неприятное задание капризного заказчика получили, поскольку в Латвии были высококвалифицированные модельщики.
На Рижский завод пригоняли стандартные седаны и переделывали их в универсалы ГАЗ-13С. Запасное колесо, как кстати и в санитарных «Волгах» ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д, стояло в нише за задней левой дверью. Дверь санитарного отсека и некоторые иные оригинальные изготавливали в Латвии.
ГАЗ-13С на РАФе делали совсем небольшими партиями по отдельным специальным заказам. Всего изготовили, вероятно, чуть больше двух десятков машин. Два автомобиля переделали в фургоны — катафалки для вывоза из мавзолея в секретное хранилище тела основателя социалистического Вьетнама Хо Ши Мина в случае войны с Китаем. Эти машины, оборудованные, кстати, японскими кондиционерами, отправили во Вьетнам. Судьба их неизвестна.
Еще одна редкая модификация ГАЗ-13, которую условно можно назвать заводской — так называемый ОСАД. На заводе, подчиненном министерству культуры, в Чернигове несколько «Чаек» «искромсали», превращая в необычные ландо и даже пикапы. Эти машины, на которые ставили еще и большие площадки перед решеткой радиатора, делали для кинематографистов, которые ценили советские представительские автомобили за плавность хода.
КРАСНЫЕ И ГИБРИДНЫЕ
Советская экзотика — красные, пожарные «Чайки» ГАЗ-13, которые приводили в изумление тех, кто изредка их встречал на улицах. Такие «Чайки», действительно, служили оперативными машинами дежурного по городу в Москве, Ленинграде и некоторых других крупных городах. В просторный седан помещались пять пожарных в полной экипировке. Быстрые автомобили посылали в качестве штабных на самые серьезные, крупные пожары. Говорят, один такой автомобиль сохранился.
Сохранились фото и необычного ландо — «Чайки» со съемной задней частью крыши. ГАЗ такие машины не делал. Вероятно, это продукция некоего армейского авторемонтного завода.
Как и загадочный автомобиль, который остряки прозвали ослобыком. Забавный уродливый гибрид: средняя часть «Чайки» ГАЗ-13, задок и предок от ГАЗ-12 ЗИМ не дает покоя знатокам уже много лет.
Существует легенда, что несколько таких «Чаек», замаскированных под ЗИМ, соорудили на каком-то военном предприятии для тех, кому «Чайка» официально была не положена. А очень хотелось. Логики в легенде немного. Ведь «Чайку» для постройки гибрида все равно для кого-то получали. Да, и ЗИМы в 1970‑х (а в Москве такая машина ездила именно в эти годы) уже ушли из госучреждений. Достоверней кажется версия постройки гибрида из машин, пострадавших в аварии. Но до конца загадка не разгадана.
Кстати, нечто подобное «ослобыку»: ГАЗ-13 с крышей и некоторыми иными элементами от ГАЗ-12 ЗИМ некоторое время назад всплыло на одном из сайтов продаж. Тоже, вероятно, плод ремонта после серьезной аварии.
НЕ НАШИ «ЧАЙКИ»
За рубежом советские автомобили нередко переделывали, в том числе и в социалистических странах. Но обычно это касалось массовых машин, которые, так или иначе, приспосабливали к требованиям местных рынков или конкретных частных владельцев.
Как ни удивительно, касалось это и «Чайки». В ГДР существовали автомобили, представляющих собой нечто среднее между ландо и пикапом с высокими поручнями по бортам. Машину предназначали для торжественных выездов. Сделали таких автомобилей, вроде бы, четыре. Два отправили в иные соцстраны.
Также в ГДР построили четыре универсала, аналогичных, но не повторяющих те, что делали в Риге. Две машины с огромными люками в крыше были киносъемочными. А еще пара — санитарными. Очевидно, как и в СССР, для высоких партийно-государственных начальников.
А в Венгрии на основе кузова «Чайки» соорудили даже дрезину, на которой возили высокое железнодорожное начальство. В СССР несколько подобных дрезин сделали на основе ГАЗ-12 ЗИМ. Возможно, была и аналогичная «Чайка». Но она еще не «открыта».