Большинство российских автовладельцев почему-то считает цепной привод ГРМ – лучшим. Но при этом ременный привод превосходит его по многим параметрам. Так где же правда? И что действительно лучше – цепь или ремень?

Редакция
Чтобы в четырехтактном двигателе синхронизировать вращение коленчатого вала с распределительным, их надо как-то связать друг с другом через передачу в соотношении 1:2. При этом распредвал всегда будет вращаться вдвое медленнее, чем коленчатый. На древних волгах ГАЗ-24 для этого использовали шестеренчатый привод с вышеуказанным соотношением числа зубьев – решение из серии «проще некуда». Однако это нормально работало только в той эпохе. По мере того, как валы стали удаляться друг от друга, а частоты их вращения выросли, понадобилось другое решение – менее инерционное и более компактное. Так приводы обзавелись цепями: отечественный пример – моторы УЗАМ-412. Следующим шагом стал ременный привод на двигателях ВАЗ-2105.
У обоих типов привода есть и плюсы, и минусы. Давайте разбираться.
Цепной привод
Цепь – это, в общем-то, надежное и понятное решение, по смыслу напоминающее металлические деньги времен кардинала Ришелье. Первому владельцу такой машины она, как правило, вообще никак о себе не напоминает. Первую сотню тысяч километров она прослужит без проблем. Она защищена от внешних неблагоприятных факторов, всегда смазана и, при исправном натяжителе, натянута. Система успокоителей и натяжителей гасит ее колебания. А если с ней что-то «не так», она сообщает о проблеме повышенным шумом: не заметить такое тяжело. В общем, это отличное решение для тех, кто ездит сравнительно мало.
Минусы? Есть и минусы. Такой привод несколько тяжелее ременного, хотя редкий владелец об этом задумывается. На современных моторах поменять цепь очень непросто. Обычно требуется демонтировать переднюю крышку, в которой установлен масляный насос и выполнены каналы с резиновыми уплотнениями. Со временем цепь, как принято говорить, «вытягивается», что может привести к сбою фаз работы газораспределительного механизма. Косвенным недостатком цепного привода является то, что водяной насос у таких моторов обычно вращает ремень вспомогательных агрегатов, про который часто забывают, хотя при его обрыве далеко не уехать. Известны и такие забавные дефекты, как перескакивание цепи при вращении мотора в обратную сторону. Такое случается при парковке на крутом склоне с включенной передачей.
Ременный привод
Такие моторы всегда работают тише «цепных». В них отсутствуют резонансные колебания, часто встречающееся в «цепных» моторах, где число звеньев в цепи всегда четное. А у ремня может быть любое число зубьев – хоть 111, как у мотора ВАЗ-2108. Ремень успешно гасит крутильные колебания благодаря своей эластичности. Ему не нужен гидравлический натяжитель, достаточно простого пружинного. На низкое давление масла ремень не прореагирует, в то время как гидронатяжитель цепи может при этом закапризничать. Заменить ремень почти всегда проще, нежели цепь. Ну, а сам двигатель при этом чуть легче «цепного».
Недостатки, конечно же, тоже есть. Ремни боятся попадания жидкостей, они не любят морозов. В отличие от цепей, ремни стареют, даже не будучи использованными. Кончина ремня происходит мгновенно, безо всяких предупреждающих шумов. При этом на долговечность ремня оказывают внимание состояние натяжных и обводящих роликов, а также водяного насоса, который зачастую приводится тем же ремнем. Отметим, также, что двигатель с ременным приводом имеет большое число валов, выходящих из масляной полости наружу. Как следствие – большее число сальниковых уплотнений, причем течь из них и будет выводить ремень из строя.
Стоит ли при покупке машины задумываться над тем, что у нее под капотом, ремень или цепь? Многое зависит от того, как долго вы собираетесь эксплуатировать эту машину. Да и о какой машине идет речь – о новенькой или подержанной? Если речь идет о солидном возрасте, то есть смысл пробежаться по содержанию профильных форумов: жалуются ли пользователи на проблемы с приводом или нет. Но, в глобальном понимании вопроса, ремень все-таки современнее и предпочтительнее.
