Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты

История многострадальной и последней самобытной модели московского завода — «Москвича-2141» полна драматических коллизий и удивительных метаморфоз.

Сергей Орлов

«МЕРИДИАН» И ШТУТГАРТ 

Первый «Москвич-2141» должен был появиться уже в конце 1970‑х и был … заднеприводным. Именно автомобиль с задними ведущими колесами впервые получил заводской индекс 2141, который в середине 1970‑х присвоили опытному образцу «Москвич-С1», достаточно проработанному и инженерно, и стилистически и с собственным именем «Меридиан».

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Первый вариант «Москвича-2141» — прототип С2 1975 года 

Макет машины с оригинальным, совсем новым кузовом сделали в 1975 году, а уже к концу того же года построили первый макетный опытный образец. Второй собрали в 1976‑м. И уже в том же году построили и модернизированную версию «Москвич-2141 С3» с более приземленным дизайном. Так обычно и происходило на пути от первого прототипа к конвейеру.

Интересно, что вполне современный и симпатичный для середины 1970‑х кузов выглядел хэтчбеком, но имел отдельную, под задним стеклом крышку багажника. На заводе многие считали, что в нашем — преимущественно холодном климате подъемная дверь багажнике не лучшее решение. Отчасти, кстати, здравая мысль.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Заднеприводный «Марсквич-2141 С3», 1976 г.

Но, помимо кузова, новым в «Москвиче-2141» было практически и все остальное: передняя подвеска McPherson, задняя — пружинная, независимая. На машину поставили совсем новую коробку передач. Она существовала в опытных образцах и в четырехступенчатой, и в пятиступенчатом вариантах. Двигатели, правда, планировали пока уфимские, сделанные на основе конструкции мотора «Москвич-412», но форсированные. Благо у мотора, разработанного в 1960‑е еще на МЗМА, был большой потенциал для роста мощности и момента. На образце С3 стоял агрегат рабочим объемом 2 л (88х80 мм). При степени сжатия 9,0 он 112 л. с. при 5500 об/мин. Очень прилично для тех лет.

Однако в первой полови не 1970‑х новым «Москвичом» озаботились не только в Москве, но и… в Штуттгарте. И не где-нибудь, а не фирме Porsche. Компания искала пути сотрудничества с СССР. И в начале 1970‑х предложила вариант модернизации стареющего уже морально «Москвича-412» для оживления спроса на советскую машину на Западе. Этот проект АЗЛК не заинтересовал. Но упорные немцы создали и эскизный проект совсем новых машин АЗЛК. 

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Эскизный проект «Москвича» с шестицилиндровм двигателем, предложенный Porsche

Немецко-советские машины тоже сохраняли классическую компоновку. Но немцы предлагали два совсем новых семейства автомобилей с четырех- и даже шестицилиндровыми двигателями и разными кузовами. В том числе, седаны, универсалы, вариант машины с мягкой крышей и упрощенным кузовом — нечто типа внедорожника, но с моноприводом и даже минивэн. 

Но предложения Porsche по перспективным «Москвичам» руководство советского автопрома вновь не заинтересовало. Зато очень хороший результат принесло сотрудничество с немцами по ВАЗ-2108. АЗЛК пошел своим путем. Тернистым и извилистым.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
«Москвич» — минивэн. Эскиз Porsche

ОТ SIMCA ДО «МАКСИМКА»

« Москвич-2141 С3» во второй половине 1970‑х был достаточно перспективным проектом. Да и все комплектующие для машины, по сути, уже существовали. Но на АЗЛК сменилось руководство. Новый директор Владимир Мельников и главный конструктор Юрий Ткаченко, пришедшие на АЗЛУ с ЗИЛа, не очень стремились защищать собственные проекты, в то время, как новый министр Владимир Поляков, пришедший с ВАЗа и вдохновленный работой над ВАЗ-2108, настаивал: АЗЛК должен взять за образец иномарку и обязательно переднеприводную.

Все начали сначала. Правда, некоторые наработки по переднему приводу на АЗЛК были, но руководство лихорадочно стало искать зарубежного партнера. На сей раз во Франции.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
«Максимка» — первый вариант переднеприводного «Москвича-2141»

В Москву привезли еще только встающий на производство хэтчбека Citroen BX. Машину в строгой секретности показали лишь очень узкому кругу сотрудников АЗЛК. Их состав, говорят, согласовывал даже парком. Провели и предварительные секретные переговоры. Но, как много позже рассказывали участники тех событий, французы запросили какие-то немыслимые деньги, да еще и потребовали, чтобы за рубежом новый «Москвич» продавали только под маркой Citroen. 

В итоге образцом дял подражания начальство выбрало французский хэтчбек Simca 1307, ставший в 1978‑м Автомобилем года. Конструкторы АЗЛК были от автомобиля не в восторге. Тем не менее, первый образец теперь уже переднеприводного «Москвича-2141» сделали на основе кузова Simca. Заводские остряки прозвали автомобиль «Максимкой». 

Постепенно, но настойчиво инженеры АЗЛК вносили во французскую концепцию изменения, пока не преобразовали ее практически до неузнаваемости.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Ранний опытный «Москвич-2142»

У французской Simca был поперечный двигатель и передняя подвеска на поперечных рычагах. У «Москвича-2141» — двигатель продольный, а подвеска McPherson. В этом смысле 41‑й куда ближе к очень передовому тогда, удачному Audi 100, который нравился советским инженерам гораздо больше французской машины.

МОТОРНАЯ ДРАМА

«Москвич-2141, по сравнению с моделью 2140 заметно вырос. Столь большому автомобиля нужен был, конечно, достойный двигатель. Прекрасно понимая это, и решив, что раз уж автомобиль революционный, то и мотор ему нужен новый, на АЗЛК взялись за создание семейства агрегатом «Москвич-21414». Новые двигатели существовали в опытных образцах и работали не только на стендах, но и на опытных автомобилях. 

Бензиновый мотор с чугунным блоком и алюминиевой имел рабочий объем 1,8 л (82х85 мм), дизельный, сделанный на его основе — 1,9 л (82х89,5 мм). Кроме геометрии — межцентрового расстояния двигатели не имели с 412‑м, практически, ничего общего. В частности, двигатели отличал ременный привод ГРМ. 

Бензиновый агрегат в стандартном исполнении развивал 95 л. с. при 5200–5800 об/мин. Дизельный — при 3900–4500 об/мин выдавал 65 л. с. Оба мотора для начала 1980‑х были вполне современным и имели хороший потенциал для форсировки. Турбодизель, например, способен был выдать около 85 л. с.

Новые моторы хотели делать именно в Москве, не «связываясь» с уфимским заводом. Говорят, потратили уже огромные деньги, но завезли лишь часть оборудования. 

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Унивресал югославской фирмы Progress

Но громкая советская новика 1986 года — «Москвич-2141» пошел в производства с не слишком подходящими для него агрегатами: уфимским двигателем УЗАМ-331 рабочим объемом 1,5 л, мощностью 72 л. с. и ВАЗ-2106 объемом 1,6 л, развивающим 77 л. с. 

Конечно, такое решение считали временным. Но оригинальный московский агрегат в итоге так и не родился. Позднее на 41‑е «Москвичи» устанавливали двигатели УЗАМ с увеличенным до 1,7 л объемом и мощностью в 85 л. с., а также французские агрегаты Renault в 112 л. с. С этим двигателем «Москвич-2141» уже под именем «Святогор» стал, конечно, гораздо динамичней. Но это была уже не та машина, которую планировали за десятилетие до этого. Да и время пришло совсем другое… 

ИЗ НЕИЗДАННОГО

«Москвича-2141» по планам должен был стать лишь первой машиной обширного семейства разнообразных, в том числе очень необычных для СССР машин.

После хэтчбека в производство должен был пойти седан «Москвич-2142». Он был практически готов, но стал участником грустной истории так и не появившихся московским моторов. Директор АЗЛК Валентин Коломников настаивал, чтобы хотя бы седан дебютировал уже с собственным новым двигателем. В итоге седан в том виде, в котором его задумывали так и случился.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Макет «Москвич-2131 Круиз»

Позже, правда, когда очередное руководство завода инициировало создание удлиненных, якобы представительских машин с чудными именами, помимо выросшего в длину хэтчбека «Юрий Долгорукий» появились и седана «Князь Владимир» и «Калита». На них ставили французские двигатели, в том числе мощностью 145 л. с. Но желающих покупать странные, дорогие, да еще и безобразно собранные и скверно обработанные от коррозии стретчи было немного. По сути они стали пародией, а то и карикатурой на задуманный и доведенный уже до ума «Москчич-2142». 

Конечно, «Москвичу-2141» мог бы стать и удобным, просторным универсалом. На АЗЛК об этом, разумеется, думали. Интересно, что такую машину сделали и в Югославии. Фирма Progress проявляла к «Москвичу-2141» особый интерес и, кстати, первой сделала из хэтчбека стретч. Но не в качестве никому не нужного представительского автомобиля, как позже в Москве, а в санитарном варианте. 

Но интерес к 41‑му за границей быстро угас. В Москве в серию пошел лишь пикап «Москвич-2335». А идея универсала переродилась в довольно странный высокий грузопассажирский «Москвичей-2901», пригодный скорее для ремонтных бригад, нежели для личного пользования. Около семисот таких машин собрали в Киеве.

Дизель на 41‑м тоже, все-таки, появился. Но опять же, совсем иной и в других обстоятельствах. « Москвич-21413» предназначали для западных, в первую очередь немецкого рынка. На автомобиль поставили моторь Ford KHD рабочим объемом 1,8 л, мощностью 60 л. с. Но спроса на такую машину на Западе практически не было и большинство дизельных «Москвичей» продали на родине. Где их тоже особо не ждали.

Каким мог быть «Москвич-2141»: неизвестные и нереализованные проекты
Минивэн «Москвич-2139 Арбат» сделали в единственном экземпляре

У 41‑го должна была быть и полноприводная модификация. «Москвич-21416» долго и тщательно проектировали и доводили. Испытывали прототипы с самыми разными трансмиссиями. В итоге выбрали схему с дифференциалом повышенного трения. Но, по сути, серийным полноприводный автомобиль не стал. Если ни считать длинные седаны «Калита» с упрощенной трансмиссией. Таких машин «на коленке» собрали всего примерно полтора десятка.

Наконец, на АЗЛК серьезно работали и над минивэном на базе 41‑го. Кстати, такую машину для московского завода мыслили ведь и на фирме Porsche. В Москве сначала сделали макеты «Москвич-2131 Круиз». Но их признали недостаточно оригинальными. Конец 1980‑х стал воремени бурных фантазий.

Минивэн «Москвич-2139 Арбат» получился куда более оригинальным и даже авангардным. Единсвтенный опытный образец собрали уже в 1991 году. Автомобиль с колесной базой 2730 мм отличал еще и совершенно новый салон с поворотными и легкосъемными сиденьями.

Родились смелые планы организации производства «Арбата» на одном из заводов, входящих некогда в производственное объединение «Москвич» и расположенном в Калужской области. Но время для подобных проектов было уже совсем неподходящее.

«Москвичи» конца 1990‑х — не менее печальная, но отдельная страница в истории многострадального завода. Странные, удлиненные и укороченные изделия тех лет к тому, что задумывали на АЗЛК, отношения имели немного. Но и времена уже были совсем другие: с тех пор, как началась история 41‑го, к тому времени минула уже четверть века…

Редакция рекомендует:






Источник