Автомобильный завод «Урал» открыл в Миассе Учебно-производственный комплекс. Он займется подготовкой рабочих по востребованным на предприятии профессиям с возможностью последующего трудоустройства
Михаил Ожерельев
Последнее время мы все чаще обсуждаем дефицит кадров. Сейчас на рынке соискателя есть трудности при поиске и сроки подбора персонала растягиваются. О том, какие профессионалы сейчас востребованы в автомобилестроении, как растить своих специалистов, «Автопарк» узнал, посетив Учебно-производственный комплекс завода «Урал» в Миассе.

Летом прошлого года в рамках отдела обучения открылась производственная площадка АЗ «Урал» с лицензированными программами по профессиям. Здесь ведется подготовка рабочих по востребованным на предприятии профессиям с возможностью последующего трудоустройства: слесарь механосборочных работ, маляр, оператор/наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, стропальщик. Курс обучения включает теоретическую подготовку в специально оборудованных учебных классах и практическую часть на производственных площадках завода.

Наша экскурсия началась в классе подготовки маляров, где находится виртуальный тренажер покраски с эффектом присутствия.
«Виртуальная система обучения является замечательной заменой традиционным методам тренинга. С нее начинают те, кто никогда не красил и не имеет навыков владения краскопультом», — рассказывает мастер производственного обучения Виктор Фролов. Специалист берет в руки краскопульт, надевает 3D-очки. А мы вместе с ним переносимся в виртуальную окрасочную камеру, наблюдая за покраской капота грузовика на большом мониторе.

«Минимум движения и максимум эффекта. На каждую деталь можно выработать свой алгоритм манипуляци. И тогда будет и скорость, и качество», — делится секретами мастер.
«Принимать на завод людей без опыта – это вынужденная мера?», – спрашиваю я у специалиста. «Здесь в Миассе нет профтехучилищ, выпускающих автомаляров, поэтому мы создаем учебные места для сотрудников с недостаточным уровнем квалификации или вовсе без опыта», — говорит Фролов.

Учебный курс для маляров-новичков, не заключивших договоров с предприятием, длится две недели, включая практику. Дольше учатся работники завода: они совмещают учебу в классе с работой на своих производственных участках. А максимальное число занятий у специалистов, решивших повысить свою квалификацию, например с третьего на четвертый разряд. В любом случае выпускной экзамен серьезный – принимает комиссия с производственных участков.

По окончании обучения люди получают свидетельство государственного образца. «Документ об образовании заносится в реестр ФИС ФРДО – это единственная база данных, которая позволяет в реальном времени проверить наличие документа об образовании у кандидата на работу. То есть люди серьезный документ получают», — говорит руководитель учебного центра Светлана Наумова.
Вместе со Светланой Михайловной мы переходим в класс командного обучения. Оборудование класса напоминает склад: стеллажи с деталями, слесарный инструмент, верстаки для сборки, полки для документации. Здесь проводятся практические занятия по производственной системе. Происходит это так. Люди делятся на команды и выполняют определенный вид заданий, например подбор деталей и сборку автомобильного узла. При этом учитывается время выполнения работы и ее качество.

В лабораторию производительности, именно так называется это учебный класс, регулярно присылают своих сотрудников разные подразделения АЗ «Урал». Работники проходят первую ступень обучения, затем защищают проекты, предлагают интересные идеи по модернизации производства, затем проходят обучение вновь уже на новом уровне, в том числе двигаясь по карьерной лестнице. Действительно, учиться никогда не поздно, а людей мотивировать нужно. «Проект способствует выявлению и развитию потенциальных молодых специалистов, которые в среднесрочном и долгосрочном периоде могут стать будущими руководителями», — говорит Наумова.
Есть в Учебно-производственном комплексе и своя ремзона – помещение напоминает современную грузовую СТО с высоким потолком, кран балкой, наливным полом и большими окнами. Правда, машины здесь не ремонтируют, а проводят тренинги. На отдельных постах размещены шасси, рамы, кабины и основные агрегаты серийных грузовиков АЗ «Урал». Рядом с узлами и агрегатами – слесарный и измерительный инструмент, которым работают на конвейере. Неподалеку – стенд с имитацией систем электрооборудования. Здесь обучают слесарей механосборочных работ, а еще повышают квалификацию автоэлектрики.

В Миасс регулярно приезжают делегации от дилеров. Представители товаропроводящей сети узнают нововведения в коммерческой политике оптовой реализации запчастей к автомобилям «Урал», принципы планирования и исполнения заказов, работу с рекламациями.

А еще завод часто посещают школьники. «Дети многим интересуются, – говорит мастер производственного обучения Виктор Фролов. — Залезть в кабину, посидеть пощупать своими руками им в радость». Возможно, уже в недалеком будущем завод даст этим ребятам первую профессию. Люди, это главные ценности. А с ценностями заводу «Урал» по пути. В Миассе считают новый Учебно-производственный комплекс началом большой системы.
Подписка на рассылку материалов Автопарка