Китайский машиностроительный концерн Sinotruk открыл российское представительство. Цель — комплексная поддержка брендов Sitrak и Howo в регионе. Чтобы восполнить еще имеющийся в отрасли дефицит информации о продуктах и сервисе, журналистов пригласили в Цзинань, где расположена штаб-квартира компании и несколько производственных площадок
Михаил Ожерельев

Мы наблюдаем за тем, что происходит в китайской экономике и социальной жизни с удивлением, и порой не понимаем, что с этим делать. Спустя 10 лет, прошедших после моей предыдущей командировки в Поднебесную, страна кардинально изменилась. Гостиницы-небоскребы, электронные деньги, высокоскоростные поезда, магистральные грузовики на сжиженном метане, фургончики с зелеными номерными знаками (их получают машины на альтернативных источниках энергии), — именно так выглядит современный Цзинань, столица провинции Шаньдун с населением 9,2 млн человек.

Самое яркое впечатление оставила местная индустрия — наукоемкое и технологичное производство. Взять, к примеру, автоматизированный завод по производству тяжелых двигателей, являющийся одним из подразделений Sinotruk. Суммарная мощность двух сборочных линий — 1200 силовых агрегатов в сутки. Наш экскурсовод называет эту площадку заводом «черного света»: в цехах, где производится мехобработка, людей практически нет, потому основное освещение включают только на время экскурсий.

Оборудование и оснастка ни в чем не уступают европейским площадкам MAN, по лицензии которого изготавливают моторы. А сами «мановцы», посещая Цзинань с инспекциями, называют завод эталоном.

Пожалуй, даст фору европейским предприятиям и другое подразделение Sinotruk — новый автомобильный завод Laiwu. Он был построен в 2022 году за рекордные 10 месяцев. Предприятие занимает площадь 504 тыс. м2, где расположены цеха по сборке, литью, сварке, штамповке, покраске, прокатке и лазерной резке, а на производственных линиях работают 289 роботов. Мощности рассчитаны на выпуск 160 тыс. грузовиков в год, с конвейера сходят более 20 моделей и модификаций. Инвестиции в строительство завода составили $1,2 млрд.

Предприятие экспортирует технику в Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку, Среднюю Азию, Россию, Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию.

Для справки: в 2023 году Sinotruk реализовал 231,5 тыс. тяжелых грузовиков, заняв 25,7 % рынка и первое место в отрасли (данные Китайской ассоциации автомобильной промышленности, СААМ). Корпорация является крупнейшим экспортером в своем классе среди других китайских машиностроителей.

СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
Первые грузовые машины от Sinotruk появились в России еще в 2007 году. Постепенно укрепляя позиции на российском рынке, техника поставлялась дистрибьюторами. К необходимости организации работы собственного представительства машиностроительный концерн привел динамичный рост продаж в 2022–2024 годах. Так, если в 2018 году в России было реализовано всего порядка 500 единиц техники, то в 2023 году продажи превысили 30 тыс. грузовиков Sitrak и Howo, а за первые 9 месяцев 2024 года преодолен порог в 20 тыс. машин, что вывело компанию в лидеры среди локальных и зарубежных поставщиков грузовых автомобилей российского рынка.

Масштабная работа локального представительства концерна была запущена в начале 2024 года с целью обеспечения комплексного послепродажного обслуживания клиентов. Команда Sinotruk в России уже насчитывает 30 человек с перспективой дальнейшего роста штата. Структура представительства включает отделы послепродажного обслуживания, гарантии, запасных частей, развития дилерской сети, финансов, логистики и маркетинга. Что касается существующей сети дистрибьюции, она насчитывает более 300 дилерских предприятий в 109 городах России.

Политика Sinotruk в России проста, понятна и повторяет историю рынка комтранса. Вспомним, вначале 2000-х годов многие европейские автобренды заходили к нам через дилеров. И лишь потом организовалась система официальных импортеров, которые выстраивали дилерскую сеть по общим правилам.
ДВЕСТИ СОРОК ДОРАБОТОК
В 2022 году у перевозчиков был ряд нареканий к магистральным тягачам Sitrak С7Н. В подтверждение — цитата из прежних публикаций: «Нельзя сказать, что Sitrak совсем плохой грузовик, но с европейскими машинами его не сравнить».
«К счастью китайские коллеги быстро учатся и чутко реагируют на наши пожелания. Не просто однобоко, а разработав то решение, которое нужно», — рассказал директор по послепродажному обслуживанию Sinotruk в России Михаил Жирнов.
Более 240 доработок и изменений в конструкции и оснащении, внедренных в диалоге с российскими пользователями и дилерами, стали доступны нашим перевозчикам в 2025 году. Причем речь идет о существующей модельной линейке, хотя на пресс-конференции была анонсирована премьера нового грузовика, впрочем, это тема для отдельного материала.

При внесении доработок основной акцент был сделан на экономичность, повышение комфорта водителя, а также надежность компонентов. Например, благодаря интеллектуальному управлению крутящим моментом и оптимизированному программному обеспечению, тепловой КПД двигателя увеличен на 8,7 % при сниженном более чем на 7 % расходе топлива. Заметим, экономичность — это первое, на что обращают внимание руководители транспортных компаний, занимающихся магистральными перевозками.

В коробке передач AMT 8-го поколения собственного производства Sinotruk (предлагается в качестве альтернативы к ZF Traxon) увеличена скорость переключения передач на 75 % , а срок службы мехатроники повышен до 8 млн переключений. В заднем мосту используется модернизированная главная пара с измененной формой зубьев, принудительной системой смазки и масляным фильтром. Рулевой привод получил необслуживаемые шарниры на поперечной и продольной рулевых тягах.

В части комфорта для водителя в кабинах грузовиков Sitrak и Howo реализована дополнительная теплоизоляция. Усовершенствована и система отопления: за счет оптимизации вентиляторов и установки дополнительных воздуховодов под водительским сиденьем и над спальным местом. При этом новая функция полного воздухообмена в кабине три раза в час обеспечит не только комфортную температуру, но и поддержание умеренной влажности.

Установка нового жидкостного автономного подогревателя мощностью 15 кВт позволяет в условиях окружающей среды до –40 °C повысить температуру охлаждающей жидкости в двигателе на 20 °C в течение 10 минут при работе на холостом ходу и включенном штатном отопителе кабины на режим максимального обдува. Также реализована функция дистанционного запуска с расстояния до 50 м.
Российским перевозчикам инженеры Sinotruk рекомендуют выбирать подходящую конфигурацию кабины, исходя из погодных условий в регионе эксплуатации. При температуре до –40 °C достаточно теплоизоляционного слоя и штатного отопителя на 4 кВт. Для более холодных регионов рекомендуется устанавливать жидкостный подогреватель.

Завод-изготовитель провел комплексную работу и над электрическими составляющими транспортных средств. Во всех автомобилях Sitrak и Howo модернизирована проводка, повышена ее надежность. Заменены электрические разъемы — теперь они поставляются компанией TYCO.
Удалось повысить износостойкость лакокрасочного покрытия и антикоррозийную стойкость всего автомобиля. Толщина ЛКП кабины Sitrak увеличена до 100 мкм, кабины Howo — до 60 мм. Усовершенствованы технологические процессы антикоррозионной обработки и покраски. Применяется акриловая краска на водной основе.

В линейке полноприводных машин вскоре появится модификация с функцией отключения переднего моста. На всей технике опционально будут доступны: система мониторинга нагрузки на ось, камеры кругового обзора, 12,3-дюймовый многофункциональный экран, кнопка старт-стоп, бесключевой доступ, датчик света, датчик дождя, управление КП подрулевым переключателем, электронный стояночный тормоз, а также система контроля износа тормозных колодок.

Обновления не обошли стороной и кузова самосвалов. В целях повышения надежности применена U-образная конструкция. Увеличен срок службы кузова за счет использования в его конструкции шведской стали марки Hardox 450 и порошковой покраски. Для российского рынка реализован подогрев кузова отработавшими газами, добавлены боковые усилители, изменена конструкция ступенек.
Важно отметить, что продавая комплектную машину, Sinotruk несет всю полноту гарантийных обязательств как за шасси, так и за надстройку. C 2024 года гарантия для Sitrak составляет два года на автомобиль, один год на силовую линию.
БУДЕТ ПРОЩЕ КОНКУРИРОВАТЬ
Начиная с 2025 года в России поддерживается гарантия на оригинальные запасные части Sitrak и Howo. Проверить оригинальность можно по QR-коду на упаковке.
Вообще, работа представительства по развитию сети послепродажного обслуживания техники направлена на соблюдение единых стандартов, дальнейшего повышения качества и скорости обработки обращений клиентов. Исключая возможность дилерства как «моды», без реального сервиса по многим брендам Sinotruk будет ориентировать своих партнеров на монобренд.

«Мы прекрасно понимаем, что дилеры сейчас не от хорошей жизни хватаются за все подряд, но у нас есть успешные примеры работы наших партнеров только с брендами Sinotruk», — рассказал Михаил Жирнов. Он добавил, что представительство не будет заставлять дилеров отказываться от сервиса тех брендов, которые имеются у них в портфеле. «Мы прекрасно понимаем, что если дилер качественно обслуживает Sitrak, нам проще будет конкурировать с другими брендами», — считает Жирнов.

Весной 2024 года была запущена горячая линия. Ее основное назначение — сервисная поддержка. Оператор выясняет, где машина сломалась, что нужно сделать, далее связывает клиента с ближайшим дилером и предлагает решение. Использование контакт-центра с единым номером удобно для перевозчиков. Ранее такие инструменты активно использовали в России представительства большой европейской семерки.
«Россия является для нашей компании стратегически важным рынком не только по причине высокого спроса на технику, но и потому, что оказывает влияние на рынки соседних стран, формируя там спрос. В настоящее время, когда объемы наших продаж на российском рынке составляют несколько десятков тысяч грузовиков в год, особенно важно присутствовать на рынке системно, поддерживая наших партнеров в лице дистрибьюторов и дилеров, а также конечных пользователей техники. Формирование знания у каждого из них, что за любой поставленной машиной Sinotruk стоит официальное лицо, которое несет ответственность как в гарантийный, так и постгарантийный период, — наша приоритетная задача», — рассказал Юань Сяодун, генеральный директор ООО «Синотрак Рус».

Словом, логику развития компании можно описать так — видим, знаем, прирастаем.
МИР SINOTRUK
Корпорация Sinotruk специализируется на производстве тяжелых грузовиков и спецтехники, а также двигателях, трансмиссиях, других узлах и агрегатах.
Ей принадлежат три зарегистрированные на бирже компании: China National Heavy Duty Truck Corporation Limited, China National Heavy Duty Truck Group Jinan Truck Company Limited (CNHTC) и Zhongtong Bus Company Limited.
Компания CNHTC основана в 1930 году, является правопреемником Цзинаньского автомобильного завода и родоначальником китайской индустрии большегрузных автомобилей. В 1960-м предприятие выпустило первый китайский тяжелый автомобиль — восьмитонный грузовик Yellow River JN150, что стало началом истории Китая, как успешного производителя большегрузных транспортных средств.
В 1983 году здесь был реализован выпуск австрийских тягачей Steyr, став первым проектом по внедрению зарубежных технологий производства большегрузных автомобилей.
2004 год ознаменовался рождением нового поколения самостоятельно разработанных тяжелых грузовиков под маркой Howo, которые вышли на рынок в 2005 году и тогда же были реализованы в количестве более 10 000 единиц. Это стало новым рекордом того времени для китайских тяжелых грузовиков.
В 2007-м CNHTC прошла листинг, и ее акции стали котироваться на Гонконгской фондовой бирже, что создало платформу для международного развития.
В 2013 году компания выпустила на рынок серии автомобилей Sitrak с независимыми правами интеллектуальной собственности, которые возглавили внутренний рынок тяжелых грузовиков. А спустя семь лет, в 2020-м, новое поколение грузовиков национального бренда Yellow River было представлено на зарубежные рынки.
Сегодня CNHTC имеет шесть подразделений по производству автомобилей и восемь по спецтехнике. Функционирует пять сборочных площадок: Цзинаньский отдел по производству двигателей, компания Hangfa, Цзинаньский отдел по производству трансмиссий, компания по производству КП и компания Big Gear. Работает несколько отдельных предприятий в сегменте запчастей и в сфере финансовых услуг.


Возвращаясь к Sinotruk, она владеет суббрендами, такими как Yellow River, Howo, Sitrak и др., наиболее полно охватывая классы мощности, грузоподъемности и формы привода в китайской индустрии тяжелых грузовиков. Корпорация располагает аккредитованными государством технологическими центрами. Национальный центр инженерных и технологических исследований тяжелых транспортных средств и Национальный центр контроля качества, инспекции и тестирования тяжелых транспортных средств имеют обширные возможности для проведения комплексных разработок и испытаний коммерческого транспорта и отдельных узлов и агрегатов.

Компания имеет 89 представительств по всему миру с общим штатом свыше 30 тыс. человек, а также 226 торговых отделений. Кроме производственных площадок в Китае, Sinotruk основала 29 зарубежных совместных сборочных предприятий за пределами страны, общая производственная мощность которых превышает 50 тыс. автомобилей в год.
Подписка на рассылку материалов Автопарка