Как россияне принимают решение о покупке автомобиля?

В исследовании приняли участие 2 000 покупателей и продавцов автомобилей. В результате опроса женщин и мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, жителей городов с населением от 100 тыс., аналитики выяснили, где и как россияне покупают подержанные автомобили.

Причины покупки автомобиля

Согласно результатам опроса, автомобиль чаще всего покупался по личным причинам, среди которых изменение размера семьи, смена места работы, желание избежать общественного транспорта из-за пандемии – это отметили 40% опрошенных. Среди других причин покупки личного транспортного средства – замена предыдущего автомобиля, который устарел (29%), достиг порога по пробегу (23%), или же если автолюбителю просто понравился другой (26%). Отвечая на вопрос о причинах покупки автомобиля, 22% респондентов сослались на финансовые мотивы: например, упала цена на автомобиль, который хотели приобрести, или изменился размер доходов.

Если говорить об эмоциональной стороне принятия решения о покупке автомобиля, то здесь россияне чаще всего отмечали возможность оптимально организовать свою жизнь (быстрее добраться, не ждать транспорт и т.д.) (70%). 64% опрошенных сообщили, что автомобиль дарит им удовольствие и чувство комфорта, а для 60% россиян – это возможность проявить заботу о своей семье. 52% в качестве  причины также указали, что автомобиль позволяет им избежать стресса в общественном транспорте.

Выгода и прозрачность

В первую очередь при покупке личного авто наиболее важны выгодность и надежность сделки. Так, например, 59% россиян отметили, что они стремились найти наиболее выгодное предложение, 47% хотели найти автомобиль с прозрачной историей владения и эксплуатации. На третьем месте по важности – 37% – стояла чистота сделки, а 25% отметили, что хотели купить автомобиль максимально быстро, в короткие сроки.

В ходе исследования эксперты попросили также назвать топ-5 важнейших характеристик при выборе автомобиля. В результате на первый план вышли общие характеристики: надежность автомобиля (54%), технические характеристики (мощность двигателя) (42%), безопасность (40%). Важным критерием выбора автомобиля является также его стоимость: 56% опрошенных отметили значимость цены и 44% стоимость содержания автомобиля (расход, налоги, страховка, сервис и т.д.). Причем важность цены растет с возрастом: только 36% молодых покупателей отметили важность этого параметра в сравнении с 76% людей в возрасте старше 45 лет. 38% респондентов также придавали  значение комфорту, а 31% дизайну.

Примечательно, что безопасностью автомобиля больше всего обеспокоены молодые женщины в возрасте 20-34 года: 48% представительниц женского пола в этом возрасте отметили важность этой характеристики против 39% в среднем по выборке, а на технические характеристики больше всего обращали  внимание женщины 35-55 лет: 55% против  42% в среднем среди всех мужчин и женщин.

Есть ли разница при выборе автомобиля женщиной и мужчиной?

Исследование показало, что женщины в возрасте от 20 до 34 лет значительно чаще покупают автомобиль по причине, связанной с изменениями в семье (брак, появление детей, развод и и.д.) (25% молодых женщин против 16% в среднем по всем опрошенным), а также что среди факторов выбора автомобиля женщины чаще называют стремление избежать стресса в общественном транспорте (59% женщины и 44% мужчины).

В результате опроса также выяснилось, что женщины приобретают относительно более возрастные автомобили: средний возраст приобретаемого автомобиля с пробегом женщиной составляет 9,4 лет, мужчиной – 7,7 лет.