Для начала напомним, что жигули советских времен потребляли примерно 8-10 литров на сотню. Волга ГАЗ-24 или ГАЗ-2410 запросто поедала 13-15литров. Однако обладатели волжанок не обращали на это внимания: главное, что все видят, на чем ты ездишь! Раз смог купить машину по цене двух Жигулей, значит и деньги на бензин найдутся…

Редакция
Впрочем, попытки снизить на Волге расход все-таки были. Самая забавная идея подразумевала рассверливание топливных жиклеров в карбюраторе и установка перед ними регулировочного устройства в виде двух иголок, способных менять их сечение. Расход действительно снижался, но вместе с ним падала мощность и динамика машины. Поэтому даже таксопарки, подхватившие идею, вскоре отказались от нее.
Основная масса автовладельцев, желавших снизить расход топлива, ездила на жигулях. Самое популярное решение – переход на 76-й бензин вместо 93-го. Обычно для этого понижали степень сжатия двигателя путем установки дополнительно прокладки. Другое решение – замена пружины в распределителе зажигания. Самые отчаянные головы просто устанавливали более позднее зажигание. Кстати, со временем в продаже появились электронные октан-корректоры.
Конечно, проще всего было приобрести что-то готовенькое: например – необычные свечи зажигания. Подобные изделия то и дело появлялись в продаже даже после развала СССР. Названий было много: «Чудо-свечи», экосвечи «Плазматрон», электродинамические свечи зажигания «ЭКОС» ПЛ-1, свечи «Бугаец». Последний вариант поражал своими рекламными обещаниями: например, при скорости в 200 км/ч (ого!) расход топлива должен был снизиться в три раза! Впрочем, многие верили. Во всех случаях отличие свечей от обычных состояло в очередном издевательстве над электродами: в них просверливали дырки, распиливали вдоль, устанавливали цилиндрический экран, убирали боковой электрод и так далее.
Популярнее доработанных свечей были только магниты. Лидировало по наглости обещаний устройство Автомобильный Синтезатор Катализатора (АСК). Веселый автор идеи обещал 450 тыс. км без капремонта, увеличение фактического литража мотора с 1500 до 1700 кубиков, переход на «восьмидесятый» бензин, снижение СО, СН и дымности в 1,5 –5 раз, экономию топлива до 14%, повышение октанового числа на 2-5 единицы для «классики» и 2-3 для «переднеприводных». По сути это были две коробочки – черная и красная, которые надо было поочередно подключать к топливопроводу.
Пример попроще назывался магнитотрон. Обычный магнитик был снабжен пластмассовым браслетиком, позволявшим закреплять его хоть на бензопроводе, хоть на домашней газовой трубе. В обоих случаях обещалась экономия расходов.
Забавные изделия «Усилители искры УИ-100» представляли собой конденсаторы, наворачиваемые сверху на свечи зажигания. Было обещано усиление искры, позволяющее ездить на обедненной смеси и на низкооктановом бензине. Изобретатели не поняли, что, увеличивая длительность емкостной фазы разряда, мы автоматически «обрезаем» его «главную», индуктивную часть. Короче говоря, станет только хуже.
Самым наглым обманом можно было считать устройство Car Up, которое требовалось опустить в расширительный бачок системы охлаждения. Каким-то мифическим образом оно должно было воздействовать на антифриз, улучшить его текучесть, а в итоге снизить расход горючего. Ну-ну: блажен, кто верует…
Таким образом, единственным, реально действенным способом снижения расхода топлива из перечисленных можно считать понижение степени сжатия мотора. Хотя продвинутые водители всех времен прекрасно знали, что прекрасные результаты дает определенный стиль езды, без резких разгонов и торможений, а также без излишне высоких скоростей.
