Ситуацию в отрасли цветных металлов, используемых при производстве современных электрических транспортных средств, обрисуем вместе с экспертами, и заодно покажем, что прогнозировать что-либо здесь – гиблое дело. Потому что у каждой «химии» свои «фишки» («приколы», как Вам угодно), а меняется здесь все очень стремительно.
Роман Прокопенко
Восходящий тренд спроса на металлы, такие как медь, активно используемую в современных электромобилях, сегодня сохраняется на стабильном уровне, и даже развивается в сторону увеличения, несмотря на некоторые сомнения в отрасли, которые вызваны известным замедлением продаж EV на большинстве мировых рынков, — продажи «электричек» замедлились в последнее время по ряду причин, включая недостаточную инфраструктуру для зарядки и опасения рынка по поводу ликвидности автомобилей на электротяге.
— Рост продаж электромобилей замедляется, но продажи все еще растут. Они различаются от региона к региону, но общий рост сильный, а спрос на металлы носит здоровый характер, — говорят эксперты отрасли.
По данным консалтинговой компании Rho Motion, Великобритания, продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) по всему миру выросли на 32% в прошлом году, до 13,63 млн единиц, в то время как в I и II кварталах этого года продажи снизились на 25% и выросли на 22% соответственно по сравнению с предыдущими кварталами.
Теперь конкретно что мы наблюдаем в отрасли производства металлов. Медь используется в электропроводке электромобилей. Она также используется в аккумуляторах, которые, как правило, содержат литий и, в зависимости от особенностей химического состава, никель и кобальт:
— В химии LFP (литий-железо-фосфат, подтип литий-ионных батарей) за последние годы были достигнуты впечатляющие технологические достижения. Некоторые аккумуляторы LFP могут давать автомобилю возможность проезжать и 1000 километров, а некоторые способны заряжаться до 80% всего за 10 минут, — такое заявление сделал руководитель отдела очищенных металлов крупной отраслевой компании IXM, специализирующейся на торговле сырьевыми товарами из цветных металлов.
Нужно понимать, что LFP-батареи для электрокаров были разработаны для рынка Поднебесной, чтобы обеспечить более дешевую альтернативу никель-кобальт-марганцевым (NCM). Но главное состоит в том, что раньше аккумуляторы LFP (литий-железо-фосфат) не могли использоваться для дальних поездок, а теперь, как видим, они используются!
Эксперты, резюмируя краткий обмен мнениями, делают следующее замечание:
— Многие люди считают, что спрос на аккумуляторы в странах Запада по-прежнему будет в основном на NCM (никель-кобальт-марганцевые), хотя бы из-за более высокой ценности переработки батарей NCM-состава.
— Перерабатываемость — очень важный фактор для автопроизводителей при принятии решения о том, какие химические вещества использовать.
Итак, в секторе электромобилей свое «золото», — не обязательно то, что блестит. А поскольку индустрия электромобилей все-таки достаточно молодая, то существует большое множество переменных, включая непосредственно химические составы аккумуляторов, и поэтому прогнозирование спроса на тот или иной металл — это настоящая игра «в угадайку».
Сейчас мы видим одну картину, глядишь, производители «электричек» вместе с учеными уже завтра увидят «жилку» в чем-то новом. Так что, еще раз, электрокар — это не только его ключевые компоненты и сама машина с ее характеристиками, стоимостью, оснащением и проч. Это еще и «база», например, сама отрасль металлов — очень важная отрасль для всей индустрии. За ней тоже стоит понаблюдать — так или иначе, нам с этим потом жить.