«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию

Это воспоминания о временах, когда каждый иностранный автомобиль привлекал к себе внимание зевак, а жизнь русских людей вызывала неизменное удивление у наших зарубежных гостей.

Денис Орлов

Мысль написать этот пост возникла после знакомства с экспериментальным документальным фильмом «Hallo, Maskava!», снятым в 1966 году выдающимся латвийским фотографом Гунаром Бинде. В его фильме столица нашей Родины представлена не хроникой, а чередой меняющихся фотографий. Объектив то наезжает на снимки, то отдаляется, и в сочетании с монтажом все вместе задает сюжету потрясающую динамику. Словом, ничего общего со слайд-шоу, заполонившими сегодня Рунет.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Кадр из фильма Гунара Бинде «Hallo, Maskava!». Многие автомобили, приезжавшие в СССР, как этот Fiat-850, несли на себе надписи и различную символику. Советским автомобилистам подобное строго запрещалось.

В фильме Бинде оказалось неожиданно много автомобилей. Хотя, почему — неожиданно? В те годы иностранный автомобиль на улицах столицы приковывал к себе всеобщее внимание. Вокруг какой-нибудь экзотической машины моментально вырастала толпа зевак. А на чем только не приезжали в Советский Союз! Даже на старой германской пароконной военной телеге, в которую пятеро голландцев впрягли — нет, не тяжеловозов-трекпаардов, а новенький трактор ДТ-20 производства Харьковского завода.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Рекламный плакат «Интуриста» на шведском, начало 1930‑х.

Вообще, на 1960‑е пришелся пик интереса к нашей стране. Хотя «Интурист» был создан еще в 1929 году. Но тут Гагарин, атомный ледокол, реактивный лайнер, «Летят журавли», а также балет, шахматы, художественные экспозиции!.. Ну, а начиналось автомобильное туристическое паломничество в нашу страну еще до революции.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Itala 35/45 HP выпуска 1907 года и полноприводные машины сопровождения: Alfa Romeo 33 Sport Wagon, Lancia Delta XF Integrale, Fiat Ducato 4×4, IVECO ACM 80, IVECO 40‑10WM и пара Fiat Panda 4×4. Кроме того, в эскорте шел переднеприводный Fiat Tipo. В таком составе в 1989 году караван преодолел около 22 000 км по Евразии.

ХХ век не мог стать веком больших географических открытий, однако без сомнения его можно признать веком дальних сухопутных путешествий. 10 июня 1907 года от ворот французского посольства в Пекине пять автомобильных экипажей стартовали в Париж. Инициатива пробега принадлежала французской газете La Matin, а призом служила полуторалитровая бутыль шампанского Mumm. Путь экипажей пролегал в том числе и по России. Журналист Луиджи Бардзини, член экипажа итальянского автомобиля Itala 35/45 HP, выпустил путевые заметки «Из Пекина в Париж за 60 дней» — их в 2020 году стараниями итальянской шинной компании Pirelli издали на русском.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Thomas Flyer в 1908 году, как и до него — Itala часть пути проделал прямо по рельсам Китайско-Восточной и Транссибирской железных дорог. Машины включали в расписание поездов, а в экипаж подсаживали железнодорожного чиновника. Начальство Транссиба даже учредило приз в $1000 тому экипажу, что прибудет в Читу первым.

Чего стоит одна история с пермским мужиком по имени Николай Петрович, срубившим топором для «Италы» новое колесо взамен рассохшегося! Итальянцы настолько впечатлились, что колесо это выставляется в туринском музее имени Карло Бискаретти ди Руффиа рядом с самим автомобилем.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Мемориальный столб, врытый у визит-центра «Байкал заповедный» в память о том, что через эти места (порт Танхой и Байкальскую паромную переправу) проходили маршруты трансконтинетального пробега «Пекин — Париж» 1907‑го и межконтинентального пробега «Нью-Йорк — Париж» 1908 годов.

По следам «италы» в 1908 году пройдет еще более протяженный пробег из Нью-Йорка в Париж. По мотивам этого приключения затем снимут кинокомедию «Большие гонки», едва не завоевавшую Гран-При Московского кинофестиваля 1967 года. Вообще, трансконтинентальные и межконтинентальные пробеги мало кого оставляли равнодушным.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Американский экономист Фрэнк Уитсон Феттер прибыл в СССР по линии «Интуриста» в 1930 с целью изучения русского языка. Жил в Казани, путешествовал по Волге, побывал в Тифлисе и Баку. Здесь он рядом с арендованным Ford Model A roadster в Баку.

Второго февраля 1989 года из Пекина стартовал целый караван, возглавляемый той самой «Италой» из музея, предварительно капитально отремонтированной. Поскольку авантюру спонсировал Fiat, маршрут слегка изменили, с прицелом на потенциальные азиатские рынки. К тому же, значительная часть исторического маршрута пролегала по местам, закрытым для посещения иностранцев. К слову, в ноябре 1930 года СССР отказал в визах участникам трансконтинентального La Croisiere jaune («Желтого рейда») вездеходов Citroen-Kegress, хотя участники намеревались всего лишь пересечь русский Туркестан.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Это не кадр из кинокомедии «Королева бензоколонки» (киностудия им. А. Довженко, 1962), а снимок Томаса Хаммонда, сделанный им в Москве на Цветном бульваре. Автомобиль — Cadillac Fleetwood Series 75 limousine 1955 года (в кинокомедии — Cadillac Series 62 sedan 1956 года).

9 июня 1989 года возглавляемый «Италой» караван зарулил на охраняемую стоянку гостиницы «Спутник» в Москве. Затем состоялся торжественный проезд «Италы» по столице в сопровождении автомобилей из московского клуба «Следопыты автомотостарины», визит в Музей АЗЛК, званый ужин. 13 июня состоялась фотосессия на Васильевском спуске у Кремля. Событие! Пробег по советской территории обеспечивало внешнеторговое объединение «Совинтерспорт». Интересно, что событие довольно широко освещали в советской печати. Так, «Вечерняя Москва» рассказала о пробеге аж три раза! (Хотя, журналисты «вечерки» почему-то пребывали в убеждении, что в 1907 году пробег двигался в противоположном направлении, из Парижа в Пекин.)

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Француз Раймон Меомандр на микроавтомобиле Vespa 400 с 18 августа по 7 сентября 1958 года преодолел 7214 км из Парижа в Москву и обратно за 116 часов 56 минут. Vespa 400 — далеко не самый маленький из автомобилей, на каких приезжали в СССР. Были также Subaru 360 и Messerschmitt KR200.

Тема оказалась на удивление заразительна! Начались чуть ли не ежегодные туристические ралли ретро-автомобилей из Пекина в Париж. 19 октября 2015 года в городе Киров (бывшей Вятке) поставили бронзовый муляж Itala 35/45 HP — неизвестно, чья больше это была инициатива, фирмы Pirelli, державшей в Кирове шинный завод или либерального губернатора Никиты Белых. (Самое интересное, в саму Вятку в 1907 году «Итала» не заезжала.) А 13 октября 2018 года возле визит-центра «Байкал заповедный» установили памятный столб с табличкой, указывающей, что здесь проходили пробеги 1907 и 1908 годов.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Голландские филологи Лео Стилле и Франс Суассо, медик Тони Ладан, географ Тео Керстен, биолог Петер Фредерик при поддержке газеты Utrechtsch Nieuwsblad 14 июля 1966 года выехали из Утрехта, а 8 августа со скоростью до 16 км/ч дошлепали до Москвы.

До революции соизволения на проезд по России приходилось испрашивать у генерал-губернаторов. И даже великий князь Сергей Николаевич Романов подключался — сам был страстным автомобилистом и попечителем Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК). Еще строже стал порядок свободного перемещения иностранцев по СССР. Для них было открыто не так много автомобильных дорог. Наиболее известные: через Выборг в Ленинград и Москву, через Брест в Минск и Москву, через Ужгород — на Киев и, опять же, в Москву. Разрешалось прокатиться по республикам Прибалтики (в Калининградскую область — ни-ни!), по Черноморскому побережью Крыма и Кавказа. Рекомендовалось заблаговременно обзавестись карманным путеводителем. Такие со знанием дела составлял Виктор Луи, загадочная личность, обладатель, как он сам шутил, второй, после Брежнева, коллекции иномарок.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Ленинград. Стоянка напротив гостиницы «Астория». Путешественники не только водрузили на крышу своего Mercedes-Benz 220 S b (W 111/2) раздвижную палатку, но и оборудовали креплением для мотороллера. У автомобиля — транзитный номер ФРГ.

Одна такая трасса пролегала мимо города Золочев, где мне довелось служить. По ней трудящиеся из соцлагеря весело катили на Златни-пясыцы в Болгарию или еще куда подальше. Машин разных я насмотрелся! Мой взводный, плечистый забойщик с Донбасса, повесив «калашников» на грудь, невозмутимо выходил на середину шоссе и заявлял ошалевшим интуристам: «Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
У интуристовской гостиницы «Астория» всегда можно было увидеть интересную западную технику. Это было одно из любимых мест мальчишек с фотоаппаратами. Mercedes-Benz O 302 — не просто автобус, а тягач «ротеля», «гостиницы на колесах». Фирма Rotel Tours было основана в ФРГ в 1945 году и существует по сей день.

Пример общения с интуристами подали советским гражданам еще Илья Ильф и Евгений Петров. Помните, как по пути из Удоева в Черноморск Остап Бендер за 200 рублей загнал (не без помощи переводчика «Интуриста») двум гостям в «Кадиллаке» рецепт первача?

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
А это прицеп, своего рода «капсюльный отель». Днем туристы едут в автобусе, ночью — спят в его прицепе. Идею предложил Георг Хельтль, а первый прицеп построила в 1959 году мастерская Nikolaus Hecka в городе Роттальмюнстер.

Отношения к гостям нашей страны регламентировались открытым законом «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и секретным постановлением Совета министров «о правилах пребывания иностранных граждан в СССР и правилах транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР» (формулировка менялась год от года).

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Mazda Familia Coupe Масаси Нии, японца, боровшегося за запрет ядерного оружия и пережившего бомбардировку Хиросимы. Снимок сделан в Будапеште, на пути в СССР.

Наплыв иностранных туристов породил необычное явление. Сегодня его назвали бы автоспоттингом. Мальчишки фотографировали иностранные машины, эти снимки коллекционировали, ими обменивались. Еще бы, когда иномарок на наших улицах было меньше, чем сегодня самолетов западных авиакомпаний в небе.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Андре Ситроен (в котелке) встречает Франсуа Леко (по правую руку от него) и Мориса Пено (по левую руку) по возвращении из пробега в Москву, длившегося с 26 сентября по 4 октября 1934 года. 3200 км до столицы СССР были преодолены за 70 часов.

Ощущение открытости общения, окрепшее после международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, оказалось лишь иллюзией. Многие «споттеры» пострадают за свою наивность. Мальчишку мог подозвать к себе милиционер, попросить дать посмотреть фотоаппарат, а потом будто нечаянно выронить камеру на асфальт. И не доказать было ничего, и пожаловаться некому.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Голландские, французские и бельгийские владельцы Citroen Traction Avant перед стартом пробега в Москву, 1984 г.

Далеко не все приезжали в нашу страну из-за жажды приключений. Масаси Нии, владелец небольшой электромастерской из города Хиросима, продал дело, приобрел Mazda Familia Coupe и весной 1967 года отправился в кругосветку с единственной целью — поведать миру о жестокой атомной бомбардировке, в которой ему удалось выжить. В каждой стране он устраивал выступления, развешивал леденящие кровь фотографии последствий взрыва 6 августа 1945 года. 240 тысяч погибших, 300 тысяч облученных. За четыре года Нии-сан намеревался проехать по 58 странам. Добрался ли он в итоге до США, неизвестно. Нии-сан был одним из немногих японцев, прямо называя американцев виновниками этого ужаса — меня всегдаз поражала поразительная забывчивость его соплеменников, когда заходил разговор об атомных бомбардировках. Разумеется, ни словом о бомбах не упомянули в 1990 году участники рекламного пробега на «маздах» из Хиросимы через СССР в Берлин, устроенного журналистами германского журнала AutoBild.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
О приезде в Москву внука основателя фирмы Société des Ateliers de Constructions d’Automobiles Turcat, Méry et Cier написал журнал «За рулем» в №10 за 1966 год.

Европейские клубы любителей Citroen Traction Avant в июле 1984 года устроили грандиозный пробег «траксьон-аванов» в Москву, отдавая таким образом дань уважения Франсуа Леко — скромному владельцу придорожного кабачка в Роштайе-сюр-Сон и большому энтузиасту марки Citroen. С 22 июля 1935‑го по 26 июля 1936 года на своем 11A Légère мосье Леко намотал 400 134 км. А в качестве разминки с 26 сентября по 4 октября 1934 года на пару с механиком Морисом Пено на другом «траксьон-аване», модели 7S, он проехался из Парижа в Москву и обратно.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
8 июня 1989 года. Мотель «Солнечный» на Варшавском шоссе в Москве. Президент Antic Car Club de Catalunya Хосе Басконес Альмето и заместитель председателя правления клуба «Следопыты автомотостарины» МГС ВДОАМ Леонид Александрович Круглов. Пробег Барселона — Москва — Ленинград протяженностью свыше 4000 км в клубе ACCC до сих пор считают одним из лучших достижений.

На старинном автомобиле в Москву? А чем он хуже трофейной телеги? Пожалуй, первыми, кто открыл это туристическое «ретро-направление», стали в 1966 году французы Оливье Тюрка и Мишель Обер. Они прикатили в Первопрестольную на лимузине Turcat-Méry 25 CV Double-Berline 1908 года. Устроить путешествие помог не кто иной как президент Федерации автоспорта СССР, ректор МАДИ профессор Леонид Леонидович Афанасьев. Гости подчеркивали, что той же моделью в 1908‑м воспользовался для аналогичной поездки знаменитый пионер авиации и моторизма Анри Ружье. Но советских граждан, конечно же, больше привлекла информация, что машиной той же марки какое-то время пользовался Ленин.

«Эншульдиген зи, битте, айн сигареттен!»: как иностранные автопутешественники приезжали в СССР и Россию
Принц Майкл Кентский за рулем исторического Bentley. Этот снимок, сделанный лучшим автомобильным фотографом нашей страны Александром Васильевым ему особенно понравился. Оказавшись в Лондоне, Васильев не преминул заглянуть в Кенсингтонский дворец, чтобы вручить Их Королевскому Высочеству приглянувшееся фото, чем немало озадачил охрану.

С началом Перестройки западных любителей старинных автомобилей как кипятком ошпарило. Едва сходил снег, как они поворачивали радиаторы в Россию: поодиночке, группами, а то и колоннами в сотню машин. Апофеозом стал благотворительный пробег британского клуба Bentley «Навстречу 300‑летию Санкт-Петербурга», возглавляемый Их Королевским Высочеством принцем Майклом Кентским, двоюродным братом королевы Елизаветы Второй и седьмой водой на киселе (по материнской линии) Николаю Второму. 14 старинных Bentley из элитного Benjafield’s Racing Club прибыли 18 мая 2003 года в Екатеринбург, на место убиения царской фамилии, 30 мая добрались до Москвы, а 2 июня финишировали в Санкт-Петербурге. Ни одна из машин, самой младшей из которых на тот момент было 62 года, не подвела!

Давно уже появление иностранных автомобилей на наших улицах не вызывает у граждан былого ажиотажа. Было в том интересе что-то от любопытства аборигенов к кораблям Джеймса Кука. Времена изменились. Оно и к лучшему.

Редакция рекомендует:






Источник