Электромобили: будущее уже с нами

В Европе, как прогнозируют аналитики, в 2021 году будет продано 1,17 млн электрифицированных машин. Сравните этот результат с продажами 2018 года, когда в Старом Свете было реализовано только 198 000 таких машин. В 2021 году в период с апреля по июнь каждый 12-й проданный в Европе автомобиль, работал только от АКБ, а если учесть и машины с гибридным приводом, — то и каждый третий.

Несмотря на активный рост спроса на электромобили, на данный момент они составляют только 1% от всего объема мирового парка легковушек. Как пишут в Bloomberg, в ближайшие четыре года четверть автомобилей, проданных в Китае, будут электрическими. Доля таких машин в продажах на авторынке Германии вырастет до 40% в тот же период. Согласно прогнозам аналитиков, продажи электромобилей на мировом авторынке к 2025 году составят 10,7 млн ед., а к 2030 году — вырастут до отметки в 28,3 млн шт.

В 2020 году прогнозируется новых скачок в продажах электромобилей. Актуальные опросы показывают, что почти 40% потребителей готовы приобрести электромобили. И более того: 77% опрощенных автомобилистов, которые уже владеют электрокарами, готовы приобрести снова автомобиль такого типа.

В начале 2021 года руководство компании Polestar огласило амбициозные планы по развитию в сегменте электромобилей. Однако вскоре эти планы пришлось пересмотреть. Спрос на «электрички» увеличивался настолько быстро, что Polestar пришлось скорректировать свои целевые показатели. И как известно дилеры Polestar — компании, которая еще 4 года тому назад использовала высокоэффективные классические ДВС — проводят только на рынке Великобритании около 1000 тест-драйвов электрифицированных машин ежемесячно. До недавнего времени многие автомобилисты воспринимали электромобили как атрибут  будущего, но уже сейчас многие легко допускают тот факт, что их следующий автомобиль, возможно, будет электрокаром.

Но дело не только в смене потребительских предпочтений. Не стоит забывать, что для экономик многих стран автомобилестроения является одной из основных отраслей. И поэтому тренд к распространению транспорта на электроприводе влечет за собой глобальные перемены во многих странах мира, начиная от сокращения рабочих мест, заканчивая изменениями в городской среде.

Чтобы понять, насколько эти изменения критичны для автопрома, переход от машин с классическими ДВС к электромобилям можно сравнить с переходом от лошади к машинам. Именно такое сравнение приводит генеральный директор компании Electricbus Энди Палмер, ранее работавший в Nissan и имевший непосредственное отношение к запуску первого серийного электромобиля японской марки Nissan Leaf.

Если разбираться с трендами подробнее, нельзя не упомянуть и тот факт, что теперь гиганты автомобильной отрасли стали активно заниматься разработкой электромобилей. А еще недавно это была «вотчина» в основном Tesla и нескольких китайских компаний. Все изменилось настолько, что например, количество новых бензиновых машин, дебютировавших на автосалоне в Мюнхене в сентябре, было минимальным.

В McKinsey подсчитали, что с начала прошлого года в отрасль разработок электрифицированных авто разные компании инвестировали совместно более 100 млрд долларов. И этим, конечно же, все не ограничится. Согласно подсчетам AlixPartners, в течение ближайших пяти лет сумма таких инвестиций возрастет до 330 млрд долларов.

Многие автопроизводители решились на крайности и заявляют, что готовы полностью отказаться от производства автомобилей с ДВС. Так, например, Mercedes-Benz планирует с середины текущего 10-летия начать переводить свои сборочные мощности на производство электрокаров.

Но что в принципе вызвало столь глобальные изменения в автомобильной отрасли? В этом случае стоит говорить о комплексе причин. Непоследнюю, а скорее, и главную роль здесь сыграли ужесточившиеся в Европе требования по выбросам вредных веществ. Вскоре после принятия новых стандартов, а именно, в 2020 году, согласно данным LMC Automotive, в ЕС было продано около 743 тысяч электрифицированных машин. И это несмотря на продолжительные локдауны. Этот объем продаж оказался в двое больше результата за 2019 год, а также заметно больше, чем количество, реализованное за предыдущие три года. 

Стоит напомнить, что экологические требования и стандарты в отношении машин с ДВС и дальше будут только ужесточатся. Что, конечно же, будет стимулировать развитие отрасли электромобилей. На эти тенденции уже начали реагировать разные страны. Так, например, Великобритания заявила о намерении полностью прекратить продажу машин с классическими ДВС к 2035 году. Норвегия рассчитывает реализовать такой же план еще раньше, к 2025 году. В ЕС обсуждается возможность ввести запрет на продажу машин с ДВС с 2035 года.

Другая причина роста продаж электромобилей заключается в том, что они стали более доступными, более производительными и более привлекательными для ежедневного использования. Заметно, что модель электромобиля стала в среднем быстрее проходить путь от концепта до серийной реализации. Можно, возразить, что некоторые электромобили все равно оказываются более дорогими при покупки, чем обычные машины. Да, но эта разница обычно с лихвой компенсируется сокращением эксплуатационных затрат. Кроме того, во многих странах приняты и действуют на правительственном уровне долгосрочные программы субсидирования покупки электромобилей.

По данным AlixPartners, на мировом авторынке в настоящее время представлено около 330 моделей «чистых» электромобилей, а также гибридов. А еще пять лет назад их количество составляло 86 шт. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году на глобальном рынке будет продаваться более 500 моделей электромобилей.

Но среди оптимистов и тех, кто считает, что будущее автопрома за электромобилями, есть и те, кто проявляет большую осторожность в заявлениях и прогнозах. Некоторые аналитики и эксперты журнала Auto3N считают, что большая часть потребителей пока еще не готовы «переключаться» с классических машин на электрокары.

Интересное мнение высказали в BMW: «Если к 2030 году до 50% авторынка Европы будут составлять электромобили, то останутся еще 50% рынка, который также будет требовать обслуживания. Кстати, в BMW действуют достаточно осмотрительно. Баварская марка запланировала к 2030 году выпустить к каждой свой классической модели версию с электроприводом или версию «чистого» электромобиля. Нельзя не отметить и сдерживающие факторы. Ведь несмотря на то, что рынки электромобилей в Европе и Китае растут весьма впечатляющими темпами, развитие этих рынков (а также других) во многом зависят от государственных субсидий.