В один момент в будущем производители научатся «отключать» свои автомобили, блокируя их функции подключения, сетевые сервисы и даже, возможно, жизненно важные функции – удаленно. И далеко за первыми «тревожными звонками» ходить не требуется – к электромобилям Zeekr с текущего месяца добавились электрокары бренда Avatr. Но так ли это страшно на самом деле, и действительно ли запрет грозит чем-либо российским владельцам популярных электрокаров?
Роман Прокопенко
Стало известно, что электромобильный бренд Avatr компании Changan, который в следующем году должен в официальном порядке выйти на российский рынок, начал блокировать свои автомобили за рубежом. Запрет касается только тех машин, которые предназначены для внутреннего рынка Китая и вывозились при этом дилерами в другие страны.
Сама по себе блокировка означает отключение у автомобилей Avatr различных сетевых функций, функций подключения, и ряда других технологий и опций. Ожидается, что, поскольку до настоящего момента китайские электромобили бренда поставлялись в РФ также по «серым» схемам, то и у нас такие машины будут превращаться «в кирпич».
Если вспомнить, то аналогичный запрет ранее в этом году вводил и другой популярный в России бренд электромобилей из Поднебесной — Zeekr. И с того момента ничего существенного не произошло: «карета» не превратилась в «тыкву», и подобные новости с кричащими заголовками все-таки стоит оценивать очень критически.
Ведь если разобраться, то, например, на предыдущие запреты по «Зикру» нашлись решения, и с тех пор, как нам известно, ни одна машина китайского бренда не стала «бесполезной игрушкой». Максимум проблем — это неприятности с мультимедиасистемой, и с ними бороться у нас уже умеют.
Но гораздо важнее обратить внимание на следующий момент: как показывает практика, сегодня новые авто становятся все более «напичканными» разнообразной электроникой, и эта электроника — все более сложной, с более сложным доступом к ней.
Так что, скорее всего, недалек тот день, когда большей частью функций автомобиля производитель сможет управлять удаленно — и в случае необходимости и вовсе блокировать ключевые системы, а то и весь автомобиль. Скажем, за какое-нибудь нарушение… А сейчас это, по вполне понятным причинам, особенно актуально для дорогих электрокаров, чьи электронные «мозги» связаны с материнскими серверами компаний-производителей.
Слава Богу, на наших УАЗах хоть блокировать нечего — езди себе, и не переживай. Ну или на Ладах. Перспектива выглядит не очень светлой.