Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01

Первый электрический перронный автобус, разработанный и изготовленный Минским автозаводом, проходит тестовую эксплуатацию в аэропортах. Что он из себя представляет, чем отличается от традиционных дизельных перронных автобусов и каково его будущее?

Константин Закурдаев

На состоявшейся в Москве Национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2025 этот необычный автобус стал одним из центральных экспонатов. Речь идет о новой модели аэропортового или, как его правильнее называть, перронного автобуса, который на своем стенде продемонстрировал Минский автомобильный завод. Нужно напомнить, что подобные автобусы на МАЗе разработали еще в середине нулевых, и с тех пор это единственное предприятие на просторах Таможенного союза, выпускающее перронные автобусы в их общепринятом классическом виде. То есть речь идет не об адаптированных для работы в аэропортах модификациях серийных городских машин, а о специально разработанных для этого моделях. 

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01
МАЗ-271Е01, габаритная длина: 14,5 м; пассажировместимость: 110 чел., начало продаж: 2025 г.

Новое поколение таких автобусов под обозначением МАЗ-271 появилось около четырех лет назад. И показанная в этот раз Минским автозаводом их новая модификация внешне практически такая же. Разве что на боковинах кузова нарисовано стилизованное изображение вилки для электрической розетки. С правой стороны есть и сама розетка — специальный разъем для подключения зарядного устройства. Его наличие свидетельствует об уникальности данной модели для нашей страны, в которой прежде не эксплуатировался ни один подобный автобус. Точнее — электробус. Другими словами, данный экземпляр, получивший обозначение МАЗ-271Е01, вместо дизеля оснастили электрическим двигателем.

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01

Электробусы подходят для аэропортов практически идеально. Потому что пробеги от терминалов до самолетов невелики, территория и маршруты использования все время одни и те же, а время, затрачиваемое на посадку пассажиров, часто превышает время в движении. Поэтому перронные автобусы, в отличие от городских, очень удобно подзаряжать, пока они стоят возле терминала в ожидании окончания регистрации на рейс. Неудивительно, что аккумуляторный отсек, расположенный между кабиной и салоном электрического МАЗ-271Е01, сравнительно небольшой. Ведь запас хода у данной модели не превышает 100 км. Потому что курсирующему по территории аэропорта перронному электробусу даже этого хватит с избытком!

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01
Салон шире, чем у обычного автобуса, с минимумом сидений.

В отделенной от пассажирского салона кабине электрического МАЗ-271Е01 все так же, как и у его серийной дизельной версии. Здесь два сиденья, между которыми возвышается кожух моторного отсека. Рядом с водителем размещен блок управления трансмиссией и стояночный тормоз. Но есть и интересный момент: двигатель запускается нажатием кнопки. Она становится активна, когда в щель помещенного рядом приемника вставлена карта, выполняющая роль ключа зажигания. Спереди под потолком — монитор, на который выводится изображение с видеокамер, установленных как в салоне, так и по внешнему периметру кузова.

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01
Верхний монитор показывает обстановку в салоне и вокруг электробуса. 

Если открыть верхний люк выступающего в кабину кожуха, то можно увидеть только систему управления электродвигателем, тогда как сам он где-то дальше внизу, и разглядеть его через данный люк невозможно. Двигатель этот китайского производства. Почему не отечественный? Со слов представлявших электробус заводских специалистов, во-первых, по причине гораздо меньших размеров и массы при прочих равных характеристиках. А во-вторых, данный электродвигатель поставляется в едином блоке с 4-ступенчатой автоматизированной КП с пневматической системой управления — удобное решение! Мощность такого силового агрегата — 105 кВт. На первый взгляд, для электробуса подобных габаритов и массы это не так уж и много. Но, с другой стороны, больше и не требуется, ведь подобная техника редко когда ездит со скоростью выше 40 км/ч и за всю свою долгую аэродромную жизнь не встречает на своем пути ни одного сколько-нибудь значительного подъема. 

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01
Под кожухом в кабине — оборудование для управления силовым приводом.

Салон у перронного автобуса, естественно, совсем не такой, как у автобусов, к которым мы все привыкли. И не только потому, что его широкие двухстворчатые двери располагаются не с одной, а с двух сторон. Этот салон заметно шире и с минимумом сидений, которых в данной модификации 14. Но зато вместимость — 110 человек, и это с учетом того, что у большинства из них с собой внушительных размеров багаж. Важно, что в отличие от многих других электробусов, в салоне у МАЗ-271Е01 нет никаких печек, работающих на дизельном топливе. Потому что зимой комфортная температура и в кабине, и салоне поддерживается с помощью установленных в разных местах нескольких электрических обогревателей. Получается, это модель с нулевым уровнем загрязнения окружающей среды!

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01
С правой стороны кузова расположено зарядное устройство.

В прошлом году перронный электробус МАЗ-271Е01 проходил опытную эксплуатацию в аэропорту Пулково, а после выставки отправился для работы в аэропорт Минска.

КОНКУРЕНТ ИЗ КИТАЯ

Традиционные западные поставщики перронных автобусов из России ушли. Но конкуренция никуда не делась: на выставке NAIS 2025 белорусский МАЗ-271Е01 оказался не одинок. Рядом с ним стоял еще один перронный автобус: близкий по габаритам, компоновке и вместимости китайский Yutong ZK 6140BD снаряженной массой 13,3 т и полной массой 22 т, показанный компанией «Транспортный центр».

Электрический перроник из Беларуси: обзор автобуса МАЗ-271Е01

У него тоже есть электрический вариант с двигателем мощностью 120 кВт. Но в Москву привезли 110-местную модификацию, оснащенную 4,8-литровым дизелем, развивающим 225 л. с. Так что, нашим аэропортам по-прежнему есть из чего выбирать.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






Источник