В столице Чувашской республики, прошел Международный форум «Кооперация: время, традиции, люди», где большое внимание было уделено мобильной торговле. Событие включало выставку автомобильной техники и многочисленные деловые мероприятия
Максим Приходько
Форум потребительской кооперации для региона — это самое значимое событие после главного юбилея. Чебоксарам, городу по-старомодному уютному и вместе с тем современному, в августе этого года исполнилось 555 лет. Во-первых, полку кооператоров прибыло: на мероприятии, стратегическим партнером которого традиционно выступило ПАО «Сбербанк», объявлено, что в систему потребительской кооперации России вошли Донецкий, Запорожский и Херсонский союзы потребительских обществ.
Во-вторых, международный статус форума подтвержден присутствием делегаций из 25 стран, в том числе Беларуси, Ирана, ЮАР, Китая и других. Но главным событием, доступным всем пришедшим на Красную площадь Чебоксар, стала выставка-ярмарка, на которой показали свою продукцию организации потребительской кооперации из 70 регионов страны.
Студент Саранского кооперативного института Российского университета кооперации Тимур Аксянов завоевал главный приз конкурса «Кооперативный стартап». Он получил сертификат на 1 млн рублей за проект «Лесной Вкус», в котором предложил новые направления развития заготовительной деятельности. Это, так сказать, выигрыш по профилю, но были и инновационные идеи в плане техники. Например, Сергей Елгин из Камчатского филиала РУК. Его отметили за дрон «Спасатель», неплохо, да? А еще были концерты, конкурсы и много другого интересного.
«ВАЛДАЙ» И ДРУГИЕ
Традиционно автосоставляющая ежегодных форумов является неким логическим продолжением главного события, то есть показа техники, которая в большей степени отвечала бы интересам и запросам потребительских обществ. В Чебоксарах автопроизводители и дистрибьюторы взяли шире — показали все самое передовое и новое без деления на типаж. Не успел Горьковский автозавод отчитаться о выводе на рынок нового бескапотного грузовика «Валдай 12», как спустя пару недель серийную машину пригнали в Чебоксары. Среди технических особенностей новинки — дисковые тормоза и задняя пневматическая подвеска. Среднетоннажник полной массой 11 900 кг оснащен 168-сильным дизелем ЯМЗ-534 и 6-ступенчатой коробкой производства ГАЗ.
Рядом с новым 12-тонником дистрибьютор ГК «СТТ» выставил фургон «Валдай 8» — машину уже хорошо известную российским перевозчикам. Примечательно, что оба грузовика оснащены гидробортом, это существенно облегчит погрузочно-разгрузочные работы. Компанию бескапотникам составили уже хорошо известные на рынке машины: фургон «Соболь NN» и фудтрак производства компании «Луидор» на базе «Газель Next».
Марка Mobitruck представила на уличной экспозиции сразу несколько своих новинок. Главным шоу-стоппером стал автомобиль Mobitruck GNN. Черный, как кусок антрацита, автомобиль сделан на базе «Газели NN», вдохновителем проекта выступил известный российский дизайнер Владимир Пирожков. За его плечами в прошлом работа по дизайну интерьера салонов моделей Citroen и Toyota, а ныне он разработал концепт-модель возвращаемого пилотируемого корабля «Русь».
Производитель из Подмосковья усилил в модели Mobitruck GNN дисковые тормоза, доработал подвеску, установив пневмобаллоны в дополнение к рессорам. При длине машины 8,4 м площадь внутреннего пространства составляет 13,5 м. Внешне кузов привлекает массивными аэродинамическими «зализами», вычурной светотехникой и прочими дизайнерскими изысками. На базе машины можно строить мобильные офисы, рестораны на колесах, магазины и все, что пожелаете.
Более приземленными, но не менее функциональными и одновременно красивыми были представленные мобильные пункты выдачи на базе прицепа Mobitrack МТ-6. На базе аналогичной модели можно составить модульный мобильный объект из двух или трех прицепов, как было показано на форуме, его площадь составила 70 м3. Базовые модули стыкуются между собой по длинной стороне, борта, с образованием внутри единого пространства. Внутренняя высота потолков варьируется от 2150 до 2450 мм. Элементы интерьера отделаны нержавеющей сталью, на пол уложена ламинированная фанера, под ней есть слой утеплителя толщиной 50 мм. Утепление стен выполнено негорючим термоизоляционным материалом толщиной 40 мм.
Дебютировавшая на форуме компания «Коммерческие автомобили Дунфэн» представила рефрижератор на базе цельнометаллического фургона Dongfeng K33. Его грузовой отсек имеет внутренний объем 10 м3. Термоизоляцию по классификации FRB обеспечивают сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола толщиной 50 мм. Доступ в грузовое пространство осуществляется через сдвижную боковую и задние распашные двери, открываемые на угол 270°. Пол и арки грузового отсека отделаны рифленым алюминием, а для крепления груза предусмотрено восемь такелажных петель в полу.
Автомобиль оснащен 2,3-литровым дизелем М9T-600 разработки компании Nissan. Его мощность составляет 136 л. с., крутящий момент — 370 Нм. Трансмиссия — механическая, 6-ступенчатая. Компактный формат «холодильника на колесах» наверняка оценят не только предприятия потребительской кооперации, но и малый бизнес в целом.
Нижегородский завод спецавтомобилей «Промышленные технологии» («Промтех») привез в Чебоксары промтоварный мини-фургон Lada Granta Prima. Машина полной массой 2160 кг, грузоподъемностью 725 кг оснащена изотермическим кузовом объемом 7 м3. Инженеры «Промтеха» разработали для машин собственное основание кузова, лонжероны которого интегрированы с лонжеронами передней части базовой легковушки Lada Granta.
Не случайно у стенда с машиной было много посетителей, самые недоверчивые из них даже залезали с рулеткой внутрь грузового отсека.
На этом выставочная авточасть Международного форума и закончилась. Были еще автолавки на шасси «Газелей» разных моделей и автолавки, построенные на базе УАЗа, но они не шли в общий «медальный» зачет. С этих машин продавали свою продукцию организации из Чувашии и Татарстана. Заметим общую особенность — все автолавки маркированы идентификатором КООП. Он содержит информацию о регионе эксплуатации машины, типе ТС и принадлежности к конкретному потребительскому обществу.
ЗНАЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
В рамках деловой программы форума состоялась церемония награждения победителей конкурса «Лидер мобильной торговли — 2024», организованного журналом «Автопарк 5 колесо» и Центросоюзом РФ.
Конкурс проводится уже второй раз и представляет собой ежегодное мероприятие, отражающее социально ориентированную миссию потребительских кооперативов — обеспечение жителей удаленных и малонаселенных пунктов товарами и продуктами первой необходимости.
«Автолавки сшивают челночными маршрутами “большую землю” и малые, дальние поселения. Экипажи лавок не просто выполняют план продаж, но поддерживают жизнь в буквальном смысле: привозят лекарства, а то и готовят обеды на несколько дней вперед для одиноких стариков, и понятие “труд”, в городе ставшее казенным и формальным, возвращает исходный смысл: вкладывать усилия, уставать, чтобы создать нечто новое, поделиться душой и добром», — так сформулировала философию будней работников потребительской кооперации один из членов жюри, журналист и писатель Оксана Демченко. Пожалуй, лучше и не объяснить главную идею конкурса.
В этом году формат мероприятия стал шире, количество участников увеличилось: к кооператорам присоединились производители специальной автотехники, которые демонстрировали свои лучшие технические решения.
«Всего в конкурсе приняло участие 47 предприятий и организаций из 18 регионов России. Заявки собирали на специально созданном сайте. Оценивало конкурсантов компетентное жюри в составе журналистов профильных изданий и представителей Центросоюза России», — отметил главный редактор журнала «5 колесо» Алексей Вожаков.
Конкурс-2024 проводился по шести номинациям:
В системе потребительской кооперации уже второй год вызывает большой интерес номинация «Лучший экипаж автолавки». В этом году на нее заявились сразу 16 экипажей из 10 регионов страны. Победителем стал экипаж автолавки Карсунского райпо Ульяновского облпотребсоюза. Представители получили диплом и кубок победителя, а также приз от Центросоюза России.
Специальной номинации «За заботу о сельской глубинке» удостоились новосибирские кооператоры — Коченевский производственно-торговый потребительский кооператив. Четыре раза в неделю автолавка обслуживает порядка 10 удаленных от райцентра сел и деревень, в которых проживают не более 50 человек. Удаленность этих деревень от ближайших районных центров составляет более 100 км.
В номинации «Автолавки. Лучшее техническое решение» за победу боролись три финалиста: автомобили «Компас-5» и «Газель Next», прицеп «Трейлер-82942». Победителем стала автолавка «Компас-5», представленная компанией «Тракс Восток Рус». Фургон с витриной вдоль борта оснащен современным торговым оборудованием, а управлять техникой можно с правами категории B. Изготовитель надстройки — нижегородский завод спецавтомобилей «Промавто».
В номинации «Фудтрак. Лучший дизайн и оснащение» жюри оценивало заявки от компаний Vagontrucks, SilverVan, Marketruk. Также на конкурс пришла заявка от потребительского общества «Важское»: кооператоры из Архангельской области представили фудтрак 8071W и рассказали о работе передвижного пункта питания. Победителем стала модель Vagontrucks S8. Ее изготовили по индивидуальному проекту и оснастили всем необходимым для торговли едой.
В номинации «Транспорт для е-сommerce» все присланные заявки разделили на пять категорий. Победителем в категории «Электромобили» стал электрический фургон-рефрижератор для городской доставки NEMO Е630, производства компании «Нэмо», Нижний Новгород. Конкурентами ему выступили турецкий развозной электрофургон Pilotcar P-1000 и китайский аккумуляторный среднетоннажник JAC N90EV.
Победителем в категории мини-фургонов выбран автомобиль Lada Granta Prima. Представленная в выставочной экспозиции форума новинка завода «Промышленные технологии» соперничала с моделями ВИС-234900 и PVR-235710 «Мул», также построенными на базе Lada.
Победителем в категории автомобилей массой до 3,5 тонн стал уже упомянутый цельнометаллический фургон-рефрижератор Dongfeng K33 от компании «Коммерческие автомобили Дунфэн». Дипломы финалистов в малотоннажной категории получили изотермические фургоны SDAC J7 и Sollers Atlant.
В категории «Среднетоннажные фургоны» победил Ambertruсk JM производства калининградского завода «Автотор». Для использования в сегменте e-сommerce производитель предлагает широкий ассортимент исполнений шасси: от короткобазного (база 3360 мм) до автомобиля со средней базой (3815 мм), позволяющей установить более вместительную надстройку.
Очевидная тенденция в сегменте доставки в маркетплейсы — рост объема крупногабаритных товаров. Вот почему в нашем конкурсе появилась категория «Магистральная логистика», где в этом году представлены полуприцепы. Соперничали три модели: MAYER Cargoline, Orthaus, Yildiz Treyler. Победил рефрижераторный полуприцеп MAYER Cargoline — модель, получившая конструктивные улучшения, предлагается в разных вариантах по длине (от 13,6 до 16,75 м) и может использоваться в логистике, торговле, пищевой промышленности и фармацевтической отрасли.
В номинации «Лучшее маркетинговое решение» первое место присуждено компании «Тракс Восток Рус» за внедрение чат-бота для коммуникации с покупателями через мобильное приложение. Диплом финалиста получила компания Mobitruck, представившая на конкурс мобильный пункт выдачи заказов, о котором мы уже рассказали.
В номинации «Перспектива года» жюри приняло решение объявить победителем полноприводный фургон «Соболь NN 4х4». Достаточно сказать, что новый «Соболь» с локализованным силовым агрегатом не имеет ничего общего с прежней машиной.
Другие финалисты конкурса:
Высокий уровень обслуживания покупателей — экипаж автолавки Цивильского райпо Чувашпотребсоюза — за отличный сервис и индивидуальный подход к покупателям.
За профессиональную самоотверженность — потребительское общество «Торговая база» Погарского райпотребсоюза Брянского облпотребсоюза — за гражданское мужество и работу в приграничье. Автолавки этой организации каждый день доставляют продукты в населенные пункты, граничащие с зоной СВО. Тут напомню, что российские кооператоры активно помогали и помогают нашим воинам, собирая для них продукты, лекарства, деньги на покупку квадрокоптеров, снабжая их автомобилями.
Максимальный охват — потребительский кооператив Пестриченское райпо Татпотребсоюза — за обслуживание наибольшего количества населенных пунктов.
Лидер по выручке — Батыревское райпо Чувашпотребсоюза — за достижение наилучших финансовых результатов с одной торговой точки.
За лучший сервис — Новодугинское райпо Смоленского облпотребсоюза — за высокую лояльность покупателей.
За дальний рейс — Первомайское райпо Томского облпотребсоюза — за самый большой пробег за рейс (200 км).
За многолетнюю поддержку села — Афанасьевское райпо Кировского облпотребсоюза — за стабильную работу и преданность профессии.
За верность традициям — Октябрьское райпо Чувашпотребсоюза — любимая автолавка сельских жителей.
Автолавка-бренд — Ибресинское райпо Чувашпотребсоюза — за приверженность бренду КООП, высокую информативность и продвижение собственной продукции.
КУРС — НА СЕВЕР
Форум посетил Глава Чувашии Олег Николаев. Вместе с председателем Совета Центросоюза РФ Дмитрием Зубовым руководитель региона обошел экспонаты форума, расспрашивая на стендах о каждой новинке. Не ожидал, что людьми они оказались автомобильно подкованными.
Сужу по тому, какие вопросы по технике задавались представителям автобрендов. Кстати, Дмитрий Львович рассказал, что Форум-2025 состоится в Архангельске, на Русском Севере. Край этот холодный и суровый, учтут ли это обстоятельство производители спецтехники к следующему году?
Подписка на рассылку материалов Автопарка