Японская автомобильная промышленность в настоящее время сталкивается с определенными трудностями – и не только на мировой арене, где все должно быть достаточно понятно ввиду растущей жесткой конкуренции со стороны китайских автопроизводителей, но и у себя «дома», в Японии. Причем речь идет и о снижении продаж, и о существенном сокращении объемов производства автомобилей японских брендов. «5 Колесо» изучило ситуацию в деталях и попыталось определить главные причины тревожной для японского автопрома тенденции. Есть ли выход из ситуации?
Роман Прокопенко
Toyota Motor Corp. выпустила официальное заявление, где, в частности, сообщается о том, что мировое производство японской корпорации упало на 7,0% в сравнении с прошлым годом за период с апреля по сентябрь (включительно), что стало первым зафиксированным «Тойотой» падением за 4 года (!). Основные причины снижения — разразившиеся в этом году скандалы с качеством и более слабые продажи на рынке Китая, что в совокупности повиляло на внутреннее (в Японии), так и на зарубежное производство корпорации.
Вот конкретные цифры: в первой половине 2024-го финансового года Toyota Motor выпустила суммарно 4,71 миллиона автомобилей обоих своих брендов — Toyota и Lexus, — и это значительно ниже рекордных 5,06 миллионов машин за тот же период прошлого года, когда мировое производство во многом выросло за счет увеличения поставок полупроводников.
На Родине же, в самой Японии, производство Toyota упало на 9,4%, до 1,53 миллиона выпущенных автомобилей, поскольку компания ранее останавливала производство популярной сейчас модели Yaris Cross и двух других моделей на целых 3 месяца после того, как официально вскрылось, что компания не в полной мере соблюдала государственные стандарты при испытаниях своих автомобилей. Вдобавок, снижению объемов способствовала и отзывная кампания «тойотовского» бестселлера — гибридной модели Prius.
Объемы производства за пределами Японии у Toyota Motor упали на 5,8%, до 3,17 млн автомобилей, что обусловлено падением на 17,1% в Китае на фоне жесткой ценовой конкуренции с местными производителями, и в первую очередь с BYD (Build Your Dreams), которая продолжает переманивать к себе клиентов за счет более доступных электрифицированных моделей, и уже официально стала крупнейшей автомобильной компанией Китая.
Что касается других крупных рынков, где налажен выпуск автомобилей Toyota, то, к примеру, объем производства в Северной Америке упала на 1,7%, в то время как в Европе производство, наоборот, выросло на 3,2%.
Ситуация с продажами также не идеальна, хотя здесь, наверное, падение не столь драматичное. Мировые продажи японской компании упали на 2,8% до 5,03 млн автомобилей за период с апреля по сентябрь 2024 года, что стало первым падением за два года: реализация автомобилей Toyota в Японии упала на 9,3%, до 716 588 проданных экземпляров, а зарубежные продажи снизились на 1,6% до 4,31 млн, согласно официальным данным, публикуемым Toyota.
Если говорить только о показателях реализации автомобилей «на новых источниках энергии», т. е. считать гибриды, электромобили и автомобили на топливных элементах («водородомобили»), то здесь ситуация складывается следующая. Toyota продала 78 178 электромобилей по всему миру за 6 месяцев текущего финансового года, что на 32,5% больше, чем годом ранее, когда мировые продажи EV японской компании и так выросли в 7 раз.
Тем не менее, чуть ранее в этом году Toyota уже сократила свой глобальный целевой показатель по производству «электричек» на 2026 год на 30%, примерно до 1 миллиона электромобилей, поскольку глобально спрос замедляется, и с этим не поспоришь [если ты не живешь в Китае, разумеется].
Кстати, реализация «тойотовских» гибридов взлетела сразу на 21,1% за отчетный период, увеличившись до 2,03 миллиона проданных автомобилей; во многом это было достигнуто за счет установления более низких цен, которые и простимулировали спрос — как видим, очень хорошо.
Если брать более широко по крупным японским автопроизводителям, то, как подсчитали аналитики, совокупное мировое производство восьми крупнейших автопроизводителей Японии, включая Toyota, в период с апреля по сентябрь…упало на 6,0%, до 11,88 миллиона выпущенных автомобилей, что, внимание, стало падением впервые за 4 года (!), согласно доступной отчетности компаний.
Из восьми компаний только Suzuki Motor Corp. и Mazda Motor Corp. избежали снижения производства, поскольку общеотраслевой скандал с испытаниями автомобилей, который разразился, как мы уже писали, чуть ранее в этом году, повлиял именно на Toyota, Honda Motor Co. и некоторые другие, но не на «Мазду» и не на «Судзуки». Ну и, вполне очевидно, снижение спроса в Поднебесной, где зарубежные автокомпании все стремительнее сдают позиции своим китайским конкурентам, также очень негативно повлияло на производство, а ряд компаний, таких как Nissan и Honda, и вовсе остановили работу ряда своих местных заводов.
Для лучшего понимания ситуации и влияния жесткой конкуренции со стороны «китайцев»: производство Honda упало за первую половину 2024 фин. года на 8,1%, до 1,82 миллиона автомобилей, в то время как в Nissan отметили снижение выпуска на 7,8 процента, до 1,53 миллиона автомобилей.
Наконец, общий объем продаж восьми крупнейших автомобильных компаний из Японии по всему миру снизился за рассматриваемый период на 2,5% — до 11,99 млн автомобилей.
Интересно будет понаблюдать, выручит ли «Тойоту и компанию» в конкуренции с «китайцами» ее совсем иной, чем у многих других мировых автопроизводителей, стратегический подход: ставка на гибриды, а не на чистые «электрички». Ваши ставки?