Для советских автолюбителей «Жигули» стали мечтой, эпохой, надежным транспортом. Для автостроителей же они задали стандарты качества и принципов создания автомобилей.

Редакция
ВАЗ-2101 – первая и самая массовая модель «Лада». Выпускалась с 1970 по 1988 год, за 18 лет с конвейера сошло свыше 4,8 млн всех модификаций первой модели «Жигулей». Всего же в Тольятти собрали более 16 млн автомобилей на платформе «классики».

Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года – столетие В. И. Ленина. 19 апреля в ходе пробной сборки с конвейера сошли 6 автомобилей синего и красного цветов, символизирующих флаг РСФСР. Сейчас 19 апреля на АВТОВАЗе отмечается как «День первого автомобиля». Еще одна корпоративная праздничная дата завода – это 20 июля. В этот день в 1966 году было подписано Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год.

«Жигули» созданы на базе FIAT-124, получившего титул «Автомобиль года в Европе – 1967», но прототип был глубоко переработан. Всего в конструкцию прототипа внесено свыше 800 изменений. В результате ВАЗ-2101 стал комфортней, динамичней и безопаснее итальянского седана. Это работа была проведена за 4 года. Был усилен кузов, изменена кинематика шасси, установлен двигатель иной конструкции, применено усиленное сцепление, увеличен дорожный просвет, задние дисковые тормоза для защиты от грязи и пыли были заменены на барабанные механизмы. У «Фиата» другие бампера и колпаки, выступающие ручки дверей и одинарная проушина под домкрат – прямо по центру порога. Переработан был и интерьер: у ВАЗ-2101 иная комбинация приборов, а сиденья получили удобный механизм раскладывания спинки, тогда как на «Фиате» она вовсе не регулировалась.

Бытует миф, что первые «Жигули» оснащались «фиатовскими» двигателями. Изначально предложенный двигатель FIAT-124 был устаревшей конструкции, с нижним расположением распределительного вала. И советская сторона настояла на передовом на то время верхневальном двигателе. На «копейку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. Самым мощным – 120 л. с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена ограниченная партия таких машин.

Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Три линии сборочного конвейера запускали поочередно. В августе 1970 года выпускалось по 70 машин в смену. Всего в 1970 году было собрано 23 115 машин. Уже в 1973 года был собран миллионный автомобиль (им стал ВАЗ-2103), окупив средства, затраченные государством на создание автозавода.

Первые «Жигули» получили фирменный логотип с серебристой ладьей: стилизованная буква «В» означает ВАЗ, а ладья – это символ движения. Первые логотипы снабжались надписью «Тольятти» под ладьей – сегодня это коллекционная деталь. И совсем большой редкостью являются первые пробные экземпляры эмблемы, где в надписи «Тольятти» буква «я» ошибочно была развернута в латинскую «R».

Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года – первым покупателем стал сотрудник тольяттинского предприятия «Волгоцеммаш». Сейчас этот автомобиль находится в музее предприятия. А вот самые первые собранные ВАЗ-2101 не сохранились: они были использованы для испытаний на прочность сварных точек и швов. Самый ранний сохранившийся экземпляр, найденный для заводского музея, обозначен под 38-м номером кузова.

Название автомобиля «Жигули» (в честь расположенной рядом с Тольятти горной системы) появилось в 1968 году – оно было предложено конструкторами завода. Но оно не подходило для экспорта (в отдельных языках перекликалось с названием мужчины с «низкой социальной ответственностью»), поэтому при поставках за рубеж использовали название Lada. На экспорт первая партия автомобилей Lada была отправлена уже в 1971 году – в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию.

Появление ВАЗ-2101 дало толчок модернизации советской промышленности. Организация нового массового производства легковых автомобилей стало катализатором развития производства продуктов нефтехимии, пластмасс, резинотехнических изделий, масел и т.д. Именно с выходом первых «Жигулей» в стране массово появился высокооктановый бензин. Распространение «Жигулей» изменило даже ПДД! В 1980 году впервые в СССР была ограничена скорость на трассе (до 90 км/час).